Ответ на слова оппонента: «Из твоих слов получается.»

Что касается этих слов и подобных им, в шариате это называется аргументация посредством «Лявазим».

«Лязим» то есть это то, что обязует что то.

И здесь необходимо объяснить три положения.

1) Лязим из слов Аллаха и Его посланника.

2) Лязим из слов человека если он сам признал это или же отверг это.

3) Лязим из слов человека, если неизвестно, как он относится к этому лязиму.

Во первых, нет сомнения в том, что «Лязим» это аргументация посредством разума. Когда ты говоришь: «То есть, получается» это уже А было уже сказано, что аргументация разумом в вопросах такфира не приемлима, так как вопросы такфира – шариатские вопросы, и выносить их можно лишь опираясь на Коран и Сунну, а не опираясь на разум. И уже приводились слова Шейхуль Ислама на то, что недопустимо опираться лишь на разум в вопросах такфира.

И это первое, чем мы отвергнем эти слова, прежде чем вообще посмотреть на них.

И кто поразмышляет над этим вопросом, поймёт, что у каждого свой разум, и каждый может додумать из слов или поступков человека свои результаты, и как гласит известная поговорка: «Сколько людей, столько и мнений», а ведь такфир причисляющего себя к Исламу и тем более к Ахли Сунна не дозволено делать, кроме как при стопроцентной уверенности, как и тафсикъ и табди’.

И так как Лязим это не Коран и не Сунна, то аргументирующий им может как ошибиться, так и быть правым, и это уже будет зависеть от того, чем он аргументирует и какие аналогии приведёт.

Второе, чем мы ответим, то что бывает три положения в приписывании Лязима мазхаба человека к нему самому.

1. Когда он признал или утвердил этот лязим сам, и тогда оно относится к нему.

2. Когда он отрицает этот лязим, и тогда он даже если и противоречит сам себе, сам этот лязим не относится к нему.

И здесь, если он сам указывает и разграничивает в своих объяснениях и отрицает этот лязим, то неправильно будет всё равно обязывать его этим лязимом. Потому что в случае если он прав(а это возвращается к интеллекту), то это не лязим, а в случае, если он не прав, то если он действительно закладывает основы и правила, явные лявазим которых потом сам отрицает, самое большее, в чём его можно обвинить, это его глупость, но не куфр, который утвердится только тогда, если утвердить лязим, а мы уже объяснили, что это не дозволено, потому что это возвращается к разуму и интеллекту, а не к шариатским текстам непосредственно, и не дозволено возвращать вопросы такфира к разуму.

Поэтому сказал ибн Теймия в Маджмуати ль Фатава, 20 том, 218 страница, что если бы лязим мазхаба был самим мазхабом, то нужно было бы вынести такфир каждому, кто сказал, что «Аль Истиваъ» или любой другой сыфат Аллаха имеет переносный смысл, а не прямой. Потому что Лязим этих слов требует того, что вообще ни один сыфат или имя Аллаха не бывает в прямом смысле. Однако человек может быть джахиль в языке или же в шариате и поэтому не учёл то, какой лязим следует из его слов, и потому не следует обвинять его за лязим, прежде чем он согласится с ним.

3. Когда он сам не упоминает ничего об этом лязиме, не соглашался с ним и не отрицал его, в таком случае ему тоже не приписывают этот лязим, по причинам, которые уже были упомянуты, потому что есть вероятность, что если упомянуть ему этот лязим, то он отречётся от этого, и если прояснится ему то, что этот лязим – истина, он также отречётся от того, что его обязует, и это то, на что мы надеемся от наших братьев, запутавшихся в вопросе такфира, и поэтому приводим лявазим их убеждений и утверждений, чтобы поняв те многие последствия, которые неизбежно следуют из него, они оставили как их, так и их начало.

Сказал Ибн Хазм:“Выносить такфир людям за логическое следствие их слов является ошибкой. Так как это клевета на оппонента и навязывание ему того, что он не говорил. Если он даже и сказал слово, из которого может выйти опасный смысл, то это означает только то, что он противоречит себе.Но быть противоречивым и непонятным не является куфром. Наоборот хорошо, если он принимает это противоречие, так как он спасется от куфра. Поэтому человеку может быть вынесен такфир только за явный смысл слов и за явную акыду, которой он придерживается”.(Аль-Фасль, 3/294)
Ибн Таймия сказал: “Не выносится такфир человеку за причину, где могут быть разные вероятности”.
(Ас-Сарим аль-Маслюль, 517)
Имам ан-Навави передает от Саймари и Хатиба: “Если муфтия спросят о человеке, который сказал некоторые слова, не являющиеся ясным куфром, то муфтий должен спросить того, человека, что он подразумевал, затем он должен сказать: “Если он подразумевал то-то, то хукм его такой, если он подразумевал другое, то его хукм изменится соответственно тому, что он подразумевал “.
(Маджмуъ лин-Науауи, 1/49)

Заключение:

О Аллах, наставь нас на прямой путь и сделай нас и наше потомство единящими Тебя и помогающими Твоей религии, о Аллах, объедини слово мусульман на истине, о Аллах, направь, о Аллах, разъясни, о Аллах, укрепи, нет достойного поклонения, кроме Тебя, Пречист Ты, мы были людьми несправедливыми.

И заканчиваем своё послание, восхваляя Всевышнего Аллаха за наставление на прямой путь, разъяснение истины и укрепление на действие согласно ей.

Мир и благословение Пророку, его семье и сподвижникам.

Аллах знает лучше. Подготовил Абу Аниса Ад-Дагестаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: