Идеи воспитания

Воспитание без воспитания – общение с ребенком без прямых средств воздействия, без команд, угроз, без одергиваний, замечаний, нотаций, без наказаний, битья и других мероприятий подобного рода. Предположим, что все это понято и принято. Без чего – ясно. Но с чем?.. “Педагогика сотрудничества”

Некоторые мамы и папы сами выкраивают время, чтобы заниматься с детьми. Их не смущает, что они непрофессионалы. Считают: если я сам умею читать и писать, то логично предположить, что сумею научить этому и своего сына или дочь. Зато в домашней школе ребенок имеет больше шансов остаться самим собой, потому что его никто намеренно не формирует и не воспитывает. Тут все происходит легко и естественно, как в настоящей жизни. Дома ребенка обязательно любят, жалеют, и ему всегда достается самое лучшее. Дело не в материальном достатке, а вот именно в духовно-душевном богатстве детского окружения. Бывает, щелочка света из-под двери отцовского кабинета, которая не гаснет за полночь, становится лучшим воспитателем трудолюбия и упорства, чем любые уроки трудового обучения в обычной школе. Об этом писал и Симон Львович Соловейчик. Все программы начальной школы сводятся, как известно, к следующему. Читать со скоростью 120 слов в минуту. Писать, не лепя в каждой строчке ошибки на “жи-ши”. Знать наизусть таблицу умножения и – высшее искусство – уметь делить уголком на многозначное число. И это все. Но стоит ли ребенку тратить время на многочасовые бдения в школьных классах, когда можно рисовать, петь, танцевать, разводить голубей, мастерить, думать, бегать, играть в шахматы, читать про хоббитов, ловить рыбу, складывать из бумаги потрясающие вещи, кулинарничать, лепить, наконец, просто сидеть перед домашним камельком и смотреть на пламя. Обучение ребенка требует гораздо больше времени, чем кажется на первый взгляд. Рассуждение, что раз в классе один учитель на сорок человек, то дома потребуется в сорок раз меньше времени, не годится. К сожалению, не существует таких учебных пособий, рабочих тетрадей, чтобы только дать ребенку задание, а дальше он уже будет делать все самостоятельно. А домашней школе нужны именно такие. Приходится родителям самим сочинять учебники и придумывать задачки. Занятия с ребенком должны быть ежедневными и постоянными. Так что в этом отношении домашнее обучение свободы никому не дает. Как раз наоборот – это большой и утомительный родительский труд. Но он радостный, потому что успехи ребенка – это и твое достижение. Ни для кого не секрет, что до школы ребенок – индивидуальность. Все рисуют, все поют, пробуют сочинять стихи, все очень верят в себя. И все это кончается, как только он идет в школу. Сразу начинает сомневаться: хороший он или не очень, способный или нет? Почему? Там, в классе, ребенок постоянно вынужден сравнивать себя с другими детьми, такими же первоклассниками, как и он. А способ оценки тривиальный: один, два, три, четыре, пять. Все. И он перестает рисовать, лепить, петь и сочинять стихи, превращается в обычного стандартного школьника. Школа маленького ребенка ломает, и очень быстро. Поэтому есть большой смысл, чтобы отдавать школе ребенка не в 6–7 лет, а старше, лет в 12–13, когда он уже покрепче, уже более или менее сложившаяся индивидуальность, цельная натура. Ребенок, прошедший домашнюю школу, гораздо лучше знает себя. Ему проще сделать тот важнейший в жизни выбор, что определит и сферу его будущей учебы в вузе, и профессию – весь комплекс проблем, что объединяется словами “самоопределение личности”. Видно, в каких-то врожденных, глубинных программах у ребенка записано: искать себя. И если его оставить жить по-своему, он будет искать себя, пробовать делать все, что только можно. Дома же, согласимся, можно гораздо больше, чем в школе. Хотя, правда, до сих пор встречаются родители, желающие сделать из ребенка нечто вроде циркового номера для гостей. Да, они много занимаются со своим “чудом”, причем с самых ранних лет. Обычно они – большие сторонники раннего развития способностей. Только вот очень уж узок круг этих занятий: раннее чтение, механическая память – и плавать раньше, чем ходить. Потом вундеркинды вырастают, и остальные дети их догоняют. Выясняется, что их природные-то способности не там зарыты. Но если ребенок не средство для самоутверждения родителей, тогда в домашней школе он сможет перепробовать очень многие виды деятельности и понять, к чему склоняется его душа. Чтобы создать нормальные деловые и добрые учебные отношения между учителем-родителем и учеником-ребенком, нужно решить немало проблем. Домашняя школа – совсем не идиллия. Никаких волшебно возникающих вундеркиндов не бывает. Все получается трудом и умением. И не со всем родители в домашних школах справляются. Если старшие, например, плохо знают иностранный язык, то ребенка никто не научит, разве что репетитор. Наиболее удачным поэтому было бы сотрудничество обычной школы с домашней. Ребенок мог бы приходить в школу на час-два, и притом не каждый день, чтобы учить те уроки, где родители слабоваты. Ему необходимо общение с друзьями. В многодетной семье проблема общения не так остра, а если малыш растет один, домашняя школа грозит превратиться в клетку для одинокого птенца. О домашней школе известно сейчас гораздо больше, даже чем десять лет назад. Главное доказано – она возможна! И все-таки домашняя школа – это нечто пока малопонятное. Белое пятно на педагогической карте. И оно притягивает первооткрывателей. Вряд ли многие смогли бы стать директорами школ, а тут вы и директор, и учитель, и родители в одном лице.

Домашняя школа. Этим словосочетанием мало кого удивишь теперь. По разным причинам детей в школу все чаще не отдают. Иногда из-за болезни, а бывает, богатые родители, следуя старинным образцам, нанимают гувернеров и репетиторов. Многие, кто так поступил, потом говорят: именно в домашней школе мы поняли, что такое настоящая педагогика сотрудничества. Ведь нет ничего более естественного и исконно существующего, чем семейные, родовые отношения взрослых и детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: