Содержание разделов (тем) дисциплин

Раздел 1. Социальная педагогика как наука

Тема 1. Становление социально-педагогического знания

Противоречивость современных сведений о происхождении и авторстве понятия «социальная педагогика». Две линии развития социально-педагогического знания: социальная педагогика как наука о воспитании в обществе (П.Наторп), социальная педагогика как наука о помощи обездоленным детям, включая профилактику правонарушений несовершеннолетних (Г.Ноль).

Первое упоминание термина «социальная педагогика» в работе А.Дистервега (1790–1866) «Руководство для немецких учителей», предусматривающей учет специфических интересов различных групп населения в воспитательном процессе. Разработка интегративной концепции воспитательных сил общества в пособии П.Наторпа (1854–1924) «Социальная педагогика». Французские философы-просветители ХУΙΙΙ в. (Ж.А.Кондорсе, Л.М.Лепелетье, А.Л.Лавуазье и др.) о ведущем значении воспитания для социального преобразования общества. Идеи Э.Дюркгейма (1858-1917) о воспитании обществом и воспитании общества. Социально-педагогический эксперимент Р.Оуэна (1771–1858) в североамериканской колонии «Новая гармония».

И.Г.Песталоцци (1746–1827) о создании детских приютов. Идеи помощи обездоленным детям, их опека. О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в работах Г.Ноля и Г.Боймера. Социально-педагогические идеи в работах отечественных ученых: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и др.

Современное понимание сущности социальной педагогики как науки о воспитании в обществе и помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Множественное трактование объекта и предмета социальной педагогики.

Социальное, или общественное, воспитание, т.е. воспитание, осуществляемое обществом и государством в создаваемых для этого организациях, как объект социально-педагогического знания (А.В.Мудрик). Ребенок как объект социально-педагогического знания (М.А.Галагузова).

Предмет социально-педагогического исследования – исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека (А.В.Мудрик). Предмет социальной педагогики как науки – закономерности социализации ребенка (М.А.Галагузова).

Задача социально-педагогических исследований – исследование воспитательных факторов среды, механизмов воспитания человека в обществе, методов и форм массового воспитания, методов оказания помощи несовершеннолетним и реабилитации.

Тема 2. Основные понятия и категории социальной педагогики

Связь социальной педагогики с гуманитарными науками: педагогикой, философией, социологией, историей, географией, этнографией, психологией, этнопедагогикой, историей педагогики. Основные категории социальной педагогики. Заимствованные категории: личность, развитие, деятельность, обучение, образование, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, коррекция, реабилитация, социализация. Собственные категории социальной педагогики: социальное воспитание, социальное образование, социально-педагогическая деятельность.

Тема 3. Принципы социальной педагогики

Принципы социальной педагогики: природосообразность, культуросообразность, гуманизм. Разработка сущности принципов в истории педагогики. Я.А.Коменский о сущности принципа природосообразности: воспитание и обучение в соответсвии с общими законами развития природы и ребенка. Обращение к принципу природосообразности в работах И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого. Разработка принципа культуросообразности А.Дистервегом, К.Д.Ушинским. Идея народности как составная часть принципа культуросообразности. Принцип гуманизма и его развитие в эпоху Возрождения. Гуманизм как признание самоценности человека. Всестороннее развитие личности, создание условий для самореализации - цель воспитания в работах Т.Мора, Т.Кампанеллы. Значение принципов природосообразности, культуросообразности, гуманизма для воспитания детей в современных условиях.

Раздел 2. Социализация

Тема 1. Отношение процессов социального развития, социализации и социального воспитания

Определение процессов социального развития, социализации и социального воспитания. Категориальная научная принадлежность понятий. Самостоятельность существования процессов. Параллельность существования процессов в единичном акте жизнедеятельности человека. Содержание социального опыта, присваиваемого человеком в процессах социального развития, социализации, социального воспитания.

Сходство и отличие процессов. Естественность и искусственность процессов. Прерывность и непрерывность процессов. Линейность и нелинейность процессов.

Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление

Социализация как понятие и категория психологии, социологии, социальной педагогики. Социализация как результат и механизм приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности. Относительная педагогическая неконтролируемость процесса социализации конкретной личности.

Виды социализаций: дотрудовая, трудовая, пострудовая, экономическая, политическая, гражданская, экологическая, социокультурная, этнографическая, экологическая, школьная, семейная и др.

Особенности первичной, вторичной (институциональной) социализаций. Ресоциализация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: