Социальные факторы

Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими, как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.

Референтные группы – это группы, оказывающие как прямое (т.е. при личном контакте), так и косвенное влияние на отношения или поведение человека. Референтные группы бывают:

¨ Порожденные (группы, которые человек создал сам, т.е. семья);

¨ Независящие от желания человека (учебный коллектив, соседи);

¨ Формальные (взаимодействие с которыми не носит постоянного характера: членство, религиозные объединения);

¨ Неформальные (друзья, коллеги, соседи).

Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Желательный коллектив – это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать; при этом он воспроизводит предпочтения данного коллектива. Нежелательный коллектив – это группа, представления и поведение которой индивид не приемлет.

Референтные группы оказывают на людей влияние тремя путями. Во-первых, индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образом жизни. Во-вторых, группа воздействует на отношения индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило, стремится «вписаться» в коллектив. В-третьих, группа подталкивает индивида к конформизму.

Семья. Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. От родителей человек получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении и т.д. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может оставаться весьма значительным. Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывают супруг и дети индивида. Семья – самая важная в рамках общества организация потребительских закупок.

Социальные роли и статусы

Роль – набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждая из ролей, исполняемых человеком, будет так или иначе влиять на его покупательское поведение.

Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества (степень признания). [2, стр.44,45]

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: