Проблема реинтеграции Франции в НАТО

После крушения биполярной системы Франция продолжила свою независимую от НАТО оборонную политику. Более того, она стремилась вообще вытеснить Соединенные Штаты из Европы. Президент Франции, Ф. Миттеран хотел использовать окончание Холодной войны, для того чтобы освободить европейскую политику от «слепого» равнения на США и придать ЕС статус автономного центра силы, который бы действовал независимо от НАТО. Французы полагали, что безопасность Европы не будет обеспечена, если её оборона будет зависеть от США. Однако, автономность европейской обороны не соответствовала интересам США.

15 июня 1991 года в Бельгии было проведено совещание министров обороны стран НАТО, на котором было решено создать «Силы быстрого реагирования». На совещании было предложено использовать вооруженные силы Альянса для разрешения конфликтов в Европе, как инструмент СБСЕ. Следовательно, предполагалось, что НАТО станет основой европейской системы безопасности, чему сопротивлялась Франция. Позиция Франции сводилась к тому, что Европейская оборона должна полагаться на СБСЕ, Совет НАТО и ЗЕС.

После объединения Германии и распада СССР, США нужно было найти новые оправдания для военного присутствия в Европе и существования НАТОкак такового. Так, зародился проект, разработанный в США, который ставил Альянс в центр европейской системы безопасности. Также была выдвинута идея о распространении Альянса «от Ванкувера до Владивостока». Такое развитие НАТО вызвало опасение у Франции, которая изначально была против расширения НАТО на восток. Франция выступала за постепенное присоединение бывших стран ОВД к странам западного мира, которое бы проходило постепенно и в рамках преимущественно европейских структур.

Франция сегодня вносит четвертый по величине вклад в Североатлантический Альянс. Страна платит и предоставляет в распоряжение человеческие ресурсы, но она не принимает участия в работе административного совета. Выразив стремление вновь войти в объединенное командование, Николя Саркози завершил процесс при полной прозрачности. В этом была суть парламентских дебатов по вопросам международной политики Франции с 2007 г., которые состоялись 17 марта

В 1992 г. при Франсуа Миттерране, официальные лица начали принимать участие в работе военного комитета в рамках операций в Боснии. При Жаке Шираке Франция вновь ввела французских военных в объединенную структуру в 2004 г. Существуют три штаба в Лилле, Лионе и Тулоне, способные проводить союзнические операции. На местах войска принимают участие совместно с НАТО в операциях в Афганистане и в Косово.

Франция занимает 4-е место по финансированию НАТО, имея войска, представляющие 7 % контингента, участвующего в операциях. Это около 4650 солдат, действующих под флагом НАТО. К тому же у Франции нет крупного командования и она не может влиять на стратегические решения альянса. НАТО — единственная организация, где у Франции нет возможности принимать участие и оказывать влияние. Реинтеграция в командные структуры означает для страны возможность действовать, а не вести себя пассивно.

Благодаря французскому председательству в Европейском Союзе, европейская политика безопасности и обороны получила конкретные продвижения вперед с усилением оперативного потенциала и масштабным участием Европы в операциях на местах (продолжение операций европейского контингента в Чаде, начало гражданских наблюдательных миссий в Грузии в сентябре, а в декабре — в Косово, и, наконец, первая морская европейская операция «АТЛАНТ» для борьбы против пиратов).

Принципы независимости, заложенные в 1966 г. Генералом де Голлем остаются незыблемыми: Франция, при любых обстоятельствах, сохраняет полную свободу принятия решения по отправке войск для участия в операции. Страна не будет направлять никакой военный контингент в постоянное распоряжение командования НАТО в мирноевремя. Касательно ядерного сдерживания, будет сохраняться полнаянезависимость, также как и у англичан, с целью того, чтобы ядерное устрашение служило как Обороне Европы, так и НАТО. Именно на основе этих принципов обновляются отношения Франции с НАТО. Первым шагом был саммит в Страсбурге-Келе 3 и 4 апреля 2009 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: