ДЕФИНИЦИЯ: указание существенных качеств объекта.
Хорошая дефиниция должна нам позволить сразу распознать определенный объект. В логике всякое определение должно быть обоюдным: «человек — это разумное животное; всякое разумное животное — это человек». Дефиниция должна быть краткой и как можно более ясной. Образцом
ПО
здесь будет дефиниция, заключающая в себе одновременно и родовые черты, и специфическое отличие: «Треугольник — это многоугольник (род) с тремя сторонами (специфическое отличие)».
ки различают разные уровни человеческой деятельности в соответствии с уровнем сознания, который она предполагает (см. таблицу).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Животная
рефлекс (простая реакция на возбудитель)
инстинкт или склонность (импульс к определенному действию)
привычка
приобретенная механически, простым повторением акта;
умышленно приобретенная; действие, ставшее впоследствии бессознательным
волевое действие (сознательное действие, отражающее личностный выбор) |
сильное желание влечет за собой действие
рациональная деятельность (например, если я хочу похудеть, я могу вопреки моей естественной склонности к отдыху заняться физическими упражнениями);
моральная деятельность (мы действуем из чувства долга, независимо от наших эгоистических побуждений);
творческая деятельность (художественная, философская, научная
ДЖЕЙМС (Уильям): американский философ (Нью-Йорк, 1842 — Чокоруа, Нью-Гэмпшир, 1910). Его анализ чувства усилия (1880), где он критикует теорию Мэн де Бирана, имел широкий резонанс. Вместе с Пирсом является одним из основателей прагматизма («Прагматизм», 1907). Кроме того, им написаны: «Основы психологии» (1891), «Многообразие религиозного опыта» (1902), «Философия опыта» (1910).
ДЖЕНТИЛЕ (Джованни): итальянский философ (Кастель-ветрано, Сицилия, 1875 — Флоренция, 1944). Профессор в Палермо, Пизе и Риме, министр национального образования при Муссолини (1922-1924), в 1925 г. редактор Encyclopedia italiana, директор Giornale critico della filosofia; убит партизанами Сопротивления. Заплатил жизнью за то, чтобы его работы были сегодня предметом серьезного исследования. Его произведения: «Философия Маркса» (1899), «Общая теория духа как чистого акта» (1916), «Система логики» (1917-1922), «Философия искусства» (1931), «La mia religione» (1943). Хотя и испытавшая на себе влияние Гегеля и близкая к Кроче, его мысль чрезвычайно богата и развивает оригинальную философию, актуалистский идеализм, свидетельствующий об усилии духа, направленном на восстановление своих продуктов (искусство, природа, религия, история и т.д.), экстериоризированных им, и на сведение их к чистым актам духа. Его полное собрание сочинений, опубликованное флорентийским издателем Сансони, насчитывает 55 томов.
ДИАЛЕКТИКА: первоначально — искусство диалога; когда встречаются два индивида с противоположными мнениями, рождается дискуссия: каждый пытается опровергнуть мнение другого; двигатель дискуссии — противопоставление тезисов. С этой точки зрения всякий диалог диалектичен (см. «Диалоги» Платона). Из этого простого опыта можно вывести как положительную, так и отрицательную сторону. Аристотель обращает внимание на отрицательную, когда определяет диалектику как искусство аргументировать и опровергать, просто противопоставлять противоположные тезисы (Кант). В положительном смысле диалектика — это искусство построения истинного знания: сначала нужно быть уверенным в каком-либо мнении
(тезис), затем суметь признать обоснованность противоположного мнения (антитезис), чтобы познать общую истину вещи (синтез). Поскольку человек не может все понять с одного раза, его знание оказывается прогрессивным и диалектичным. Психологи отмечают, что он не только понимает диалектически, но и реализует таким образом свою личность игрой столкновений с другими и замыкания на самом себе, действия и рефлексии. Диалектика — не только способ познания, но способ бытия: здесь раскрывается понятие реальной диалектики, или диалектики реальности. Именно
в этом смысле Гегель, а за ним Маркс говорят о диалектике человеческой реальности не только на уровне индивида, но и всей истории человечества; античное рабство, основанное на культе силы, должно было с необходимостью породить христианство, которое является его противоположностью, т.е. религией внутреннего мира и духа как высшей ценности (Гегель). История развивается по закону противоречия: высшая ступень капитализма (тезис) породит свое собственное разрушение (посредством крупного экономического кризиса, как говорит Маркс) и переход к коммунизму (антитезис), а затем наступление социализма (синтез); гонения на евреев вызвали их уничтожение, а затем образование еврейского государства, и т.д. Диалектична сама историческая реальность. Философские системы противостоят друг другу во взгляде на природу этой диалектики.
ДИАЛЕКТИКА
Негативный Противостояние тезисов (Аристотель,
смысл Кант).
«Диалектика — это логика видимости».
«Это теория естественных заблуждений человеческого ума» (Кант).
Позитивный идеалисти- Смысл ческип смысл |
построение истинного знания (Платон, Фихте).
«Диалектик — это тот, кто познает сущность вещей» (Платон).
реалистический смысл
«Движение духа выражается историей» (Гегель).
«Мир — это зеркало духа»...
«Единственная идея, достигнутая философией, — это то, что разум правит миром, и что, следовательно, всеобщая история рациональна» (Гегель).
материалистический смысл |
«Всякое движение духа выражает некое материальное движение» (Маркс).
«Диалектическое движение мысли — это отражение реального мира» (Маркс).
«ДИАЛОГИ»: название, охватывающее собой весь комплекс произведений Платона, за исключением нескольких «Писем». Литературные достоинства диалогов, постоянно рисующих нам личность Сократа (а также его учеников, например Федона и Теэтета, воинов, например Лахета, софистов, например Горгия, и даже великих философов: Зенона, Пар-менида и др.), сочетаются с философской рефлексией, которую можно назвать принудительной лишь постольку, поскольку метод вопросов и ответов является единственным методом, действительно способным навести индивида на
рефлексию. Вопрошание позволяет принимать духовные роды у людей («майевтика»), а противоборство мнений вызывает интерес к истине {диалектика). Работы Л. Кэмпбелла, Лютославского, Дильтенбергера и других позволяют классифицировать «Диалоги» Платона на три большие группы: 1) ранние диалоги, главная задача которых — определить то или иное понятие: «мужество» («Лахет»), «благочестие» («Эвтифрон»), «рассудительность» («Хармид»); 2) диалоги зрелого периода, где появляется знаменитая «теория идей» Платона: «Федон» исследует бессмертие души, «Пир» и «Федр» посвящены любви, «Государство» обдумывает идеальное устройство общества; 3) диалоги позднего периода, гораздо более сложные и абстрактные, поднимающие вопросы метафизики познания: «Теэтет», «Софист», «Парменид», «Политик». Последний диалог — «Законы» — остался незавершенным.
ДИДРО (Дени): французский философ (Лангр, 1713 —Париж, 1784). Получив образование сначала у иезуитов, затем в колледже Луи Великого в Париже, он отказывается от какой бы то ни было постоянной профессии и ведет богемную жизнь, живя переводами, памфлетами, а в 1743 г. женится на кастелянше (Анна Антуанетта Шампион). Известность приходит к нему с того момента, когда он начинает издавать «Энциклопедию» (1751), руководство которой ему доверило издательство Лё Бретон; эта огромная задача становится делом всей его жизни и поглощает собой почти всю его деятельность вплоть до 1772 г. С 1746 г. он начинает философскую борьбу своей работой «Философские мысли», где нападает на христианство и выступает в защиту «естественной религии» сердца, которую он противопоставляет «религии Откровения». «Письма о слепцах в назидание зрячим», где он утверждает свой скептицизм и склоняется к материализму, стоили ему трех месяцев тюрьмы в Венсене. Отныне он будет много писать, но мало печатать. Наделенный живым, но рассеянным умом, Дидро обращает на себя внимание как художественный критик (Предисловие к «Салону», 1759-1781), отдающий предпочтение реализму Шардена или Греза. Его, драмы посредственны («Побочный сын», 1757; «Отец семейства», 1758). Но его драматические теории важны.
«Парадокс об актере» (1773) подчеркивает, что великие актеры не испытывают изображаемых ими страстей, и что они хорошо изображают их именно потому, что холодно просчитывают эффект своей игры. Дидро является также автором сказок и романов («Жак Фаталист», опубликован в 1796 г.; «Племянник Рамо», опубликован в 1821 г.), где он проявляет себя как ученик английских «юмористов». Но в отличие от Вольтера все его произведения остаются произведениями философа, озабоченного определением природы человека, его местом в мире и созданием теории морали («Беседа между д'Аламбером и Дидро», «Сон д'Аламбера», опубликованы в 1830 г.). Его целью было создание позитивной философии, и его философский поиск в отличие от Руссо направлялся его интересом к наукам («Мысли об интерпретации природы», 1753).
ДИЛЕММА: рассуждение, представляющее два предложения, такие, что если одно из них ложно, второе с необходимостью будет истинным. В широком смысле — необходимость выбора между двумя возможностями: «стоять перед дилеммой».
ДИЛЬТЕЙ (Вильгельм): немецкий философ (Бибрих, Рейнская область, 1833 — Зейс, Тироль, 1911). Сын пастора, начал писать к 50 годам, а его влияние стало особенно сильным уже после его смерти. Именно ему принадлежит такое понятие, как «науки о духе» Geisteswissenschaften, названные впоследствии гуманитарными науками. Он попытался разграничить их область по отношению к естественным и точным наукам. По его теории, психология является здесь самым надежным фундаментом, поскольку это дескриптивная наука (в противоположность морали и метафизике). Однако философия, такая, какой ее понимает Дильтей, если она ищет научной строгости и научного метода, все-таки не ограничится ресурсами дискурсивного разума: так же как в науках о природе существует «интуиция чувственного мира», существует и интуиция человеческого, социального и культурного мира, органом которой, по Дильтею, является духовное понимание. Его произведения: «Введение в науки о человеке» (1883 г., переведено на французский в
1942 г.), «Сущность философии» (1907), «Построение мира истории в науках о духе» (1910). Его главной задачей было распространение «Критики» Канта на область наук о человеке. Творчество Дильтея остается программным: его значимость состоит в открытии пути, на котором впоследствии разовьется социология и социальная психология.
ДИНАМИКА: часть физики, занимающаяся отношениями между силами. Динамика Лейбница, соотносящая все движения тела с внутренним действием невидимой силы, противостоит механике Декарта, объясняющей те же движения исключительно пространственными связями объектов. Динамическая психология противостоит статической психологии и рассматривает способности человека {память, волю и т.д.) в их конкретном применении, т.е. в их отношении к общему поведению человека. Так человек, который, когда ему что-то безразлично, обладает никудышной памятью, в пылу интересующего его действия или в своей специальности окажется наделенным удивительной памятью. Так другой индивид, которому тесты приписывают посредственный интеллект, станет в жизни крупным промышленным руководителем. Динамическая или клиническая психология — это начало и конец всякого психологического анализа.
ДИОГЕН КИНИК: греческий философ (Синоп, 413-323 до Р.Х.). Презирал богатство и социальные условности и жил обычно в бочке. В Коринфе, когда Александр Великий спросил его, не желает ли он чего-нибудь: «Да, — ответил Диоген, — чтобы ты не загораживал мне солнце». Он испытывал столь сильное презрение к людям, что однажды появился на улицах Афин в ясный полдень, держа в руке фонарь. В ответ на недоумения окружающих он заявил: «Ищу человека».
ДИОДОР КРОН: греческий логик и философ, представитель Мегарской школы, умер в 296 г. до Р.Х. Автор оригинальной теории импликации. Известен тем, что развил так называемый «повелевающий аргумент», устанавливающий, что неизбежность будущего так же велика, как и неизбежность прошлого.
ДИСКУРСИВНЫЙ: осуществляющийся поэтапно, посредством умозаключения — дискурсивный ум действует методически и расчетливо. Противостоит интуитивному уму, воспринимающему результат непосредственно, без стадии доказательства. См. Дедукция, Метод.
ДИСЛЕКСИЯ: заболевание, частое у раздражительных левшей. Она проявляется у ребенка с нормальным интеллектом в том, что ему трудно научиться читать и писать, что связано с естественным желанием читать справа налево. Ляпсусы часто встречаются и у взрослого, который может сказать, например, «месье Донпю» вместо «месье Дюпон». Это не невротическое, но психологическое и социальное заболевание, которого ребенок не знал бы в обществе, где читают справа налево (например, в арабском). Привычка противостоять этим естественным склонностям и движениям может вызвать многочисленные дополнительные отклонения, в частности отклонения ориентации (дислекси-, ческий шофер будет иметь склонность поворачивать руль направо, чтобы ехать налево). Именно поэтому американские педагоги учат детей писать двумя руками, для того чтобы левши не были раздражительными и не обладали комплексами, сознавая, что только они пишут левой рукой.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: понятие, которое, после Бергсона, обычно противопоставляется времени: пережитая длительность — это живой опыт времени, тогда как измеренное или математическое время является абстракцией. Длительность — психологическая и субъективная реальность: это время ожидания и нетерпения, когда один час у разных индивидов может быть долгим или коротким; тогда как с точки зрения объективного времени один час всегда остается одним часом, идет ли речь о часе скуки или о часе радости.
«ДЛЯ СЕБЯ»: человеческое бытие, наделенное сознанием, в противовес реальности, внешней по отношению к сознанию (в себе). Первоначально этот термин использовали Фихте и Гегель для обозначения рефлективного характера человеческого поведения, в результате чего, например,
,-.,. действовать — это значит знать, что мы действуем, любить — L значит знать, что мы любим. Это постоянное удвоение будет, по Фихте и Гегелю, характерной особенностью «для себя», присущей всем существам, наделенным сознанием. Термин «для себя» сегодня подхвачен Сартром и экзистенциальной философией: здесь это «для себя» совпадает с «небытием», просто потому, что человеку присуще действовать и, тем самым, «не быть больше тем, кем он является»; это вечное беспокойство, отождествляемое с сознанием свободы, будет отличительной чертой «для себя».
ДОБРОДЕТЕЛЬ (от лат. virtus — сила): первоначальное значение—мужество и сила воина; в более широком смысле — способность или умение что-то сделать, вызвать определенный результат (например, лечебные свойства растения); в современном и более распространенном смысле — предрасположенность делать добро. В зависимости от различных определений добра добродетель также приобретает различный смысл: стоики и Кант сводили ее к усилию, намерению делать добро, т.е., в целом к заслуге; эпикурейцы и почти все англосаксонские моралисты (утилитаризм, прагматизм) отождествляют добродетель со счастьем, считая, что счастье — ощутимое доказательство моральных качеств. В социально-политической сфере «добродетель — это предпочтение общественного интереса личным интересам» (Монтескье),
ДОГМАТИЗМ: склонность к утверждению без обсуждения. В философии обозначает всякую доктрину, исходящую из предварительной очевидности (в этом смысле догматизм противостоит критицизму. Критическая философия начинается с сомнения во всем — Декарт в «Размышлениях», Кант в «Критике чистого разума», оставляющей нерешенными все метафизические проблемы: бессмертия души, происхождения мира и существования Бога), или даже всякую доктрину, приходящую к какой-либо очевидности (философия Спинозы является догматизмом в том смысле, что она завершается системой истинного знания). «Догматическая философия» обозначает, в частности, средневековую философию, основанную на авторитете религиозной догмы
11.9
(точная доктрина, которую церковь проповедует во имя Бога и Откровения). Теоретически догматизм противостоит скептицизму; в практике жизни он противостоит эмпиризму: догматический политик -— это тот, кто направляет свои действия согласуясь с какой-либо теорией, не придавая должного внимания историческим реалиям современного мира. Догматизму внутренне присуща склонность к нетерпимости и фанатизму.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: то, что ведет ум к постижению истины. Существуют два типа доказательств: доказательства, осуществляемые с помощью объективных методов, в результате которых достигается логическое убеждение; и доказательства, осуществляемые посредством психологического убеждения, обращения к важнейшим чувствам и склонностям человека. Эти два типа доказательств соответствуют двум требованиям: духу геометрии и духу тонкости.
ДОЛГ: моральное обязательство вообще. Это обязательство может носить абсолютный характер («не убей!») и называется тогда категорическим императивом (Кант); оно может быть, наоборот, относительным и условным («если хочешь быть ученым, учись!»): тогда оно называется гипотетическим императивом. Различают также долг в узком смысле слова (простая справедливость) и долг в широком смысле (относящийся к милосердию). Долг может быть продиктован: 1) индивидуальным сознанием (это моральное обязательство в собственном смысле слова, то, что Руссо называл «голосом совести»); 2) присутствием в нас социального сознания, или коллективного сознания (описанного Дюркгей-мом я Джеймсом: так, именно социальное сознание заставляет нас вставать по утрам). Жизнь, а также искусство множат противоречия, часто жестокие, между сознательным долгом (например, долгом, заставлявшим Антигону похоронить ее брата по религиозному обычаю) и социальным долгом (тем, что в той же трагедии заставляет короля Креона отказать в ритуальном погребении). Другой пример конфликта разных видов долга: проблема отказа от несения военной службы. См. Мораль, Кант, Стоицизм.
ДОЛОГИЧЕСКОЕ: то, что предшествует логике. Идею о существовании дологической ментальности, присущей тем народам, которых не коснулась западная цивилизация, в своих трудах развивал Леви-Брюлъ. Эта идея остается мифом, запечатлевшим несколько предрассудков: страстно увлекающийся человек, все те, кого мы не понимаем или не хотим понимать, образ мыслей тех, кто не разделяет наших идей, кажутся нам «дологическими». В социологии сейчас это понятие не употребляется. Теперь чаще говорят «чистая мен-тальность» или «первобытное мышление» (Леви-Строс), понимая под этим способ мышления и способ жизни, на которые не повлияли требования современной цивилизации (например; обязанность быстро работать, прилагая все усилия, предрассудок о внутренне присущей деньгам стоимости, восхваление технического прогресса и т.д.). «Первобытное мышление» рассматривается как свободное и естественное выражение природы человека, без негативной оценки его как мышления более низкого уровня.
ДОПСИХИЧЕСКОЕ: совокупность «досознательных» феноменов, характерных для детей младше двух месяцев и определяющих последующую психологическую жизнь.
Большая часть неврозов, называемых «врожденными», являются результатом «фиксации» некоторых феноменов в возрасте до двух месяцев. Согласно Фрейду, характер человека определяется допсихической жизнью ребенка.
ДОСОКРАТИКИ: греческие философы, предшествовавшие Сократу, за исключением софистов. Досократиков объединяет стремление найти в природе элемент, объясняющий мир. Главные фигуры - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Зенон. Критика Сократом их учений явилась новой отправной точкой развития философии. Именно поэтому место этих мыслителей в истории определяется по отношению к Сократу.
ДОСУГ: время вне работы, используемое для привычных занятий. Проблема досуга остро встала во время революции — время упразднения корпораций (навязывавших своим членам ограничительные правила на труд) и религиозных.
праздников, время, когда свободная дискуссия хозяев и рабочих стала влиять на определение условий труда. Следствием этого было почти полное отсутствие досуга у низших классов общества. Механицизм, одержимость производством, конкуренция навязывали ритм труда, не оставлявший времени для досуга — ведь едва хватало времени даже на психологический отдых. К тому же неоспоримым результатом разделения труда, монотонности производственных задач стало разрушительное воздействие такого труда на человеческую психику. Тогда досуг становится необходимым, существенно важным для восстановления душевного равновесия людей, пытающихся, как это показал Фрейд, в проведении досуга реализовать ту сторону личности, которая не находит себе применения в профессиональном труде. Некоторые социологи даже пришли к выводу, что досуг должен заменить труд на пути расцвета человеческой личности, в том смысле, что те виды деятельности, которые раньше рассматривались как вторичные, могут стать первостепенными. Досуг — это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность. Но речь идет о свободной и неоплачиваемой деятельности, представляющей собой просто средство самовыражения человеческой личности.
ДОЦИМОЛОГИЯ (от гр. dokime — испытание): наука о методах проведения экзаменов и конкурсов в лицеях и вузах. Доцимология — фундаментальное понятие современной педагогики. Она пытается усовершенствовать экзамены, чтобы они были истинным мерилом разума. Во Франции доцимология стоит во главе реформы образования, направленной на замещение методами ориентации (существуют различные типы разума) методов селекции, выделяющих лишь индивидов с определенным «вербальным» типом разума (тех, что обычно побеждают в конкурсах) и оставляющих в тени типы практического разума.
ДРУГОЙ: другие люди. Наш первый контакт с миром — отношение матери и ребенка. Следовательно, отношение к другому первично в сравнении с ощущением вещей. Может ли другой служить объектом познания? Другой нам известен благодаря своей внешности, поведению, речам и прояв-
лениям (поступкам или творчеству). Но другой как личность выходит за пределы речей и поступков. Как «центр действия» (Шелер, «Положение человека в мире», 1928), он всегда способен на непредвиденные и удивительные для нас поступки, ведь он — проявление свободы. Другого мы не объясняем, но понимаем (Ясперс, «Общая психопатология», 1913). Так, мы не объясняем «человека в гневе» исходя из причинных отношений, поскольку гнев — реакция не на физический стимул, а на психологический; мы его понимаем (при помощи синтетической интуиции). Понимание другого не имеет ничего общего с познанием объекта. Как возможно понимание другого? Посредством переноса, что можно назвать также проекцией или аналогией. Мы ставим себя на место другой личности и проецируем на нее то, что мы чувствовали бы на ее месте. Эта эгоцентрическая установка чаще всего приводит к недопониманию, потому что другой отличен от меня и чувствует вещи по-другому. Открытость другому должна скорее вытекать из отношения к нему именно как к другому. Это достижимо, по Шелеру, при помощи симпатии («Природа и формы симпатии», 1923), которая одновременно и сохраняет дистанцию, и мгновенно улавливает чувства другого. Она отличается как от любви (устремленной к слиянию, а не к пониманию), так и от автоматической имитации (когда стараются делать то же, что другой: например, одна женщина плачет, а другая, видя это, тоже начинает плакать, хотя и не знает причины слез первой). Наконец, инструмент для понимания другого — не обязательно взгляд, им может быть также слово, совместное действие, конфликт и т.д. Сартр («Бытие и Ничто», 1943) считает даже испытание взглядом препятствием к отношениям. Рассматривая меня, другой превращает меня в вещь: «Для меня другой — это, прежде всего, существо, для которого я — объект», тогда как «я — это «Я», недостижимое даже для меня самого». Другой как средство самопознания и самореализации', Гегель в «Феноменологии духа» показал, что самореализация зависит от признания человека другими. По Гегелю, первый момент такого признания — соперническая борьба двух сознаний, которые сначала замкнуты, каждое в своей субъективности. «Каждый хочет, чтобы его считали свободным и независимым» («Психологичес-
пропедевтика», написанная к 1809 г., но опубликованная лишь после смерти автора). Эта борьба идет вплоть до отрицания другого. Развитие индивида, как и развитие народов, проходит через эти конфликты, где другой поочередно «отрицается, снимается, сохраняется» в диалектике, позволяющей сознанию приобретать все более и более универсальный взгляд на реальность. Именно для урегулирования, ослабления, организации этих конфликтов и созданы законы, учреждения, процедуры, определяющие общественную форму наших отношений с другим и делающие возможной жизнь в обществе. См. История.
ДУАЛИЗМ: всякая теория, ссылающаяся на два принципа: дуализм души и тела, если говорить о человеческой природе, воли и разума, в том, что касается функций духа (Декарт). Наиболее частое противопоставление — это противопоставление человека и мира, духа и материи; любая гуманистическая доктрина в этом пункте будет дуалистической в том смысле, что она утверждает свободу человека и невозможность свести его к законам природы (абсолютный детерминизм, пантеизм), поглотить индивида социальными механизмами, например управленческим аппаратом (тоталитаризм). Противоп.: см. Монизм.
ДУНС СКОТ (Джон): шотландский философ и теолог (Мак-стон, Шотландия, 1266 — Колонь, 1308). Знаменитый средневековый философ, чьи произведения актуальны и сегодня. Его мысль, опиравшаяся на Платона и Августина (можно непрерывно и постепенно восходить от познания чувственного мира к Богу), заимствует логические понятия у Аристотеля. Доктринам аналогии, по которым о существовании Бога можно говорить лишь по аналогии с существованием мира, Дуне Скот противопоставляет теорию однозначности: живые существа называются в одном и том же смысле творениями и творцом. Человек индивидуализируется своей свободой, которая является тенью свободы творца (случайного мира, который поэтому может быть оправдан лишь в свете откровения). Противостоя отрицательной теологии, Дуне Скот — один из тех мыслителей, кто пошел дальше всего в направлении утвердительной теологии, которую после
Парменида и Спинозы мы вновь находим у Хайдеггера. Оставил многочисленные комментарии к античным текстам: «Ordinatio», «Tractatus deprimo principio», «Super Porhy-rium».
ДУХ: принцип интеллектуальной жизни, разум. Понятие «дух» более точно, чем «душа», которая обозначает одновременно и принцип жизни, и принцип мысли (правда, в XVIII в. говорили о «животных духах» — выражение, обозначающее у Декарта то, что сегодня именуется «нервным импульсом»; но этот смысл сегодня практически не встречается). Зато понятие «дух» шире понятия «сознание» — объекта психологического анализа. Это рефлексивное, или метафизическое понятие: дух — принцип всякого открытия; это не способность, но «акт», интуицией которого мы обладаем всякий раз, когда действительно что-то понимаем, к какой бы области ни относилось наше понимание. Дух противостоит материи; спиритуализм — доктрина, согласно которой материя, в сущности, сводится к форме энергии, неощутимой и обладающей духовной природой {Лейбниц). Он противостоит материализму, согласно которому дух — это высшая форма развития материи (Ленин).