1. Покажите, как не следует и следует приветствовать знакомых в раз-
личных ситуациях.
2. Продемонстрируйте на конкретных примерах, какие формы обращения допустимы, а какие – нет.
3. Подготовьте игровые этюды, показывающие как не принято и как принято представлять людей друг другу.
4.Покажите примеры неправильного и правильного общения по телефону.
5.Изобразите ситуации, позволяющие понять, как не следует и следует делать комплименты.
Выполните тестовые задания:
1 С точки зрения этикета недопустимы следующие обращения:
а) «Молодой человек», «девушка»
б) «Будьте добры», «Извините», «Скажите, пожалуйста»
в) «Мужчина», «женщина»
г) «Эй», «братан», «шеф»
2 Обращение на «ты» возможно:
а) при обращении с хорошо знакомым собеседником
б) при дружеских, интимных отношениях
в) в официальной обстановке
3 Первым протягивает руку для рукопожатия:
а) мужчина женщине
б) старший младшему
в) начальник подчиненному
4 Первыми представляют:
а) младшего старшему
б) мужчину женщине
в) начальника подчиненному
5 Звоня по телефону, Вы ошиблись номером. Ваши действия:
а) извинюсь и спрошу: «Простите, Ваш номер такой-то?»
б) молча положу трубку
в) извинюсь, а затем спрошу: «Какой у Вас номер?»
6 Поднимая трубку, лучше использовать слово:
а) «Да»
б) «Алло»
в) «Слушаю»
г) «У телефона»
7 Знакомым домой разрешается звонить:
а) с 9 до 22 часов
б) с 8 до 24 часов
в) с 7 до 23 часов
8 По телефону не следует задавать следующие вопросы:
а) «Кто это?»
б) «Какой у Вас номер?»
в) «Простите, что передать?»
9 Бестактным является комплимент:
а) «Хорошо выглядишь!»
б) «Ты сегодня хорошо выглядишь!»
в) «Ты всегда хорошо выглядишь, но сегодня – просто великолепно!»
10 Собеседник рассказывает волнующую его историю, но уже не первый раз. Ваши действия:
а) надо сделать вид, что рассказ вам интересен и дослушать его до конца
б) нужно остановить его словами: «Сколько ты можешь рассказывать об этом»!
в) лучше отвести глаза в сторону, всем своим видом, показывая незаинтересованность и раздражение
11 На комплимент: «Прекрасно выглядишь» следует реагировать следующим образом:
а) сказать «спасибо» и улыбнуться
б) взглянув на собеседника свысока, ответить: «А я всегда прекрасно выгляжу»
в) несколько раз поблагодарить за приятные слова, радостно заглядывая знакомому в глаза
12 Воспитанный человек:
а) старается, как можно реже критиковать, подчеркивая не ошибки, а достоинства своих близких, друзей и коллег
б) критикует по каждому удобному поводу, ведь критика позволяет окружающим избавиться от их недостатков
в) никогда не критикует, боясь обидеть друзей и коллег, испортить с ними отношения
13 В ходе спора и дискуссии следует:
а) раскрывать и отстаивать свою точку зрения
б) опираться на факты, проверенные наукой и временем
в) высказывать критические замечания, касающиеся личности собеседника
г) оскорблять оппонента, если все аргументы с вашей стороны исчерпаны, а он не хочет согласить с вашей позицией
14 Использование телефона нежелательно:
а) для приглашения или поздравления пожилого человека
б) для выражения соболезнования
в) для поздравления друга с днем рождения
г) для решения важных личных и профессиональных дел
д) для назначения свидания