Информационные технологии найма, оценки и отбора претендентов на вакантные должности

В организациях периодически проводится оценка рабочих мест с целью выявления их соответствия своему назначению и уровню квалификации работников, их занимающих. Если по результатам оценки окажется, что работник на данном рабочем месте не подтверждает свой профессиональный уровень, то такое рабочее место освобождается и сведения о нем пополняют БД (база данных) вакансий. Если результаты оценки покажут, что данное рабочее место можно сократить без ущерба для производства или управления, то информация об этом фиксируется в таблице БД, отражающей организационную структуру фирмы. В случае положительного результата оценки сотруднику на данном рабочем месте даются рекомендации по дальнейшему росту его профессионального мастерства или продвижения в управленческой сфере.

Последовательность выполнения этапов процесса оценки при его практической реализации с использованием информационных технологий строится следующим образом:

§ Учет нормативных профессионально-должностных признаков, характеризующих каждое рабочее место.

§ Учет фактических значений аттестационных признаков работников, участвующих в оценке.

§ Учет информации о потенциальном резерве кадров предприятия для продвижения по служебной лестнице (формирование специальной БД).

§ Разработка критериев оценки работников предприятия в профессионально-должностной дифференциации.

§ Разработка критериев оценки работников предприятия, имеющих особые режимы работы (например, гибкий график, телеработа и т.п.).

§ Планирование мероприятий, включаемых в процедуру оценки.

§ Контроль за соблюдением сроков проведения оценки для каждого работника.

§ Планирование графика проведения оценки по всем структурным подразделениям предприятия.

§ Расчет обобщенных оценочных показателей по каждому работнику, участвующему в аттестации

§ Анализ информации по итогам оценки.

§ Принятие решений (выработка рекомендаций) по изменению социального статуса работника на основе результатов оценки.

§ Анализ динамики изменения профессионально-квалификационного состава кадров предприятия, прошедшего оценку.

Если по результатам оценки окажется, что работник на данном рабочем месте не подтверждает свой профессиональный уровень, то такое рабочее место освобождается и сведения о нем пополняют БД вакансий. Если результаты оценки покажут, что данное рабочее место можно сократить без ущерба для производства или управления, то информация об этом фиксируется в таблице БД, отражающей организационную структуру фирмы. В случае положительного результата оценки сотруднику на данном рабочем месте даются рекомендации по дальнейшему росту его профессионального мастерства или продвижения в управленческой сфере.

В целях рационализации алгоритма обработки информации каждому рабочему месту присваивается код, в котором отражают: номер структурного подразделения; специальный признак, указывающий на принадлежность данного рабочего места к коллективному; другие особенности, характерные для этого рабочего места. Для кодирования удобно воспользоваться позиционной системой.

В качестве требований к рабочему месту (по которым будет оцениваться либо претендующий на него, либо занимающий его в момент проведения оценки) могут выступать самые различные аттестационные признаки, отражающие особенности производственной деятельности, а также деловые и личные качества работника.

Подбор кадров — это совокупность мероприятий, направленных на привлечение со стороны в фирму рабочих и управленческого персонала определенной квалификации.

Решение задачи начинается с определения требуемого количества работников и их квалификации. Расчеты по количественному и квалификационному составу производятся в процессе составления бизнес-плана и зависят от содержания портфеля заказов (на выпуск продукции или оказания услуг) и технологии производства, некоторые особенности, присущие процессу подбора персонала.

Содержание и оформление рекламных материалов зависят от выбранного пути поиска.

Если для подбора персонала сотрудники ОК обращаются в службы занятости (государственные или альтернативные) или профсоюзные организации, то можно воспользоваться БД этих организаций через вычислительные сети. При отсутствии доступа в них работник кадровой службы может лично посетить эти организации с целью просмотра БД и анализа отобранной информации.

Рекламные материалы могут быть подготовлены либо с помощью специалистов из профессиональных фирм, предоставляющих рекламно-дизайнерские услуги, в том числе и компьютерные, либо силами самих сотрудников кадровых служб. В последнем случае удобно воспользоваться графическим редактором или средством подготовки презентаций (например. Power Point). Все рекламные материалы требуют периодической корректировки с учетом технологических и экономических изменений как внутри фирмы, так и на рынке рабочей силы.

Для формирования требований к будущим претендентам на вакансии следует воспользоваться содержанием имеющихся должностных инструкций.

В ответ на рекламу все заинтересованные лица подготавливают необходимый пакет документов и направляют его в кадровую службу фирмы, которая регистрирует эти документы и заполняет БД претендентов на вакансии. Факт регистрации отражается в таблице “Документы претендентов на вакансии”:

В поле “Код претендента” проставляется порядковый номер. В дальнейшем он может использоваться в качестве идентификатора пре

В условиях современных компьютерных технологий может быть несколько вариантов подготовки и отправки резюме:

в форме произвольного текстового файла, сформированного в текстовом редакторе, подключаемом в режиме работы с E-mail;

в форме файла, подготовленного в Word и подключенного в режиме передачи сообщения по E-mail;

в режиме On-Line.

Для оптимизации процесса проведения собеседования следует воспользоваться формализованными оценочными формами и тестами, выполняемыми с применением компьютера, а также проводить регулирование актуального состояния БД претендентов на вакансию по результатам первичного собеседования (удаление информации или пополнение архива кандидатов, то есть регулирование состава информации, необходимой для проведения собеседования, по мере изменения в организационной, технологической и информационной сферах деятельности предприятия).

Для отбора персонала в рамках фирмы целесообразно создать мини-биржу труда (МБТ), которая включала бы в себя банк претендентов и банк вакансий. Фирма создает две информационные базы: БД вакантных рабочих мест и БД претендентов на эти или другие рабочие места. Причем первая БД формируется с учетом заданных профессиональных и прочих требований к каждому вакантному рабочему месту. Вторая БД создается на основе результатов тестирования определенного контингента работников, в число которых могут быть включены как работники фирмы, так и персонал со стороны.

По курсу «Основы безопасности труда»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: