Повышение роли физического воспитания в развитии самостоятельность и ответственности дошкольников

В дошкольном образовании, в последнее время, вопрос о развитии самостоятельности и ответственности детей становится актуальным.

Это вызвано необходимостью создания в российском обществе такой моральной атмосферы, которая способствовала бы утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту инициативности и творчества, требовательности к себе и другим, доверия, сочетающегося с ответственностью.

Данная проблема не нова, Ж.Ж. Руссо в XVIII и А. Дистервег в XIX веках развивали мысль о необходимости формирования у ребенка самостоятельности и ответственности в процессе обучения и воспитания.

В качестве путей решение проблемы зарубежные исследователи предлагали: психофизиологические тренинги, психоаналитические процедуры, программы, направленные на саморазвитие, самосовершенствования человека (PhillipD.Tomporowski, Kate А. LambourneandMichelleS. Okumura). Все эти подходы в той или иной мере нашли отражение и в отечественной педагогике и психологии.

Отечественные авторы предлагают развивать самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста в определенном виде деятельности. Так, Л.А. Порембская считает, что эффективным видом деятельности для развития данных качеств является бытовой труд.

А.И. Матусик, Н.Я. Михайленко отмечают важную роль игры в развитии самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста.

Ф.В. Изотова указывает на эффективность использования конструктивно-игровой деятельности. Исследования Н.А. Ветлугиной были направлены на изучение самостоятельной художественной деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка.

В тоже время исследований по развитию самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой недостаточно, несмотря на то, что современные исследования доказывают, что между психическим развитием ребенка и его физической активностью существует положительная корреляция (LisaStamps).

Целью данной работы стало разработка и апробирование методов развития самостоятельности и ответственности у детей среднего дошкольного возраста на занятиях нетрадиционной физической культурой.

Поскольку, на традиционных занятиях физической культуре большую роль играет дисциплина, то свобода в действиях и желаниях для ребенка лимитирована. Педагог руководит движениями ребенка, предугадывает, каждый его шаг и подсказывает, как можно сделать лучше. В результате ребенок привыкает, что ему не надо думать, за него все решит педагог. К тому же не нужно отвечать за результаты.

Нетрадиционная физическая культура дает возможность ребенку самому решать или выбирать упражнения или игры, поощряя его желание чему-либо научиться или желание повторить уже знакомые навыки или умения, тем самым давая ему ту свободу в действиях, которая реализует его самостоятельность.

Среди нетрадиционных подходов к физическому воспитанию выделяют следующие занятия: степ-гимнастика, эвритмическая гимнастика, стречинг-гимнастика, фитбол-гимнастика и др.

На основе методики сопряженного развития физических качеств и психических процессов (Н.И. Дворкина) и принципах Монтессори-системы нами была разработана методика развития самостоятельности и ответственности.

При составлении методики были учтены принципы к развитию данных качеств, выделенных MaudPurcell (LCSW, CEAP):

- установка правил и соответствующие последствия (помощь в понимании ребенком установленных правил и возможных последствий за несоблюдение этих правил);

- дать ребенку возможность делать самому (важно давать ребенку справиться с задачей самому, так как завершение дела даст ребенку чувство выполненного долга и самодостаточности);

- позволить сделать выбор (данный принцип позволяет научить ребенка самостоятельно принимать решения и обдуманно подходить к выбору).

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Свобода выбора (на занятиях дети получали возможность выбирать деятельность, определиться с упражнениями, инвентарем, играми).

2. Контроль ошибок (рефлексия, самостоятельный поиск своих ошибок, что позволяет со временем самому находить и исправлять ошибки без помощи взрослого).

3. Наличие правил на занятиях (обязательное соблюдение правил: убери за собой, четкое построение, твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого).

4. Дети – активные участники процесса обучения (позволять проводить понравившееся ребенку движение на разминке, демонстрировать умения и навыки, рассказывать правила игры.

5. Отсутствие оценок взрослого (не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности, научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность).

В исследовании участвовали 2 группы, по 12 человек, дошкольников среднего возраста посещающих дополнительные занятия в КМДУ №28, г. Верхняя Пышма.

В процессе исследования проводилась визуальная оценка поведенческих качеств детей на занятиях. Итоги заносились в таблицу.

Оценка результатов производилась в начале и в конце года по методике «Экспертной оценки результатов деятельности на занятия нетрадиционной физической культурой» (по Н.И. Дворкиной). Оценка производилась в критериях ответа да (+), либо нет (-). После чего делался вывод о возможности решения детьми поставленных задач и использованных возможностях.

Результаты констатирующего эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: