Функции философии в культуре

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция философии. Данную функцию можно конкретизировать, показав, что она пред­стает в виде гуманистической, социально-аксиологической, культурно-воспитательной и отражательно-информационной подфункций.

1) Гуманистическая подфункция философии состоит в том, что все решаемые в ней проблемы так или иначе связаны с проблемой человека. Предмет философии за­дает подобную направленность всему философскому знанию, придавая приори­тетную значимость проблематике человека.

Философия предлагает варианты от­ветов на вопросы о том, в чем сущность и назначение человека, каково его место в мире, в чем смысл его жизни и смерти, тем самым открывая каждой личности возможность мировоззренческого выбора (но насколько реальна эта возможность и как она воплощается в действительности, зависит от многих причин, прежде все­го, социокультурного характера). Например, одни философы усматривали смысл жизни человека в земных наслаждениях (гедонизм); другие — в ограничении по­требностей, в исполнении строгих моральных предписаний (стоицизм); третьи — в служении Богу (религиозная философия); четвертые вообще провозглашали бес­смысленность и абсурдность любой жизнедеятельности (экзистенциализм).

2) Наряду с названной гуманистической подфункцией, существует и другая —

Социально-аксиологическая. В свою очередь она представлена в конструктивно-ценно­стном, интерпретационном и критическом аспектах.

А) Конструктивно-ценностный аспект связан с выделением в философском позна­нии различных представлений о ценностях. «Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир», — утверждал Ницше.

Для ценностного мышления предметом анализа становится уже не мир в собствен­ной логике развития, а значение этого мира для людей. Философия, будучи формой ценностного мышления, стремится ответить на вопрос: «Зачем существует этот мир?»

В философии рационально раскрываются все стороны ценностных ориентации человека. Среди них выделяются — социально-целевые (Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело, Слава, Власть, Богатство); социально-инструментальные (Право, Свобода, Спра­ведливость, Солидарность, Милосердие); персонально-инструментальные (Жизнь, Здо­ровье, Сила, Ловкость, Красота, Ум); субъективно-целевые и общечеловеческие. Как видно из перечисленного, разрабатываемые и осмысливаемые ценностные ориентации касаются как отдельной личности, так и общества в целом (общественный идеал).

Б) С конструктивно-ценностным аспектом тесно связан интерпретационный аспект - (со­стоящий в оценке социальной действительности с точки зрения присущих ей цен­ностных ориентации) и

В) критический аспект - (выясняющий расхождение между должным и сущим в оценке социальной действительности).

3) Еще одной подфункцией философии как мировоззрения является культурно-воспитательная. Изучая философские произведения мыслителей прошлого и на­стоящего, человек приобщается не только к философской культуре, но, посколь­ку философия — квинтэссенция своего времени, и к культуре вообще. Философия расширяет рамки обыденного сознания и заставляет человека взглянуть на мир и на самого себя по-иному, с позиции их всеобщности.

Философия учит человека раз­мышлять, задумываться над теми сторонами бытия, которые он порой в суетнос­ти своей жизни просто не замечает.

Философия развивает такие качества мыш­ления человека, как саморефлексия, критичность, сомнение, и тем самым совер­шенствует его умение мыслить. Примеривая на себя ту или иную систему ценностных ориентации, человек идентифицирует себя как личность.

4) И, наконец, поскольку философия дает общее представление о мире, она выпол­няет и отражательно-информационную подфункцию. В данном случае роль философии идентична роли науки в ее стремлении получить как можно больше информации об окружающей нас действительности. «Одна из главных задач философии — разработ­ка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

В этой функции модифицвано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерно накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации.

Итак, мировоззренческая функция философии раскрывается в 1гуманистической, 2социально-аксиологической (конструктивно-ценностной, интерпретациной и критической), 3культурно-воспитательной и 4отражательно-информациой подфункциях.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии.

Помимо этой базисной функции философия имеет и другую — 5 методологическую. Как правило, методологию определяют как систему принципов и способ организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе.

Поскольку методологическую функцию может выполнять не только философия, различают специальную, общую и всеобщую методогии.

Но именно философия выступает и как теория метода, и как всеобщи} тод познания и практики. как теория метода, - философия исследует наиболее общие закономерности теоретической и практической деятельности, определяет понятие научного метода, раскрывает соотношение в нем всеобщих, общенаучных и специфических способов познания и т.д.

Как всеобщая методология, философия разрабатывает определенные методы (например, диалектический метод), принципы (восхождения от абстрактш конкретному, системности, историзма и т.д.), понятия («пространство», «время и пр.) Частные науки, выходя на уровень предельных обобщений, опирают' общефилософскую методологию.

Методологическая функция философии также раскрывается в ряде подфункций - 1эвристической, 2координирующей, 3логико-гносеологической и интегрирующей.

1) Эвристическая подфункция философии состоит в том, что она содействует росту новых знаний (в том числе и знаний научных). Философия пытается осмыслить мир во всеобщности - рефлексирует над предельными основаниями культуры, раскрывая определенные тенденции ее развития, тем самым служа эвристикой научного поиска.

Методологическая функция философии конкретизируется также в конструющей роли философских представлений, т.е. в том, как философские принципы и категории воздействуют на формирование и развитие частнонаучных теорий. Составной частью научной теории являются ее философские основани я —философские категории и принципы, которые используются для решения философких проблем в данной теории.

Включение научного знания в культуру предполагает его философское обосно­вание. Полученное новое научное знание нуждается в своеобразной состыковке с господствующим мировоззрением той или иной эпохи, с категориями ее культуры. И в этом огромная роль принадлежит философии.

2) Координирующая подфункция философии как методологии состоит в согласо­вании различных методов в процессе научного исследования. Специализация наук привела к известной разобщенности в общенаучной методологии.

В результате придаются забвению отдельные методы исследования, роль других сильно пре­увеличивается или, наоборот, недооценивается. Поэтому необходим интегральный подход к применяемой методологии, установлению логической связи между от­дельными группами методов (например, между общенаучными и философскими). В этом состоит задача философии.

3) С этой подфункцией тесно связана другая — логико-гносеологическая. Используе­мый логический аппарат, само логическое построение научной теории, а также изу­чение проблем, связанных с познанием вообще и имеющих место в той или иной науке, — такова логико-гносеологическая роль философии в научном познании.

4) И, наконец, интегрирующая подфункция философии связана с объединяющей ролью философского знания.

Именно философия способна породить подобную системность и выработать интегральный взгляд на все гуманитарное познание. Отдельные части философского знания служат связующими звеньями между раз­личными гуманитарными дисциплинами. Философия через онтологию и гносеологию связана с такими дисциплинами, как современные концепции естествознания и философия науки, что образует так называемый комплекс онтолого-гносеологических дисциплин. Антропология неразрывна с онтологией и гносеологией. Она дает возможность представить в виде единого комплекса следующие гуманитарные науки: психоло­гию и педагогику, логику и риторику. Далее, социальная философия через соответствующие философские конкретиза­ции связывает воедино социологию, политологию, экономическую теорию, культу­рологию. На пересечении ряда дисциплин: социологии, политологии формируется теория государства и права и как наиболее общий ее уровень — философия права. Социальная философия включает в себя и философию истории, которая, в свою очередь, обнаруживает единство с историей как наукой. И, наконец, аксиология, связанная с антропологией и социальной философией, представлена этикой, эстетикой и философией религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: