КОГЕН (Герман): немецкий философ (Косвиг, 1842 — Берлин, 1918). Основатель Марбургской школы, один из главных представителей неокантианства. Большая часть его произведений представляет собой критический комментарий мысли Канта. Он написал «Кантовскую теорию опыта» - (1871), рефлексия которой направлена на первую часть «Критики чистого разума» Канта. «Логика чистого знания» направлена на «Аналитики» —■ вторую часть того же произведения Канта, «Этика чистой воли» (1904), «Эстетика чистого ощущения» (1912) и «Понятие религии в системе философии» (1915), «Размышления об иудаизме» (1924) направляют его рефлексию к моральной и религиозной философии, которая приходит на смену его эстетике и теории познания.
КОЖЕВ (Александр Кожевников): французский философ (Москва, 1902 — Париж, 1968). Покидает Россию в 1920 г., пишет диссертацию под руководством Ясперса и Хайдегге-ра, обосновывается во Франции (1927) и преподает в Практической школе высших исследований «Феноменологию духа» Гегеля (1933-1939). Его ученики: Арон, Р. Кено, А. Бре-тон, Ж. Батай, Лакан, Мерло-Понти, Сартр. Ставшие знаменитыми конспекты его лекций опубликовал в 1947 г. Кено под названием «Введение в чтение Гегеля». Экономист, он представлял Францию при переговорах, касающихся международной торговли (O.C.D.E., G.A.T.T., G.N.U.C.E.D.). Его философская задача — показать гегелевскую систему знания как систему, «исчерпывающую все возможности мысли» и круговую систему. Он анализирует мировые события в свете понятия «конца истории» или «смерти человека в собственном смысле слова», понимая под этим рождение постреволюционного общества — гомогенного и универсального,
когда эра трагедии тускнеет, перед эрой администрации и управления. Его произведения: «Эссе по разумной истории языческой философии» (1971-1973), «Набросок феноменологии права» (1981), «Понятие, время и дискурс» (1990).
КОЙРЕ (Александр): французский философ и эпистемолог русского происхождения (Таганрог, Россия, 1882 — Париж, 1964). После получения высшего образования в Геттингене (1908), где он посещал лекции Гуссерля и Гильберта, онпереезжает в Париж (1910), где посещает лекции Бергсона и Брюнсвика. Связь философии и истории науки оживляет всю его мысль. Его работы по эпистемологии отличаются и от эмпиристической эпистемологии, не знающей априорную мысль и основывающейся только на опыте, и от позитивистской эпистемологии, в которую формализм привносит разрыв между математикой и подразумеваемой реальностью. Публикацией исследований по классической философии («Идея Бога и доказательства его существования у Декарта», 1922; «Идея Бога в философии св. Ансельма», 1923) Койре начал анализ космологии XVI и XVII вв. и принципов, обновивших научную мысль («Философия Якоба Беме», 1929). Он опубликовал «Галилеевские очерки»: 1) «На заре классической науки»; 2) «Закон падения тел»; 3) «Галилей и закон инерции». Им написано также: «От замкнутого мира к бесконечному универсуму» (1957), «Астрономическая революция: Коперник, Кеплер, Борелли» (1961), «Ньютоновские очерки» ( 1964 ).
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ: относящийся к количеству. Наука стремится заменить количественным познанием, использующим измерения, качественное познание, основанное на ощущениях и чувствах. Например, для Декарта радуга была чисто качественным феноменом, чем-то вроде чуда. Открытие причин этого явления (разложение света, проходящего через капельки воды, находящиеся в воздухе в подвешенном состоянии) позволило получить количественное познание, т.е. математическое вместо простого качественного описания.
КОММУНИЗМ: социальная доктрина, предсказывающая общие блага и отсутствие частной собственности.
Идею коммунистического образа жизни мы находим еще в «Государстве» Платона; в период Возрождения она возникает снова, как идеал, в произведениях Мора («Утопия») и Кампанеллы («Город Солнца»). Но только Бабеф первый представил коммунизм не как философскую идею, но как политическую программу (Общество равных). После «ассоциационистских» опытов Оуэна в Англии, Кабе во Франции, позднее — Сен-Симона и Фурье доктрина Маркса и Энгельса получила широкое признание: они были первыми, предсказавшими обобществление не только потребительских благ, но и средств производства. Сегодня коммунизм представляется нам как образ жизни людей за «железным занавесом» (в СССР, Китае): подавление личной свободы, исключительная власть государства над всеми средствами производства. В действительности даже в этих странах коммунизм остается идеалом — идеалом всецело обобществленной жизни, где индивид, абстрагировавшийся от всех личных инстинктов, жил бы полностью для группы. Даже социализм, практиковавшийся в СССР и установленный диктатурой пролетариата, рассматривал себя лишь как временный этап, который подготавливает коммунистическое будущее. Это будущее должно совпасть с исчезновением государства, которое будет заменено народными ассамблеями. Короче говоря, несмотря на видимость реальности, коммунизм все еще принадлежит к области философии. См. Марксизм.
КОММУНИКАЦИЯ: отношения между людьми. Эти отношения возможны благодаря языку; тем не менее большая часть людей рассматривает объективный язык лишь как несовершенное средство для реального общения, и очевидно, что речь — это всегда лишь средство выражения в распоряжении личности, не сводимой к тому, что она говорит (именно поэтому два живых существа никогда не скажут друг другу все раз и навсегда). Но язык также является единственным объективным типом коммуникации, который всецело уважает личность другого и.признает ее право на существование: нужна была высокая степень культуры и должно было пройти много времени, прежде чем люди узнали, что язык создан для сохранения и обмена идеями. Философия коммуника-
ции ищет законы, управляющие отношениями между людьми; ее фундаментальная проблема — познание другого. Для Платона (который, кроме того, осуществил анализ любви), как и для Сенеки, самое чистое межличностное отношение — это «дружба». Для Канта — это «уважение»; для Шелера — «симпатия». Философия коммуникации представлена сегодня Бубером в Германии и Левинасом во Франции. Психологи, как Лагаш, сводят коммуникацию к фундаментальному понятию «влияния», которое Фихте в своей «Теории права» определил как «воздействие свободы на другую свободу», что противоположно как насилию, так и безразличию.
КОМПЛЕКС: совокупность идей, образов и чувств, бессознательно образующих нашу личность. Термин введен Блейлером, использовался Фрейдом в психоанализе; в более узком смысле обозначает бессознательный конфликт, противопоставляющий друг другу наши противоречивые инстинктивные склонности, которые сосуществуют в одном человеке. Комплексы формируются в первые годы жизни, в определенной человеческой среде, и уже на их базе образуется вечная пара любовь — ненависть. Комплексы образуют жизненные узы, влекут за собой растрату сил и создают адаптационные трудности. Суровые общества пуританского типа поощряют развитие комплексов. Психоаналитическое лечение, проводимое квалифицированным специалистом (во Франции — членом Общества психоанализа), в принципе, может освободить человека от комплексов, примирить человека с самим собой, доведя до его сознания противоположные наклонности, бессознательно воздействующие на личность. Жизненный успех (эмоционального, интеллектуального или социального порядка) остается здесь лучшим терапевтическим средством. См. Кастрации (комплекс), Неполноценности (комплекс), Эдипов (комплекс), Психоанализ.
КОНВЕЙЕРНЫЙ (метод работы): коллективный труд, организованный по частям. Цель работы по конвейерному методу — сделать более эффективным сотрудничество человека и машины. Эта современная форма труда может
рассматриваться как промежуточный этап между ремесленным трудом и автоматизацией. Некоторые рабочие пред почитают ее свободному труду, потому что чувствуют себя свободными от всякой ответственности. Другие, наоборот, тяжело переносят ритм, навязываемый конвейером, частичность своего труда и страдают от деперсонализованны^ отношений.
КОНДИЛЬЯК (Этьен Бонно де): французский философ (Гренобль, 1715 — аббатство Флюкс, 1780). Видел в ощущении источник всех реальных знаний («Трактат об ощущениях», 1754). Некоторые считают его одним из основателей современной экономической науки за его произведение «О выгодах свободной торговли» (1776). См. Сенсуализм.
КОНДОРСЕ (Мари Жан де Карита, маркиз де): француз ский философ, математик и политический деятель (Рибмон, 1743 — Бур-ля-Рен, 1794). В 16 лет он уже представляет свою первую работу по математическому анализу. В 26 лет вступает в Академию естественных наук, а в 1773 г. становится ее непременным секретарем. Депутат Законодательного собрания, сторонник жирондистов, не принадлежащий ни к какой партии; в 1793 г. выходит постановление об его аресте, в следующем году он арестован. Он покончил с собой в тюрьме, приняв порцию яда. Именно в тюремном заключении он написал свой «Эскиз исторической картины прогресса человеческого духа», где традиционное религиозное чувство он замещает религией прогресса человечества, что предвосхищает доктрину Конта.
КОНЕЧНОСТЬ: характер того, что имеет конец. Этот термин, чрезвычайно распространенный в современной философии, обозначает прежде всего характер, присущий человеческому сознанию, раскрывающийся в тоске, связанной со смертью (Хайдеггер), в невозможности для личности выразить себя, заявить о себе раз и навсегда в слове или действии, наконец, в невозможности сделать все в жизни одновременно и в необходимости свободного и произвольного выбора между предлагаемыми нам возможностями (Сартр).
КОНТ (Огюст): французский философ (Монпелье, 1798 — Париж, 1857). Математик по образованию, выпускник Политехнической школы, Конт — представитель позитивизма. Позитивизм, по его мнению, («Лекции по позитивной философии», 1830-1842) представляет собой конечную стадию развития человечества, которое постепенно поднималось от «теологической стадии», на которой все объясняется в терминах магии, к «стадии метафизической», где объяснение довольствуется словами (средневековая схоластика: «Почему мак усыпляет? В силу своей усыпительной способности»), и, наконец, к «позитивной стадии», на которой объяснить — значит «узаконить». Нам ведом лишь опыт и ничего больше. «Существует лишь одна абсолютная максима: это то, что нет ничего абсолютного». Конт — основатель социологии, которую он считал «социальной физикой», просто применяя методы физики к обществу. Его моральная философия сводится к альтруизму. В 1844 г. он встречает Клотильду де Во, которую любит романтической и платонической любовью. Эта встреча приводит его к мистицизму и, после смерти Клотильды, к религии Человечества. Именно здесь корень расхождения Литтре и Конта, когда Литтре отделяется от Конта и начинает писать свои собственные произведения. Несмотря на устаревший и академический стиль, «Позитивная философия» и особенно «Система позитивной политики» (1851-1854) для нас все так же поучительны.
КОНТАКТА (социология): социология, в основе которой лежит метод понимания, чувство, постигающее своеобразную природу социальной реальности. Противостоит объективному и аналитическому наблюдению культурной антропологии. См. Понимание, Социология.
КОНФУЦИЙ, по-китайски Кун-цзы: китайский философ (ок. 551 — ок. 479 до Р.Х.). Его жизнь известна нам лишь из «Исторических записок» Сыма Цянь. Кроме того, в специальный сборник собраны речи Конфуция к ученикам. С определенной долей уверенности можно сказать, что Конфуций, как и Сократ, не писал никаких произведений. Его учение направлено исключительно на мораль, проповедую-
щую усилие в движении к добру, культуру личности, только благодаря которой возможно гармоничное общество. Дружба (yen) и справедливость (yi) — для него две главные добродетели. Начиная с V века нашей эры изображения Конфуция украшают общественные храмы. Он был официальным философом Китайской империи: чтобы сделать управленческую карьеру, необходимо было знать произведения, содержащие основу его учения (king). Культ Конфуция перестал быть официальным после революции 1912 г., и с тех пор моральное учение Конфуция (основанное на порядке, уважении к традициям) не является больше обязательным для изучения в школах. Философская и моральная доктрина Конфуция именуется конфуцианством.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ: доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта. Иначе говоря, наши общие идеи проявляются по поводу частного опыта: например, универсальное понятие справедливости может возникнуть у нас при созерцании какой-то конкретной несправедливости, хотя сама эта идея.... скрытым образом уже существовала в нашем уме еще до этого опыта. Это теория Абеляра, и термин «концептуализм» применим сегодня также к теориям Аристотеля и Канта. Концептуализм представляет собой что-то вроде синтеза эмпиризма и рационализма:
КОСМОГОНИЯ: наука об образовании Вселенной. Различают космогонические теории спиритуалистов, для которых материя, возникновение звезд и планет связаны с конденсацией энергии, по сути своей, нематериальной {Лейбниц), и материалистическую космогонию, считающую материальный атом источником всех вещей и выводящую энергию из движения одних атомов относительно других {Декарт, Кант, Лаплас). Наряду с подобными «теориями генезиса» существуют так называемые «теории катастроф», один из первых примеров которых — теория Бюффона, объясняющая возникновение солнечной системы столкновением кометы и Солнца; можно отметить также теории английских ученых Джинса и Джефриса. Современные исследования развиваются в русле углубления небулярной теории.
КРИТЕРИЙ: знак, позволяющий отличить истинное от ложного и делающий возможным суждение. Критерий истины, который ищут почти все философы, — это отличительный знак, при помощи которого мы можем ее узнать. Для эмпириков (как Юм) утверждение об истинности проистекает из «чувства реальности», сопровождающего познание (которое обычно зависит от «привычки»). Для рационалистов (как Декарт) критерием истины будет чувство рациональности или чувство очевидности.
«КРИТИЙ, или АТЛАНТИДА»: диалог Платона (IV в. до Р.Х.), в котором рассказан миф об Атлантиде.
«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»: произведение Канта (1788), в котором философ определяет природу морального закона и содержание практических принципов. Такое содержание в целом предполагает три постулата, а именно: свобода, бессмертие и существование Бога— постулаты, недостижимые для теоретического разума.
«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»: последнее из трех главных философских-произведений Канта (1790), посвященное эстетическому суждению (как помыслить красивое? Это «целесообразность без цели») и телеологическому суждению (как помыслить целесообразность в организмах? «Ничто не существует напрасно»).
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»: важнейшее произведение Канта (первое издание — 1781; второе издание, переработанное, — 1787). Автор излагает здесь новую философскую программу, которая сегодня является программой современной философии: призвание философии не в том, чтобы позволять нам научно познавать мир; она должна раскрыть нам само основание науки в человеческом уме. Произведение подразделяется на «трансцендентальную эстетику» или теорию интуиции (пространство и время), «трансцендентальную аналитику» или теорию понятий и форм нашего знания о мире и «трансцендентальную диалектику» или теорию непознаваемого для нас (целостность мира, бессмертие души и существование Бога). Таким об-
разом, «Критика» определяет источник, формы и границы всякого человеческого знания вообще.
КРИТИЦИЗМ: всякая доктрина, основанная исключительно на рефлексии, замкнутой на самой себе. (Противоп. догматизму). Основоположником критицизма был Кант: он заменил вопрос о происхождении мира (который был основным вопросом теологии и классической философии) вопросом об основаниях нашего знания. Любая философия, которая вместо стремления к познанию мира (что является объектом науки) анализирует наше знание о мире, будет критической философией. Как мы видим, критицизм восходит к Платону и принадлежит к области идеализма. После Канта критическими философами являются, в частности: Фихте (критическая философия противостоит здесь философии природы Шеллинга), Коген (для которого она сводится к логической теории познания), Дильтеп (распространяющий критическую рефлексию на область гуманитарных наук), Гуссерль (для кого интеллектуальное познание опирается на интуицию, а критика на феноменологию), Ласк (который, в свою очередь, создает синтез критицизма и феноменологии).
«КРИТОН»: один из первых «Диалогов» Платона (ок. 395 до Р.Х.). Сократ отвечает Критону, пришедшему к нему в тюрьму с предложением его освободить, прозопопеей законов, где показывает, что закон, даже несправедливый, следует уважать.
КРОЧЕ (Бенедетто): итальянский философ, критик и историк (Л'Акуила, Абруцци, 1866 — Неаполь, 1952). Своим авторитетом и сопротивлением фашизму возвращает Италии ее место в европейской культуре. Его главные произведения («Философия духа: Эстетика», 1902; «Логика», 1905) развивают спиритуализм, идущий от Гегеля (бытие — это сама деятельность сознания); он описывает циклическую историю развития мысли («Теория и история историографии», 1912-1913), которая через последовательные фазы интеллектуальной и практической деятельности (экономика и мораль) находит в искусстве свое наиболее полное выражение.
КСЕНИЗМ [xenisme]: использование иностранных слов в философском языке. Когда иностранное слово или выражение, с одной стороны, оказывается короче, с другой — непереводимо, тогда ксенизм оправдан; но он бесполезен, когда существует эквивалент в родном языке. В логике мы используем выражения a priori и a posteriori, описывающие, соответственно, доопытную идею, источник которой — только в разуме, или, наоборот, идею, приобретенную на основе данных опыта. Выражение ab absurdo служит примером бесполезного использования иностранных слов, поскольку по-русски можно сказать также кратко и определенно — «от противного (доказательство)». В психологии часто используются английские слова, что отчасти объясняется тем интересом, который всегда уделяли ей англичане, внимательные скорее к фактам наблюдения, чем к абстрактным идеям. Так, мы используем слово behavior, которое переводится как «поведение» и которое, в сущности, означает общую реакцию организма на возбудитель и не обладает адекватным эквивалентом. Слово «тест» также широко используется в разговорном языке: буквально оно означает «испытание» или в более узком смысле — серию упрощенных небольших экзаменов, постепенно охватывающих все умственные способности индивида с целью проверить его пригодность для определенного вида труда. Подчеркнем, что психология крайне редко прибегает к латинским выражениям; к тому же это происходит скорее через посредство английского языка, как в слове stimulus, заимствованном у английской психометрической школы и означающем возбуждение, вызванное внешним фактором. Мораль и общественная экономика также заимствуют английские слова: например holding, или, еще чаще trust. Социология, исследующая примитивные народности, использует типичные для них термины, влекущие за собой совершенно чуждый нам культурный и социальный контекст, и которые не могут найти себе в нашей ментальное™ точного эквивалента. Таковы термины «тотем», слово из альгонкинского языка (Северная Америка): скульптурный образ воображаемого животного, считающегося общим предком всех членов клана, — или же термин «табу», полинезийское слово: запрет, касающийся объекта или лица, которое запрещено трогать
или даже просто называть по имени, — или понятие «мана», также заимствованное из полинезийского языка, означаю щее одновременно таинственную и имманентную силу, считающуюся скрытым двигателем всего живого. Психоанализ заимствует свои типовые формулировки у античных авторов. Здесь прежде всего стоит отметить термин «либидо» (бук вально: «удовольствие»), означающий жизненный инстинкт заставляющий нас действовать в поисках удовольствия и, в более широком смысле, счастья. Стоит также упомянуть «акме» (буквально: «точка»), т.е. высшая точка проявления феномена и, в частности, «эмоции»; «психика» — выраже ние, которое, по Юнгу, включает в себя «все сознательные и бессознательные психические феномены»; «эрос» — комп леке человеческих желаний (низший и высший «эрос»); «катарсис» — термин, используемый также в эстетике, ко торым школа Фрейда обозначает частный метод избавле ния от умственных расстройств с помощью припоминания идеи или эмоционального шока, вызвавших это расстройст во. Метафизика, которая вплоть до «Рассуждения о мето де» использовала исключительно латынь, сохраняет и до на ших дней некоторые латинские выражения, как, например, ego — трансцендентальный аспект «Я», который феномено логия отличает от его эмпирического аспекта; или некото рые формулировки, как, например, cogito — сокращенный вариант картезианского выражения «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogito, ergo sum). В начале века словарь фи лософских терминов пополнился значительным количест вом немецких слов, что позволяет определить решаю щук > роль северных народов в обогащении классической филосо фии: например, понятие Dasein (буквально: «бытие здесь»), означающее в экзистенциальной философии простой фак i «конкретного» существования. Понятие Weltanschauung лишь частично можно передать переводом: «интуиция мира»; по Дильтею, это оригинальный синтез духовных предстан лений о мире, такой, каким он постепенно складывается и общем творчестве того или иного автора или культурном группы в ту или иную эпоху. К таким понятиям относятся также: Einftihlung, обозначающий, например, тот факт, что, пересекая порог готической церкви, мы чувствуем себя высо кими, и который переводится как «интропатия»; Gestalt
которое обычно переводится как «форма» или «структура» («Гештальттеория» — теория формы); Sehnsucht или романтическая ностальгия; Gemtit, означающий ум и сердце одновременно и т.д. В заключение следует отметить, что философский язык включает в себя иностранные слова и выражения лишь по необходимости и при условии, что они отражают понятие, которое не может быть с точностью выражено на родном языке.
КСЕНОКРАТ: греческий философ (Халкедон, ок. 400-314 до Р.Х.). Ученик ^Платона, возглавлял Академию (339) и пытался примирить платонизм с пифагореизмом.
КСЕНОФАН: греческий философ, основатель школы элеа-тов (Колофон, Иония, конец VI в. до Р.Х.). Автор поэмы «Природа», от которой до нас дошло лишь несколько фрагментов. Развивает идеалистический пантеизм, оказавший большое влияние на его ученика Парменида.
КСЕНОФОНТ АФИНСКИЙ: греческий философ и писатель (Афины, ок. 430 — там же, ок. 355 до Р.Х.). Один из учеников Сократа. Возглавлял армию Александра Великого при отступлении Десяти Тысяч. Позднее в Коронее сражался со своими согражданами, изгнавшими его из его города и лишь 20 лет спустя отменившими приговор. Наряду с Платоном — единственный, описавший жизнь Сократа в «Воспоминаниях о Сократе» и «Апологии Сократа». Обладая умом скорее любопытным, чем глубоким, отличный свидетель событий своего времени, он написал исторические рассказы («Эллины»), политические сочинения («Конституция Спарты»), историко-философский роман («Киропедия»).
К У АЙН (Уиллард Ван Орман, псевдоним — Уиллард): американский философ (Р. Акрон, 1908). Учился в Гарварде имеете с Уайтхедом, затем в Вене, Варшаве и Праге, где он познакомился с Карнапом. Преподавал логику и философию в Гарварде вплоть до 1978. В «Двух догмах эмпиризма» он критикует различие, проводимое между аналитическим и синтетическим высказываниями. Эта критика привела к переработке логического эмпиризма. Куайн применяет в
отношении философии языка бихевиористскую концепцию значения, противопоставляя ее тезисам Хомского о врожденном знании. Куайн также критикует «миф о значении», отрицая тем самым возможность перевода с одного языка на другой. Его философия логики является важным вкладом в аналитическую философию. Куайн предлагает критерий «онтологического обязательства» для сущностей, существование которых утверждается в теории. Он относится с недоверием к таким «интенциональным» понятиям, как значение и синонимия. Наследник расселовской традиции в логике, он поставил аппарат современной логики на службу номиналистской онтологии. Его труды: «Математическая - логика» (1940), «Логический метод» (1950), «Мир и предмет» (1960), «Философия логики» (1970), «Теории и вещи» (1981).
КУЗЕН (Виктор): французский философ (Париж, 1792 — Канны, 1867), ученик Менаде Бирана и родоначальник «эклектизма»: его максима, заимствованная у Лейбница, гласит: «Все системы являются истинными по тому, что они утверждают, и ложными по тому, что они отрицают». Он пытался скомбинировать идеи Декарта, шотландской школы сенсуализма и Канта. В конечном счете он отстаивает союз «двух бессмертных источников»: философии и религии; вместе с Жерандо считается основоположником истории философии во Франции; по его теории, все системы сводятся к четырем разновидностям: сенсуализму, идеализму, скептицизму и мистицизму. Он написал, в частности: «Историю философии XVIII века» (1826), «Очерки о Паскале» (1842), «Об истине, добре и красоте» (1853), «Общая история философии» (1863).
КУЛЬТУРА: социальное и интеллектуальное формирование индивида (культура имеет тот же корень, что и культ, и предполагает религиозное уважение к традиции). Форма цивилизации — «та или иная культура».
Различают многочисленные типы культур, в том смысле, что каждое общество обладает своими собственными институтами, в общей форме выражающими его духовное прошлое. Но понятие культуры всегда сохраняет нормативный смысл
и синонимично гуманизму: мы не говорим о варварской культуре (культуре антропофага или военной культуре, основанной на насилии), но об индийской или китайской культуре, одинаково выражающейся и в цивилизованных нравах, и в культурном наследии в собственном смысле слова. См. Цивилизация.
КУРНО (Антуан Огюстен): французский экономист, математик и философ (Гре, 1801 — Париж, 1877). Преподавая в Лионе и Гренобле, был старшим инспектором и ректором академии Дижона (1854-1862). Развивал исчисление вероятности, или законы случая, который он определяет как «встречу феноменов, принадлежащих к сериям, независимым друг от друга по порядку причинности» («Теории удачи», 2). Его книга «Исследование математических принципов и теория богатства» (1838) позволяет рассматривать его как предшественника математической школы в политической экономии. Его произведения: «Размышления о развитии идей и событий в наши дни» (1872), «Материализм, витализм, рационализм» (1875).
КУРС ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ: фундаментальное произведение Огюста Конта (б томов, 1830-1842), в котором он предлагает заменить спекуляции о первопричине систематической и позитивной репрезентацией универсума. См. Позитивизм.
КЬЕРКЕГОР (Серен): датский философ и писатель (Копенгаген, 1813 — там же, 1855). Считается основоположником экзистенциализма. Его безусловное утверждение ценности и несводимости к чему-то иному индивидуальной жизни стало источником реакции против философской «системы» как таковой (системы Гегеля). Его рефлексия не отрывается от превратностей его собственной жизни, и фигура его невесты — Регины Олсен — вновь и вновь появляется на страницах его произведений. Его анализ тоски, одиночества, судьбы выливается в философию человека перед лицом Бога и времени, человека, соприкасающегося с вечностью. Его концепция этапов жизненного пути: эстетической (или чувственной) стадии, этической (или философской) и религи-