Архитектура

Согласно археологическим исследованиям 1983-1986 и 1990-2000 гг., мон-рь кон. XIII - нач. XIV в., вероятно, располагался вокруг совр. храма св. Отцов семи Вселенских Соборов, где открыты погребения раннемосковского времени (ХIV-XV вв.). О первом храме во имя Даниила Столпника кон. XIII - нач. XIV в. известно, что он был деревянным, клетским, после перевода мон-ря в 1330 г. в Кремль стал приходским храмом с. Даниловского.

Начало формирования каменного монастырского комплекса совпадает с возрождением Д. м. при Иоанне IV.

Храм во имя св. Отцов семи Вселенских Соборов (разобран в 1729), первая каменная постройка мон-ря, был освящен 18 мая 1561 г. митр. Московским свт. Макарием в присутствии царя Иоанна IV и царевичей Иоанна Иоанновича и Феодора Иоанновича (ПСРЛ. Т. 13. С. 332). Необычность посвящения храма объяснима задачами, стоявшими перед Церковью и Московским гос-вом в сер. XVI в.: на Стоглавом Соборе 1551 г. обсуждалась необходимость храма с таким посвящением престола в качестве центра 7 соборных округов Москвы. Запись об этом не вошла в канонический текст постановлений Стоглава, но известна по копии XVI в. «Соборного приговора об учреждении в Москве поповских старост и десятских священников и диаконов»: «Где устроено место обще соборному совокуплению, собрав, аще буде достойно по царскому велению, святой храм строити святым богоносным Отцем Вселенских Седми Соборов… на собрание священником и диаконом о духовных советех» (ААЭ. 1836. Т. 1. С. 439-442). В документе говорилось о необходимости установить празднование, в к-ром новое церковно-адм. деление Москвы соотносилось бы с представлением о Москве как о наследнице Рима и К-поля. Престол был связан также с идеей восстановления первой архимандритии Московской Руси и мыслился как символический общемосковский (общерус.) «Собор Соборов», венчающий систему, уподоблявшую христ. Москву «семихолмным» столицам. До XIX в. 7-соборный престол оставался главным в Д. м., хотя такое посвящение выглядело непонятным уже в XVIII в., не было и особого чина службы в день 18 мая (установлен повторно в 1988).

Представление о виде собора 1561 г. дают опись 1701 г. (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 102), гравюра П. Пикара нач. XVIII в. (ГИМ. Л-7549) и археологические исследования 1983-1986 гг. Его остатки обнаружены археологами к северу от совр. церкви с тем же посвящением: при сооружении фундамента были использованы надгробные плиты с резьбой кон. ХV - 1-й пол. ХVI в.; под фундаментом находятся погребения с елейницами ХV-ХVI вв. Фундамент сложен из хорошо пригнанных белокаменных блоков, стены в нижней части - из тесаного камня, в верхней - из тонкого кирпича с белокаменными деталями (найдены архивольт окна, «дынька» портала, профили цоколя). Отметка уровня пола близка к отметке уровня почвы ХVI-ХVII вв., что позволяет считать храм сооружением с наземным подклетом и церковью на 2-м этаже. Храм представлял собой бесстолпный четверик с 3 тесно прижатыми друг к другу апсидными полукружиями, углы были оформлены простыми плоскими лопатками, которые начинались прямо от фундамента. Четверик перекрывал крещатый (?) свод, оформленный снаружи горкой крупных килевидных кокошников «вперебежку», с главой, покрытой черепицей. Четверик имел 2 уровня окон (в нижнем - небольшие, в верхнем - высокие щелевидные). С запада располагалась небольшая крытая паперть, боковые порталы притворов не имели. В 1712 г. в трапезной собора впервые упоминаются престолы во имя преподобных Даниила Столпника и Симеона Столпника. В описи 1725 г. отмечены трапезная и ризничная палата собора. В храме был 5-ярусный иконостас. Переписка Д. м. с Синодом показывает, что к 1-й трети XVIII в. собор обветшал («церковь во алтари и ризничная палата где всякая церковная утварь и ризница во многих местах розселась со верх до земли... от дождевой погоды бывает теча и весма де опасно чтоб от того оное церковное строение не обвалилось» - РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Ед. хр. 507. Л. 4, 1729 г.). Указом Синода, изданным в авг. 1729 г. («О разобрании старой каменной церкви... и о строении вновь» // РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 24 об.), старый собор был разобран. Сохранился лишь фрагмент нижней части юж. стены, встроенный в сев. галерею нового собора 1729-1730 гг.

Могила кн. Даниила находилась, очевидно, снаружи, к юго-востоку от диаконника собора ХVI в. Возможно, здесь, на месте некрополя, восходившего к ХIV в., были обретены мощи кн. Даниила, к-рые 30 авг. 1652 г. по повелению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона перенесли в храм св. Отцов семи Вселенских Соборов. В том же году в Д. м. готовилось освящение престолов во имя св. Алексия, человека Божия (небесного покровителя царя Алексея Михайловича), и прп. Даниила Столпника (?), о чем сообщается в благословенной грамоте от 22 марта 1652 г. (Приходные и расходные книги Патриаршего приказа. № 31(427)). Алексиевский престол более нигде не упомянут, а наименование Д. м. «Даниловский» с кон. XVII в. постоянно фигурирует наравне с названием «Семисоборный». Вероятно, освящение этих престолов имеет отношение к началу строительства нового храма, связанного с местом погребения кн. Даниила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: