Ххххххххххххххххх 6 страница

ДЕФИНИЦИЯ: указание существенных качеств объекта.

Хорошая дефиниция должна нам позволить сразу распоз­нать определенный объект. В логике всякое определение должно быть обоюдным: «человек — это разумное живот­ное; всякое разумное животное — это человек». Дефиниция должна быть краткой и как можно более ясной. Образцом

ПО

здесь будет дефиниция, заключающая в себе одновременно и родовые черты, и специфическое отличие: «Треугольник — это многоугольник (род) с тремя сторонами (специфическое отличие)».

ки различают разные уровни человеческой деятельности в соответствии с уровнем сознания, который она предполага­ет (см. таблицу).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Животная

рефлекс (простая реакция на возбу­дитель)

инстинкт или склонность (им­пульс к определен­ному действию)

привычка

приобретенная механи­чески, простым повторе­нием акта;

умышленно приобретен­ная; действие, ставшее впоследствии бессозна­тельным

волевое действие (сознательное дей­ствие, отражающее личностный вы­бор)

сильное желание влечет за собой действие

рациональная деятель­ность (например, если я хочу похудеть, я могу во­преки моей естественной склонности к отдыху за­няться физическими уп­ражнениями);

моральная деятельность (мы действуем из чувства долга, независимо от на­ших эгоистических по­буждений);

 

творческая деятельность (художественная, фило­софская, научная

ДЖЕЙМС (Уильям): американский философ (Нью-Йорк, 1842 — Чокоруа, Нью-Гэмпшир, 1910). Его анализ чувства усилия (1880), где он критикует теорию Мэн де Бирана, имел широкий резонанс. Вместе с Пирсом является одним из ос­нователей прагматизма («Прагматизм», 1907). Кроме того, им написаны: «Основы психологии» (1891), «Многообразие религиозного опыта» (1902), «Философия опыта» (1910).

ДЖЕНТИЛЕ (Джованни): итальянский философ (Кастель-ветрано, Сицилия, 1875 — Флоренция, 1944). Профессор в Палермо, Пизе и Риме, министр национального образования при Муссолини (1922-1924), в 1925 г. редактор Encyclopedia italiana, директор Giornale critico della filosofia; убит партиза­нами Сопротивления. Заплатил жизнью за то, чтобы его ра­боты были сегодня предметом серьезного исследования. Его произведения: «Философия Маркса» (1899), «Общая те­ория духа как чистого акта» (1916), «Система логики» (1917-1922), «Философия искусства» (1931), «La mia religione» (1943). Хотя и испытавшая на себе влияние Гегеля и близкая к Кроче, его мысль чрезвычайно богата и развивает ориги­нальную философию, актуалистский идеализм, свидетель­ствующий об усилии духа, направленном на восстановление своих продуктов (искусство, природа, религия, история и т.д.), экстериоризированных им, и на сведение их к чистым актам духа. Его полное собрание сочинений, опубликованное фло­рентийским издателем Сансони, насчитывает 55 томов.

ДИАЛЕКТИКА: первоначальноискусство диалога; ког­да встречаются два индивида с противоположными мнениями, рождается дискуссия: каждый пытается опровергнуть мнение другого; двигатель дискуссиипротивопоставление тезисов. С этой точки зрения вся­кий диалог диалектичен (см. «Диалоги» Платона). Из этого простого опыта можно вывести как положительную, так и отрицательную сторону. Аристотель обращает внимание на отрицательную, когда определяет диалектику как искусство аргументировать и опровергать, просто противопоставлять противоположные тезисы (Кант). В положительном смыс­ле диалектика — это искусство построения истинного зна­ния: сначала нужно быть уверенным в каком-либо мнении

(тезис), затем суметь признать обоснованность противопо­ложного мнения (антитезис), чтобы познать общую истину вещи (синтез). Поскольку человек не может все понять с одного раза, его знание оказывается прогрессивным и диа­лектичным. Психологи отмечают, что он не только понима­ет диалектически, но и реализует таким образом свою лич­ность игрой столкновений с другими и замыкания на самом себе, действия и рефлексии. Диалектика — не только спо­соб познания, но способ бытия: здесь раскрывается понятие реальной диалектики, или диалектики реальности. Именно

 

в этом смысле Гегель, а за ним Маркс говорят о диалектике человеческой реальности не только на уровне индивида, но и всей истории человечества; античное рабство, основанное на культе силы, должно было с необходимостью породить христианство, которое является его противоположностью, т.е. религией внутреннего мира и духа как высшей ценности (Гегель). История развивается по закону противоречия: выс­шая ступень капитализма (тезис) породит свое собственное разрушение (посредством крупного экономического кризи­са, как говорит Маркс) и переход к коммунизму (антитезис), а затем наступление социализма (синтез); гонения на евреев вызвали их уничтожение, а затем образование еврейского государства, и т.д. Диалектична сама историческая реаль­ность. Философские системы противостоят друг другу во взгляде на природу этой диалектики.

ДИАЛЕКТИКА

Негативный Противостояние тезисов (Аристотель,

смысл Кант).

«Диалектика — это логика видимос­ти».

«Это теория естественных заблужде­ний человеческого ума» (Кант).

Позитивный идеалисти- Смысл ческип смысл

построение истин­ного знания (Пла­тон, Фихте).

«Диалектик — это тот, кто познает сущность вещей» (Платон).

реалисти­ческий смысл

«Движение духа выражается исто­рией» (Гегель).

«Мир — это зер­кало духа»...

«Единственная идея, достигнутая философией, — это то, что разум правит миром, и что, следовательно, всеобщая история рациональна» (Ге­гель).

материалисти­ческий смысл

«Всякое движе­ние духа выражает некое материаль­ное движение» (Маркс).

«Диалектическое движение мыс­ли — это отраже­ние реального ми­ра» (Маркс).

«ДИАЛОГИ»: название, охватывающее собой весь комплекс произведений Платона, за исключением нескольких «Пи­сем». Литературные достоинства диалогов, постоянно рису­ющих нам личность Сократа (а также его учеников, напри­мер Федона и Теэтета, воинов, например Лахета, софистов, например Горгия, и даже великих философов: Зенона, Пар-менида и др.), сочетаются с философской рефлексией, ко­торую можно назвать принудительной лишь постольку, по­скольку метод вопросов и ответов является единственным методом, действительно способным навести индивида на

рефлексию. Вопрошание позволяет принимать духовные роды у людей («майевтика»), а противоборство мнений вызы­вает интерес к истине {диалектика). Работы Л. Кэмпбелла, Лютославского, Дильтенбергера и других позволяют клас­сифицировать «Диалоги» Платона на три большие группы: 1) ранние диалоги, главная задача которых — определить то или иное понятие: «мужество» («Лахет»), «благочестие» («Эвтифрон»), «рассудительность» («Хармид»); 2) диалоги зрелого периода, где появляется знаменитая «теория идей» Платона: «Федон» исследует бессмертие души, «Пир» и «Федр» посвящены любви, «Государство» обдумывает иде­альное устройство общества; 3) диалоги позднего периода, гораздо более сложные и абстрактные, поднимающие вопро­сы метафизики познания: «Теэтет», «Софист», «Парменид», «Политик». Последний диалог — «Законы» — остался неза­вершенным.

ДИДРО (Дени): французский философ (Лангр, 1713 —Париж, 1784). Получив образование сначала у иезуитов, затем в кол­ледже Луи Великого в Париже, он отказывается от какой бы то ни было постоянной профессии и ведет богемную жизнь, живя переводами, памфлетами, а в 1743 г. женится на касте­лянше (Анна Антуанетта Шампион). Известность приходит к нему с того момента, когда он начинает издавать «Энцик­лопедию» (1751), руководство которой ему доверило изда­тельство Лё Бретон; эта огромная задача становится делом всей его жизни и поглощает собой почти всю его деятель­ность вплоть до 1772 г. С 1746 г. он начинает философскую борьбу своей работой «Философские мысли», где нападает на христианство и выступает в защиту «естественной ре­лигии» сердца, которую он противопоставляет «религии Откровения». «Письма о слепцах в назидание зрячим», где он утверждает свой скептицизм и склоняется к материа­лизму, стоили ему трех месяцев тюрьмы в Венсене. Отныне он будет много писать, но мало печатать. Наделенный жи­вым, но рассеянным умом, Дидро обращает на себя внимание как художественный критик (Предисловие к «Салону», 1759-1781), отдающий предпочтение реализму Шардена или Гре­за. Его, драмы посредственны («Побочный сын», 1757; «Отец семейства», 1758). Но его драматические теории важны.

«Парадокс об актере» (1773) подчеркивает, что великие ак­теры не испытывают изображаемых ими страстей, и что они хорошо изображают их именно потому, что холодно просчи­тывают эффект своей игры. Дидро является также автором сказок и романов («Жак Фаталист», опубликован в 1796 г.; «Племянник Рамо», опубликован в 1821 г.), где он проявляет себя как ученик английских «юмористов». Но в отличие от Вольтера все его произведения остаются произведениями философа, озабоченного определением природы человека, его местом в мире и созданием теории морали («Беседа меж­ду д'Аламбером и Дидро», «Сон д'Аламбера», опубликова­ны в 1830 г.). Его целью было создание позитивной фи­лософии, и его философский поиск в отличие от Руссо направлялся его интересом к наукам («Мысли об интерпре­тации природы», 1753).

ДИЛЕММА: рассуждение, представляющее два предло­жения, такие, что если одно из них ложно, второе с не­обходимостью будет истинным. В широком смысле — необходимость выбора между двумя возможностями: «стоять перед дилеммой».

ДИЛЬТЕЙ (Вильгельм): немецкий философ (Бибрих, Рейн­ская область, 1833 — Зейс, Тироль, 1911). Сын пастора, на­чал писать к 50 годам, а его влияние стало особенно силь­ным уже после его смерти. Именно ему принадлежит такое понятие, как «науки о духе» Geisteswissenschaften, назван­ные впоследствии гуманитарными науками. Он попытался разграничить их область по отношению к естественным и точным наукам. По его теории, психология является здесь самым надежным фундаментом, поскольку это дескриптив­ная наука (в противоположность морали и метафизике). Однако философия, такая, какой ее понимает Дильтей, если она ищет научной строгости и научного метода, все-таки не ограничится ресурсами дискурсивного разума: так же как в науках о природе существует «интуиция чувственного ми­ра», существует и интуиция человеческого, социального и культурного мира, органом которой, по Дильтею, является духовное понимание. Его произведения: «Введение в нау­ки о человеке» (1883 г., переведено на французский в

1942 г.), «Сущность философии» (1907), «Построение мира истории в науках о духе» (1910). Его главной задачей было распространение «Критики» Канта на область наук о чело­веке. Творчество Дильтея остается программным: его значи­мость состоит в открытии пути, на котором впоследствии разовьется социология и социальная психология.

ДИНАМИКА: часть физики, занимающаяся отношения­ми между силами. Динамика Лейбница, соотносящая все движения тела с внутренним действием невидимой силы, противостоит механике Декарта, объясняющей те же дви­жения исключительно пространственными связями объек­тов. Динамическая психология противостоит статической психологии и рассматривает способности человека {память, волю и т.д.) в их конкретном применении, т.е. в их отноше­нии к общему поведению человека. Так человек, который, когда ему что-то безразлично, обладает никудышной памя­тью, в пылу интересующего его действия или в своей специ­альности окажется наделенным удивительной памятью. Так другой индивид, которому тесты приписывают посредствен­ный интеллект, станет в жизни крупным промышленным руководителем. Динамическая или клиническая психоло­гия — это начало и конец всякого психологического ана­лиза.

ДИОГЕН КИНИК: греческий философ (Синоп, 413-323 до Р.Х.). Презирал богатство и социальные условности и жил обычно в бочке. В Коринфе, когда Александр Великий спро­сил его, не желает ли он чего-нибудь: «Да, — ответил Дио­ген, — чтобы ты не загораживал мне солнце». Он испытывал столь сильное презрение к людям, что однажды появился на улицах Афин в ясный полдень, держа в руке фонарь. В ответ на недоумения окружающих он заявил: «Ищу человека».

ДИОДОР КРОН: греческий логик и философ, представитель Мегарской школы, умер в 296 г. до Р.Х. Автор оригинальной теории импликации. Известен тем, что развил так называе­мый «повелевающий аргумент», устанавливающий, что не­избежность будущего так же велика, как и неизбежность прошлого.

ДИСКУРСИВНЫЙ: осуществляющийся поэтапно, посред­ством умозаключениядискурсивный ум действует ме­тодически и расчетливо. Противостоит интуитивному уму, воспринимающему результат непосредственно, без стадии доказательства. См. Дедукция, Метод.

ДИСЛЕКСИЯ: заболевание, частое у раздражительных левшей. Она проявляется у ребенка с нормальным интел­лектом в том, что ему трудно научиться читать и писать, что связано с естественным желанием читать справа налево. Ляпсусы часто встречаются и у взрослого, который может сказать, например, «месье Донпю» вместо «месье Дюпон». Это не невротическое, но психологическое и социальное заболевание, которого ребенок не знал бы в обществе, где читают справа налево (например, в арабском). Привычка противостоять этим естественным склонностям и движе­ниям может вызвать многочисленные дополнительные от­клонения, в частности отклонения ориентации (дислекси-, ческий шофер будет иметь склонность поворачивать руль направо, чтобы ехать налево). Именно поэтому американ­ские педагоги учат детей писать двумя руками, для того что­бы левши не были раздражительными и не обладали комп­лексами, сознавая, что только они пишут левой рукой.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: понятие, которое, после Бергсона, обычно противопоставляется времени: пережитая длительностьэто живой опыт времени, тогда как измеренное или математическое время является абст­ракцией. Длительность — психологическая и субъективная реальность: это время ожидания и нетерпения, когда один час у разных индивидов может быть долгим или коротким; тогда как с точки зрения объективного времени один час всегда остается одним часом, идет ли речь о часе скуки или о часе радости.

«ДЛЯ СЕБЯ»: человеческое бытие, наделенное сознанием, в противовес реальности, внешней по отношению к сознанию (в себе). Первоначально этот термин использова­ли Фихте и Гегель для обозначения рефлективного харак­тера человеческого поведения, в результате чего, например,

,-.,. действовать — это значит знать, что мы действуем, любить — L значит знать, что мы любим. Это постоянное удвоение будет, по Фихте и Гегелю, характерной особенностью «для себя», присущей всем существам, наделенным сознанием. Термин «для себя» сегодня подхвачен Сартром и экзистенциальной философией: здесь это «для себя» совпадает с «небытием», просто потому, что человеку присуще действовать и, тем самым, «не быть больше тем, кем он является»; это вечное беспокойство, отождествляемое с сознанием свободы, будет отличительной чертой «для себя».

ДОБРОДЕТЕЛЬ (от лат. virtus — сила): первоначальное зна­чение—мужество и сила воина; в более широком смыс­леспособность или умение что-то сделать, вызвать определенный результат (например, лечебные свойства растения); в современном и более распространенном смыслепредрасположенность делать добро. В зависи­мости от различных определений добра добродетель также приобретает различный смысл: стоики и Кант сводили ее к усилию, намерению делать добро, т.е., в целом к заслуге; эпикурейцы и почти все англосаксонские моралисты (ути­литаризм, прагматизм) отождествляют добродетель со счастьем, считая, что счастье — ощутимое доказательство моральных качеств. В социально-политической сфере «доб­родетель — это предпочтение общественного интереса лич­ным интересам» (Монтескье),

ДОГМАТИЗМ: склонность к утверждению без обсужде­ния. В философии обозначает всякую доктрину, исходящую из предварительной очевидности (в этом смысле догматизм противостоит критицизму. Критическая философия начи­нается с сомнения во всем — Декарт в «Размышлениях», Кант в «Критике чистого разума», оставляющей нере­шенными все метафизические проблемы: бессмертия души, происхождения мира и существования Бога), или даже вся­кую доктрину, приходящую к какой-либо очевидности (фи­лософия Спинозы является догматизмом в том смысле, что она завершается системой истинного знания). «Догматичес­кая философия» обозначает, в частности, средневековую фи­лософию, основанную на авторитете религиозной догмы

11.9

(точная доктрина, которую церковь проповедует во имя Бога и Откровения). Теоретически догматизм противостоит скеп­тицизму; в практике жизни он противостоит эмпиризму: догматический политик -— это тот, кто направляет свои дей­ствия согласуясь с какой-либо теорией, не придавая должно­го внимания историческим реалиям современного мира. Догматизму внутренне присуща склонность к нетерпимости и фанатизму.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: то, что ведет ум к постижению истины. Существуют два типа доказательств: доказатель­ства, осуществляемые с помощью объективных методов, в результате которых достигается логическое убеждение; и доказательства, осуществляемые посредством психоло­гического убеждения, обращения к важнейшим чувствам и склонностям человека. Эти два типа доказательств со­ответствуют двум требованиям: духу геометрии и духу тон­кости.

ДОЛГ: моральное обязательство вообще. Это обязательство может носить абсолютный характер («не убей!») и называет­ся тогда категорическим императивом (Кант); оно может быть, наоборот, относительным и условным («если хочешь быть ученым, учись!»): тогда оно называется гипотетичес­ким императивом. Различают также долг в узком смысле слова (простая справедливость) и долг в широком смысле (относящийся к милосердию). Долг может быть продикто­ван: 1) индивидуальным сознанием (это моральное обяза­тельство в собственном смысле слова, то, что Руссо называл «голосом совести»); 2) присутствием в нас социального со­знания, или коллективного сознания (описанного Дюркгей-мом я Джеймсом: так, именно социальное сознание застав­ляет нас вставать по утрам). Жизнь, а также искусство множат противоречия, часто жестокие, между сознательным долгом (например, долгом, заставлявшим Антигону похоро­нить ее брата по религиозному обычаю) и социальным дол­гом (тем, что в той же трагедии заставляет короля Креона отказать в ритуальном погребении). Другой пример конф­ликта разных видов долга: проблема отказа от несения воен­ной службы. См. Мораль, Кант, Стоицизм.

ДОЛОГИЧЕСКОЕ: то, что предшествует логике. Идею о существовании дологической ментальности, присущей тем народам, которых не коснулась западная цивилизация, в сво­их трудах развивал Леви-Брюлъ. Эта идея остается мифом, запечатлевшим несколько предрассудков: страстно увлека­ющийся человек, все те, кого мы не понимаем или не хотим понимать, образ мыслей тех, кто не разделяет наших идей, кажутся нам «дологическими». В социологии сейчас это по­нятие не употребляется. Теперь чаще говорят «чистая мен-тальность» или «первобытное мышление» (Леви-Строс), понимая под этим способ мышления и способ жизни, на которые не повлияли требования современной цивилизации (например; обязанность быстро работать, прилагая все уси­лия, предрассудок о внутренне присущей деньгам стоимос­ти, восхваление технического прогресса и т.д.). «Первобытное мышление» рассматривается как свободное и естественное выражение природы человека, без негативной оценки его как мышления более низкого уровня.

ДОПСИХИЧЕСКОЕ: совокупность «досознательных» фе­номенов, характерных для детей младше двух месяцев и определяющих последующую психологическую жизнь.

Большая часть неврозов, называемых «врожденными», явля­ются результатом «фиксации» некоторых феноменов в воз­расте до двух месяцев. Согласно Фрейду, характер человека определяется допсихической жизнью ребенка.

ДОСОКРАТИКИ: греческие философы, предшествовавшие Сократу, за исключением софистов. Досократиков объеди­няет стремление найти в природе элемент, объясняющий мир. Главные фигуры - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Зенон. Критика Сократом их учений явилась новой отправной точкой развития философии. Именно поэтому место этих мыслителей в истории опреде­ляется по отношению к Сократу.

ДОСУГ: время вне работы, используемое для привычных занятий. Проблема досуга остро встала во время револю­ции — время упразднения корпораций (навязывавших своим членам ограничительные правила на труд) и религиозных.

праздников, время, когда свободная дискуссия хозяев и рабо­чих стала влиять на определение условий труда. Следствием этого было почти полное отсутствие досуга у низших клас­сов общества. Механицизм, одержимость производством, конкуренция навязывали ритм труда, не оставлявший време­ни для досуга — ведь едва хватало времени даже на психоло­гический отдых. К тому же неоспоримым результатом разде­ления труда, монотонности производственных задач стало разрушительное воздействие такого труда на человеческую психику. Тогда досуг становится необходимым, существенно важным для восстановления душевного равновесия людей, пытающихся, как это показал Фрейд, в проведении досуга реализовать ту сторону личности, которая не находит себе применения в профессиональном труде. Некоторые социо­логи даже пришли к выводу, что досуг должен заменить труд на пути расцвета человеческой личности, в том смысле, что те виды деятельности, которые раньше рассматривались как вторичные, могут стать первостепенными. Досуг — это не обязательно отдых; он может представлять собой активную деятельность. Но речь идет о свободной и неоплачиваемой деятельности, представляющей собой просто средство само­выражения человеческой личности.

ДОЦИМОЛОГИЯ (от гр. dokime — испытание): наука о ме­тодах проведения экзаменов и конкурсов в лицеях и вузах. Доцимология — фундаментальное понятие современ­ной педагогики. Она пытается усовершенствовать экзамены, чтобы они были истинным мерилом разума. Во Франции доцимология стоит во главе реформы образования, направ­ленной на замещение методами ориентации (существуют различные типы разума) методов селекции, выделяющих лишь индивидов с определенным «вербальным» типом разу­ма (тех, что обычно побеждают в конкурсах) и оставляющих в тени типы практического разума.

ДРУГОЙ: другие люди. Наш первый контакт с миром — отно­шение матери и ребенка. Следовательно, отношение к дру­гому первично в сравнении с ощущением вещей. Может ли другой служить объектом познания? Другой нам извес­тен благодаря своей внешности, поведению, речам и прояв-

лениям (поступкам или творчеству). Но другой как личность выходит за пределы речей и поступков. Как «центр дейст­вия» (Шелер, «Положение человека в мире», 1928), он всег­да способен на непредвиденные и удивительные для нас поступки, ведь он — проявление свободы. Другого мы не объясняем, но понимаем (Ясперс, «Общая психопатология», 1913). Так, мы не объясняем «человека в гневе» исходя из причинных отношений, поскольку гнев — реакция не на физический стимул, а на психологический; мы его пони­маем (при помощи синтетической интуиции). Понимание другого не имеет ничего общего с познанием объекта. Как возможно понимание другого? Посредством переноса, что можно назвать также проекцией или аналогией. Мы ставим себя на место другой личности и проецируем на нее то, что мы чувствовали бы на ее месте. Эта эгоцентрическая уста­новка чаще всего приводит к недопониманию, потому что другой отличен от меня и чувствует вещи по-другому. От­крытость другому должна скорее вытекать из отношения к нему именно как к другому. Это достижимо, по Шелеру, при помощи симпатии («Природа и формы симпатии», 1923), которая одновременно и сохраняет дистанцию, и мгновенно улавливает чувства другого. Она отличается как от любви (устремленной к слиянию, а не к пониманию), так и от авто­матической имитации (когда стараются делать то же, что другой: например, одна женщина плачет, а другая, видя это, тоже начинает плакать, хотя и не знает причины слез пер­вой). Наконец, инструмент для понимания другого — не обязательно взгляд, им может быть также слово, совместное действие, конфликт и т.д. Сартр («Бытие и Ничто», 1943) считает даже испытание взглядом препятствием к отноше­ниям. Рассматривая меня, другой превращает меня в вещь: «Для меня другой — это, прежде всего, существо, для кото­рого я — объект», тогда как «я — это «Я», недостижимое даже для меня самого». Другой как средство самопозна­ния и самореализации', Гегель в «Феноменологии духа» показал, что самореализация зависит от признания человека другими. По Гегелю, первый момент такого признания — соперническая борьба двух сознаний, которые сначала замк­нуты, каждое в своей субъективности. «Каждый хочет, что­бы его считали свободным и независимым» («Психологичес-

пропедевтика», написанная к 1809 г., но опубликован­ная лишь после смерти автора). Эта борьба идет вплоть до отрицания другого. Развитие индивида, как и развитие наро­дов, проходит через эти конфликты, где другой поочередно «отрицается, снимается, сохраняется» в диалектике, позво­ляющей сознанию приобретать все более и более универ­сальный взгляд на реальность. Именно для урегулирования, ослабления, организации этих конфликтов и созданы зако­ны, учреждения, процедуры, определяющие общественную форму наших отношений с другим и делающие возможной жизнь в обществе. См. История.

ДУАЛИЗМ: всякая теория, ссылающаяся на два принци­па: дуализм души и тела, если говорить о человеческой природе, воли и разума, в том, что касается функций духа (Декарт). Наиболее частое противопоставление — это противопоставление человека и мира, духа и материи; любая гуманистическая доктрина в этом пункте будет дуа­листической в том смысле, что она утверждает свободу че­ловека и невозможность свести его к законам природы (аб­солютный детерминизм, пантеизм), поглотить индивида социальными механизмами, например управленческим ап­паратом (тоталитаризм). Противоп.: см. Монизм.

ДУНС СКОТ (Джон): шотландский философ и теолог (Мак-стон, Шотландия, 1266 — Колонь, 1308). Знаменитый сред­невековый философ, чьи произведения актуальны и сегодня. Его мысль, опиравшаяся на Платона и Августина (можно непрерывно и постепенно восходить от познания чувствен­ного мира к Богу), заимствует логические понятия у Арис­тотеля. Доктринам аналогии, по которым о существовании Бога можно говорить лишь по аналогии с существованием мира, Дуне Скот противопоставляет теорию однозначности: живые существа называются в одном и том же смысле творе­ниями и творцом. Человек индивидуализируется своей сво­бодой, которая является тенью свободы творца (случайного мира, который поэтому может быть оправдан лишь в свете откровения). Противостоя отрицательной теологии, Дуне Скот — один из тех мыслителей, кто пошел дальше всего в направлении утвердительной теологии, которую после

Парменида и Спинозы мы вновь находим у Хайдеггера. Оставил многочисленные комментарии к античным текс­там: «Ordinatio», «Tractatus deprimo principio», «Super Porhy-rium».

ДУХ: принцип интеллектуальной жизни, разум. Понятие «дух» более точно, чем «душа», которая обозначает одно­временно и принцип жизни, и принцип мысли (правда, в XVIII в. говорили о «животных духах» — выражение, обо­значающее у Декарта то, что сегодня именуется «нервным импульсом»; но этот смысл сегодня практически не встре­чается). Зато понятие «дух» шире понятия «сознание» — объекта психологического анализа. Это рефлексивное, или метафизическое понятие: дух — принцип всякого открытия; это не способность, но «акт», интуицией которого мы обла­даем всякий раз, когда действительно что-то понимаем, к какой бы области ни относилось наше понимание. Дух про­тивостоит материи; спиритуализм — доктрина, согласно которой материя, в сущности, сводится к форме энергии, неощутимой и обладающей духовной природой {Лейбниц). Он противостоит материализму, согласно которому дух — это высшая форма развития материи (Ленин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: