Аль-Газали различает четыре составляющих интеллекта. Наиболее фундаментальным является стремление к пониманию, то, что в западной психологии называется любопытством или потребностью в компетенции. Второе - «аксиоматический» интеллект, способность понимать логические отношения. Третий элемент «эмпирическое| знание», это тот аспект, который занят внешними вещами и событиями. Послед-ний элемент - «развитый» интеллект, высшая форма первоначального стремления к пониманию. Это качество интеллекта, которое направляет внутреннее развитие и позволяет человеку «победить и подчинить себе аппетит, который требует немедленного удовольствия» (Аль-Газали).
Общепринятое обучение и знание — не обязательно препятствует пониманию, это происходит только если не понимается их функция в отношении других аспектов интеллекта. Аль-Газали вспоминает, что ему пришлось переосмыслить содержание своего интеллектуального образования повторно в состояниях экстатического откровения, пока он не понял достаточно, чтобы сохранять свой интеллект в равновесии. «ЗНАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДВУХ РОДОВ - ВРОЖДЕННОЕ И ПРИОБРЕТЕННОЕ. НО ПРИОБРЕТЕННОЕ ЗНАНИЕ БЕСПОЛЕЗНО, ЕСЛИ НЕТ ВРОЖДЕННОГО ЗНАНИЯ. КАК СВЕТ СОЛНЦА БЕСПОЛЕЗЕН, ЕСЛИ СВЕТГЛАЗА ОТСУТСТВУЕТ» (АЛИ).