СТРУКТУРА
Тело
Аль-Газали говорит, что тело нужно рассматривать как везущего, душу - как едущего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади, и он погибнет в пустыне». Хорошее здоровье поощряется до той степени, в которой оно дает внутренней работе проходить без помех.
«ТЕЛО -ТАКЖЕ ВЕЛИКИЙ И НЕОБХОДИМЫЙ ПРИНЦИП, БЕЗ НЕГО ЗАДАЧА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА И ЦЕЛЬ НЕ ДОСТИГАЕТСЯ» (РУМИ).
Некоторые суфийские школы используют упражнения, вызывающие «тонкую настройку» тела и ума, но лишь в тех случаях, когда это может быть эффективным. Наиболее широко известны так называемые «танцы дервишей», соединение музыки и движений. Цель состоит в вызывании состояния ритуального экстаза, чтобы приблизить контакт ума суфия с мировым умом, частью которого он себя считает. Упражнение может состоять в движении, движении с музыкой, или только в музыке. Суфийские Учителя утверждают, что хотя музыка может быть полезна в вызывании определенных состояний для ограниченных целей и в определенное время, но адепт не нуждается в стимулах и не переживает никакого экстаза. Фактически может считаться само собой разумеющимся, что цель экстаза состоит в прохождении за его пределы.
|
|
Использование танцев для вызывания этого состояния экстаза описывает Берк: «Такой танец - это движения тела, связанные с мыслью и звуком, или рядом звуков. Движения развивают тело, мысль фокусирует ум, звук соединяет их и ориентирует их на сознание божественного единения, называемого «хал», что означает «состояние»: «состояние экстаза». Экстаз — это физическое состояние, позволяющее пережить и понять определенный опыт; это просто радостное, приподнятое состояние. Тело не является источником опыта; это канал, через который проходит опыт.
Социальные отношения
Западные психологи, такие как Джеймс или Скиннер, описывают значительную часть личности с точки зрения социальных ролей; суфизм проявляет значительно меньше интереса к социальным ролям. Важны отношения между Учителем и учениками. Во-вторых, отношения между человеком и его товарищами. В ситуации обучения группа формируется Учителем, а не выбирается учениками.
Создание и организация группы - важный момент с точки зрения суфиев; попадает ли ученик в группу - крайне важно для него. Упражнения могут происходить или не происходить в группах. Случайное собрание групп ученикам совершенно запрещается; группы часто «отдыхают» от упражнений, то есть должны воздерживаться от практики, над которой группа работает. В некоторых группах может вообще не быть упражнений. Некоторые ученики вообще не входят в группы, или входят в группы на какое-то время. Уроки могут даваться как группе, так и отдельному ученику; впрочем, урок каждому ученику - это соединение того, что дает Учитель, с мерой сознавания ученика. Учитель может предложить разные деятельности разным ученикам, но продвижение зависит от способностей всей группы.
|
|
«Сердцевина человеческого развития, именуемого «суфизмом», состоит в основе человеческого единства, группы: члены ее собираются вместе и проходят обучение, предписываемое им современным Учителем... Это необходимо для постижения, даваемого суфизмом. Это может быть названо общиной,общением, причастностью, встречей... Высшие достижения невозможны вне обстоятельств, правильно собравших вместе правильных людей, в правильное время на правильном месте». (По книге Вильям Фостера «Суфийское обучение сегодня»)
Особая природа суфийской группы, собрания людей, выбранных, чтобы дополнять друг другау позволяет правильно двигаться к определенной цели, создавая правильное выравнивание и избегая нежелательного сходства в развитии. Суфийские Учителя хорошо понимаютто, что Карл Роджерс называет «целительной способностью группы», у
Обучающая история Саади (1200-1290) показывает конкретность, с которой Учитель обращается с отношениями. Ученик спрашивает учителя: «Что мне делать? Меня беспокоят люди, которые все время приходят ко мне. Приходя и уходя, они разрушают мое драгоценное время». Учитель ответил: «Одолжи что-нибудь каждому из них, кто беден, и попроси что-нибудь у каждого, кто богат, и они больше не вернутся к тебе».
Вне отношений обучения, которые могут, пересекать любые иные социальные отношения, последние принимаются как принадлежащие вполне определенной системе ролей. В описании социальных отношений у Аль-Газали многое прагматично и соответствует исламской культуре, в которой он жил.
«ТЫ НЕ ВОЙДЕШЬ В РАЙ, ПОКА НЕ ПОВЕРИШЬ; И НЕ ПОВЕРИШЬ, ПОКА НЕ ПОЛЮБИШЬ ДРУГОГО. ДА ПРИВЕДУ Я ВАС К ДЕЛАНИЮ, В КОТОРОМ ВЫ ПОЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА: ПРИВЕТСТВУЙТЕ КАЖДОГО И ВСЯКОГО СРЕДИ ВАС» (СЛОВА МАГОМЕТА).
Воля
Хотя термин «воля» используется в суфийских текстах, его нелегко определить. Воля для суфия изменяется по своей природе, качеству и значимости в прямом соответствии со стадией развития, достигнутой ищущим. Каждое произвольное действие состоит из замысла, мотивации и способности выполнить его.