Суннитское толкование аята

Большинство суннитов толкуют аят об обладателях власти не в том значении, в каком толкуют его шииты, так как в суннитском вероучении отсутствует убежденность в том, что обладателями власти являются безгрешные имамы из рода Посланника Аллаха. Сами суннитские ученые не имеют общего мнения относительно того, кто же на самом деле подразумевается в этом аяте под обладателями власти. Поэтому в качестве толкования ими предлагаются различные варианты: 1. Каждый правитель, имеющий власть в исламском государстве; 2. Сподвижники; 3. Ученые; 4. Предводители войска и др.

Правота шиитов вытекает как из существования большого количества хадисов, разъясняющих 59-ый аят суры «Женщины», так и после внимательного изучения смысла аята. Помимо того, что в аяте говорится о подчинении обладателям власти, в нем еще указывается на их безгрешность и защищенность от ошибок. Как уже было сказано ранее повиновение обладателям власти в этом аяте абсолютное и беспрекословное, такое же, как повиновение Аллаху и Его Посланнику. Каждый, кому верующие обязаны повиноваться подобным повиновением, должен быть защищен от грехов и ошибок в своих предписаниях. Он должен быть непорочным и безгрешным, никто и ничто не должно воздействовать на него и на его приказы ни снаружи, ни изнутри. В противном случае, если допустить, что обладатель власти не защищен от грехов и ошибок, он может дать ошибочное повеление. И получается, что Аллах приказал мусульманам подчиниться ошибочному повелению, которое противоречит Исламу. Таким образом, если обладатель власти незащищен от грехов и ошибок, то высока вероятность того, что с одной стороны от Аллаха и Посланника будет исходить одно повеление, а с другой стороны от обладателя власти будет исходить другое повеление, противоречащее первому. В результате выходит, что в данном аяте Всевышний Аллах приказывает повиноваться одновременно и истине, и лжи. А подобное просто невозможно, ибо не согласовывается ни с разумом, ни с шариатом.

Никто из людей, перечисленных суннитами в качестве обладателей власти, не является безгрешным и непорочным. Ни сподвижники, ни ученые, ни правители. Таковыми являются лишь Посланник Аллаха и имамы из его семейства, и только они полностью соответствуют внешнему смыслу данного аята. Всевышний Аллах удалил от них внешнюю и внутреннюю скверну, полностью очистил их от грехов и ошибок, сделав их непорочными. Об этом свидетельствует отрывок из 33-его аята суры «Сонмы»: «О ахль аль-бейт! Аллах желает лишь вас избавить от скверны и очистить вас полностью».

Известный суннитский толкователь Корана Фахр Рази в своем труде «Мафатих аль-гейб» этим же путем доказывает, что обладатель власти должен быть непорочным и безгрешным. Но далее он говорит: «Данный аят несомненно указывает на непорочность обладателя власти, но так как непорочного не существует, то аят подразумевает общее мнение ученых, знающих шариат. Если они придут к общему и единогласному мнению, то это мнение является непорочным и безошибочным».

Если, как говорит Фахр Рази, непорочного не существует, то каким образом общее мнение ученых, не являющихся непорочными и защищенными от ошибок, может быть безошибочным и непогрешимым? Да, подобным способом (советом ученых) можно решить некоторые из трудностей исламской общины. Но существуют множество вопросов, в которых ученые никогда не придут к общему мнению. Вопросы власти, внутренней и внешней политики, экономики, национальные проблемы, а также множество других вопросов. Всегда существует вероятность того, что они не придут к общему мнению, а если и придут, то их решение будет ошибочным. В качестве наглядного примера выступает история Ислама и современное состояние мусульман. Всегда среди ученых было множество противоречащих друг другу мнений во всех областях религии, вплоть до того, что даже основные положения Ислама трактуются по-разному. Никогда ученые не приходили к общему и единогласному мнению, с которым согласились бы все стороны. Этот печальный факт присутствует и в наше время, и это является наилучшим свидетельством того, что утверждение о непорочности и безошибочности единодушного мнения ученых не больше чем утопия.

Аят об обладателях власти можно верно истолковать, дополнив его некоторыми пророческими хадисами, имеющимися в авторитетных сборниках. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Я оставляю среди вас двух халифов – Коран и мой род. Они никогда не отделятся друг от друга и присоединятся ко мне возле райского источника». [267]

В другом его хадисе сказано: «Эта религия будет стойкой, пока будут править двенадцать халифов». [268]

Также Посланник Аллаха говорил: «Тот, кто повинуется мне, повинуется Аллаху. Тот, кто не подчиняется мне, не подчиняется Аллаху. Тот, кто повинуется Али, повинуется мне. Тот, кто не подчиняется Али, не подчиняется мне». [269]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: