Социальные отношения

СТРУКТУРА

Тело

Аль-Газали говорит, что тело нужно рассматривать как везущего, душу - как едущего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади, и он погибнет в пустыне». Хорошее здо­ровье поощряется до той степени, в которой оно дает внутренней работе проходить без помех.

«ТЕЛО -ТАКЖЕ ВЕЛИКИЙ И НЕОБХОДИМЫЙ ПРИН­ЦИП, БЕЗ НЕГО ЗАДАЧА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА И ЦЕЛЬ НЕ ДОСТИГАЕТСЯ» (РУМИ).

Некоторые суфийские школы используют упражнения, вызываю­щие «тонкую настройку» тела и ума, но лишь в тех случаях, когда это может быть эффективным. Наиболее широко известны так называемые «танцы дервишей», соединение музыки и движений. Цель состоит в вызывании состояния ритуального экстаза, чтобы приблизить контакт ума суфия с мировым умом, частью которого он себя считает. Упраж­нение может состоять в движении, движении с музыкой, или только в музыке. Суфийские Учителя утверждают, что хотя музыка может быть полезна в вызывании определенных состояний для ограниченных целей и в определенное время, но адепт не нуждается в стимулах и не пережи­вает никакого экстаза. Фактически может считаться само собой разуме­ющимся, что цель экстаза состоит в прохождении за его пределы.

Использование танцев для вызывания этого состояния экстаза опи­сывает Берк: «Такой танец - это движения тела, связанные с мыслью и звуком, или рядом звуков. Движения развивают тело, мысль фоку­сирует ум, звук соединяет их и ориентирует их на сознание божествен­ного единения, называемого «хал», что означает «состояние»: «состоя­ние экстаза». Экстаз — это физическое состояние, позволяющее пере­жить и понять определенный опыт; это просто радостное, приподнятое состояние. Тело не является источником опыта; это канал, через кото­рый проходит опыт.

Социальные отношения

Западные психологи, такие как Джеймс или Скиннер, описывают значительную часть личности с точки зрения социальных ролей; су­физм проявляет значительно меньше интереса к социальным ролям. Важны отношения между Учителем и учениками. Во-вторых, отноше­ния между человеком и его товарищами. В ситуации обучения группа формируется Учителем, а не выбирается учениками.

Создание и организация группы - важный момент с точки зрения суфиев; попадает ли ученик в группу - крайне важно для него. Уп­ражнения могут происходить или не происходить в группах. Случайное собрание групп ученикам совершенно запрещается; группы часто «от­дыхают» от упражнений, то есть должны воздерживаться от практики, над которой группа работает. В некоторых группах может вообще не быть упражнений. Некоторые ученики вообще не входят в группы, или входят в группы на какое-то время. Уроки могут даваться как группе, так и отдельному ученику; впрочем, урок каждому ученику - это соединение того, что дает Учитель, с мерой сознавания ученика. Учитель может предложить разные деятельности разным ученикам, но продвижение зависит от способностей всей группы.

«Сердцевина человеческого развития, именуемого «суфизмом», со­стоит в основе человеческого единства, группы: члены ее собираются вместе и проходят обучение, предписываемое им современным Учите­лем... Это необходимо для постижения, даваемого суфизмом. Это мо­жет быть названо общиной,общением, причастностью, встречей... Вы­сшие достижения невозможны вне обстоятельств, правильно собрав­ших вместе правильных людей, в правильное время на правильном месте». (По книге Вильям Фостера «Суфийское обучение сегодня»)

Особая природа суфийской группы, собрания людей, выбранных, чтобы дополнять друг другау позволяет правильно двигаться к опреде­ленной цели, создавая правильное выравнивание и избегая нежела­тельного сходства в развитии. Суфийские Учителя хорошо понимаютто, что Карл Роджерс называет «целительной способностью группы», у

Обучающая история Саади (1200-1290) показывает конкретность, с которой Учитель обращается с отношениями. Ученик спрашивает учителя: «Что мне делать? Меня беспокоят люди, которые все время приходят ко мне. Приходя и уходя, они разрушают мое драгоценное время». Учитель ответил: «Одолжи что-нибудь каждому из них, кто беден, и попроси что-нибудь у каждого, кто богат, и они больше не вернутся к тебе».

Вне отношений обучения, которые могут, пересекать любые иные социальные отношения, последние принимаются как принадлежащие вполне определенной системе ролей. В описании социальных отноше­ний у Аль-Газали многое прагматично и соответствует исламской куль­туре, в которой он жил.

«ТЫ НЕ ВОЙДЕШЬ В РАЙ, ПОКА НЕ ПОВЕРИШЬ; И НЕ ПОВЕРИШЬ, ПОКА НЕ ПОЛЮБИШЬ ДРУГОГО. ДА ПРИВЕДУ Я ВАС К ДЕЛАНИЮ, В КОТОРОМ ВЫ ПОЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА: ПРИВЕТСТВУЙТЕ КАЖДОГО И ВСЯКОГО СРЕДИ ВАС» (СЛОВА МАГОМЕТА).

Воля

Хотя термин «воля» используется в суфийских текстах, его нелегко определить. Воля для суфия изменяется по своей природе, качеству и значимости в прямом соответствии со стадией развития, достигнутой ищущим. Каждое произвольное действие состоит из замысла, мотивации и способности выполнить его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: