Слово 5. О том, что должно соблюдать тем, которые желают жить в мире между собою

1. Если вы вместе путешествуете, то обращайте внимание на того, кто из вас послабее, и имейте к нему снисхождение, когда он будет иметь потреб­ность немного посидеть, или вкусить сколько-нибудь пищи прежде назначенного часа.—Если изыдете вместе на (общее) дело, то каждый да внимает себе, а не брату своему. Да не дерзнет кто либо учить другого, или приказывать. Если исправляете какое дело внутри келлии, оставляйте, чтобы каждый делал как хочет. Если кто скажет: прошу вас, научите меня, я сего не знаю, то знающий не про­тивься и не отговаривайся незнанием: ибо такое смирение не по Богу. Если увидишь брата, исправляющего какое дело, не говори, что он не так делает, или портит дело. Если же он будет просить тебя, чтобы ты его научил, ты же не сделаешь, а про­молчишь, то сим покажешь, что в тебе нет любви Божией, а лукавство. Если брат недовольно хорошо сварил пищу, не говори, что он худо сварил: ибо в этом заключается смерть для души твоей; но размысли, как для тебя тяжело и скорбно было бы услышать сии слова от другого,—и успокоишься. Если во время псалмопения ошибется кто в каком слове, не поправляй его тотчас, и не смущай; хотя бы он и слово пропустил, не беспокойся. Когда же он попросит тебя, чтобы ты его исправлял, делай это с любовью.—Если будет за столом снедь (пища), которой кто либо от братий по немощи не может употреблять, то таковой не должен говорить: не могу вкушать оной, но пусть понуждает себя Бога ради сколько можно, и Бог успокоит его. — Если вы исправляете вместе какое-нибудь дело, и кто либо из вас по малодушию испортит нечто, не упре­кайте его в этом, а показывайте веселый вид.— Если к вам придут братия, не спрашивайте их о вещах бесполезных; в противном случае, они подадут вам повод побеждаться в келлии пленением. Если же кто из них не возможет воз­держаться, и скажет кому из вас слово праздное и вредное, то услышавший это, да не открывает его кому либо из братий, дабы не излить в сердца их смертоносного яда. — Если необходимость понудит тебя отправляться за каким либо делом в другое место, не разведывай о том, что не может тебе принести пользы, дабы ты мог возвратиться в келлию свою без вреда. Если и невольно услышишь что либо подобное, возвратись в келлию, не рассказывай братьям.—Если случится вам во время странствования придти в какое либо место, не говорите и не делайте ничего с дерзновением, чтобы там жительствующие получили назидание от вашей скромности и молчаливости. Ибо немощные по слабости сердца своего легко соблазняются; потому что не видят грехов своих.

2. Божественная помощь, надежда, кротость, благая совесть, отвержение своей воли (и понуждение себя ко всему благому), суть признаки смиренномудрия.— Напротив того, дерзость, любопрение, самомнение, презрение брата, попрание совести, и то, если кто огорчив и смутив брата, говорит: какое мне дело до него? Все эти признаки обнаруживают жестокосердие.—Если в то время, как ты занимаешься рукоделием, придет к тебе в келлию брат, отнюдь не любопытствуй: ты ли более сделал его, или он? Если работаешь с немощным братом, не усили­вайся с намерением сделать более, нежели он.— Если делаете какое либо рукоделие, то трудитесь с полным усердием; но не заботьтесь знать, кто более наработал в неделю, ты, или брат твой: ибо та­ковое изыскание безрассудно.—Если вместе с братиями выйдешь на послушание, не желай, чтобы знали, что ты более всех потрудился. Ибо дело, совер­шаемое в тайне, Богу благоприятно (Матф.6,4. 18). Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, переноси это с радостью; ибо рассмотрев помыслы свои пред всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил.—Если живешь с братиею и стре­мишься духом к большему воздержанию против других, скажи помыслу твоему: немощной брат, живущий здесь, есть господин мой.—Если ты непре­менно уже решился жить воздержнее других, то избери себе отдельную келлию, и не огорчай немощного твоего брата. Если к вам придет странный брат, о коем вам известно, что он подвержен какой либо страсти, не выведывайте от него об этом расспросами, пока страсть не обнаружится сама собою и не показывайте, что вы знаете об этом, дабы узнав, брат не оскорбился сим.—Если имеешь нужду в чем либо, а брат твой не догадался сам дать тебе оного, не скорби на него за сие, но с доверчивостью и простотою попроси его так: окажи любовь, брат, дай мне сию вещь, потому что я имею в ней нужду: ибо такова святая чистота сердца. Если же ты не скажешь ему откровенно, но будешь роптать и укорять его в сердце твоем, то сам себя под­вергаешь осуждению.—Если между вами зайдет речь о каком либо месте Св. Писания, то знающий это место (Писания) пусть объяснит, по силе своей, брату смиренно, не настаивая на своем мнении, чтобы успокоить брата с любовью. Ибо от нас более требуется то, чтобы смиряться пред братом своим. Помышляй о том судилище, пред коим ты должен предстать, и попекись всеми силами исполнять должное, чтобы не заградились там уста твои, и ты не был осужден, не нашедши себе никакого опра­вдания в страшный оный час.

3. Не расспрашивайте с любопытством о временных делах мира сего, дабы не уподобиться отхожим местам, в кои всякий идет для извержения излишеств чрева, от чего оные места всегда на­полнены смрадом. Но лучше старайтесь быть чистым храмом, постоянно утром и вечером принося Богу жертву внутреннего человека. Да не будет жертвенник сей никогда без сего фимиама. Всячески старайтесь понуждать себя к молитве, чтобы Го­сподь даровал вам простосердечие и незлобие, и избавил вас от противных страстей, т. е., от лу­кавства, хитрости бесовской, любопытства, самолюбия и злобы. Зараженные сими страстями, тщетно тру­дятся, и конец их—погибель. Кто боится Бога и внимает гласу совести, тот от всех стра­стей отвращается. В ком же нет сего домовладыки, тот достоин всякого сожаления: в храмине (души) его все строится против его воли, и враг насевает в ней то, что хочет; ибо сердце такого человека уже находится не в его власти, а в руках врага.—Если надобность потребуете пойти на поделие, то не презирай один другого, и не оставляй брата твоего, дабы он не мучился упреками совести, оставшись в келлии; но скажи ему с любовью: не хочешь ли, пойдем на такую-то работу? Если же в это время заметишь, что брат твой непокоен духом, или слаб телом, то не должен принуждать его теперь же идти с ним, а лучше, отложив сие дело до другого времени, пусть возвратится он с миром и любовью в келлию свою. Берегитесь пре­кословить брату своему в чем-либо, чтобы не оскор­бить его. Если кто живет единодушно с духовным отцем или братом, тот не должен иметь общения с посторонними: ибо сим упрочивается мир и повиновение. Живя с отцем, или братом, не вступай с кем-либо в тайное содружество, и не пиши скрытно писем, не желая, чтобы о сем знали те, с коими живешь вместе; иначе повредишь и себе и им. Живя с старшим тебя, скрытно и без его совета не благодетельствуй даже нищему. — Если имеешь надобность спросить совета о чем-либо, то советуйся в том, что стужает тебе в настоящее время,—приходят ли к тебе помыслы перемещения, или желаешь научиться какому рукоцелию, или имеешь намерение жить с некоторыми, или отойти от них: о всем этом свободно проси совета, прежде нежели приступишь к самому исполнению. Открывай недуги душевные, болезни телесные, при­чины их, открывай не как неповинный ни в чем, но как уязвленный, если хочешь получить врачевство для язв твоих. Когда открываешь по­мыслы свои, открывай оные нелицемерно, не говори одной вещи вместо другой, не показывай, будто бы советуешься ради другого кого; но обнажи истину и будь готов исполнить все то, что будет тебе сказано; иначе будешь обманывать не старцев, с коими советуешься, а самого себя.

4. Если спрашиваешь у старцев совета против нападения искушений, то не слушай помыслов, кои в сердце твоем будут говорить тебе больше, не­жели старцы. Но прежде вопрошения моли Бога, что­бы сотворил с тобою милость Свою, и внушил старцам подать тебе, советы такие, какие полезны. Тогда делай с верою все, что скажут тебе старцы, и Бог тебя успокоит. Если живешь с братиею, и по какой либо причине не обретаешь покоя, или по причине работа, или по причине стеснений, или по недостатку покоя, или терпения, или от уныния, или по желанно безмолвия, или будучи не в силах нести ига, или потому, что не можешь исполнять своей воли, или по недостатку необходимых вещей, или по желанию более строгой жизни и более тесного подвига, или по немощи не можешь понести труда, или по другой какой причине сердце твое будет понуждать тебя оставить сие место, то смотри, не де­лай сего опрометчиво, и, как бы свергая иго, не вы­ходи с скорбью; также тайно не убегай с чувством огорчения, забыв братолюбие; равно и тогда, когда между вами есть неудовольствие, чтобы не унести с собою памятозлобия на братство, а лучше избери время мирное, чтобы душа твоя оставалась спокойною везде, где ни будешь пребывать.—Причину удаления возла­гай на самого себя, а не на братий, с которыми ты жил. Не слушай врага, советующего тебе обвинять братий и притворяться обиженным, чтобы тем из­бежать поношения, и свое бесчестие прикрыть их порицанием, тогда как ты облагодетельствован ими; ибо таким образом ты соделаешься рабом врага во всяком месте, где ни будешь жить.—Если куда придешь с намерением поместиться для житель­ства, не тотчас избирай себе келлии, не осмотрев наперед положения места, чтобы впоследствии не открылось для тебя там повода к преткновениям или по причине бесполезных забот, или что ви­дишь предметы вредные для тебя, или славы ради, или от многотрудности, или от оскорбления друзей. Если ты благоразумен, то в продолжение немногих дней узнаешь все, откуда имеет проистекать для тебя жизнь, и откуда смерть.

5. Если уступишь брату келлию твою на малое время для жительства, то не почитай его чрез это себе подчиненным. Если ты получишь келлию ближнего твоего на несколько дней для обитания; то ничего в ней не ломай, и не строй без позволения того, кто тебе ее уступил. Если ты с кем обитаешь, или путешествуешь, и получишь от него заповедь, то не презирай его ради Бога, и не нарушай этой заповеди ни явно, ни тайно. Если ты безмолвствуешь в келлии, и наложил на себя какое либо правило, например, или употреблять пищу в такой именно час, или чего либо не есть; смотри, отправляясь странствовать, не говори за столом у кого либо: прости меня, я не употребляю сей пищи. Ибо таким образом тщеславие твое предаст труды твои в руки врагов твоих. Господь повелевает нам делать сие тайно, чтобы Отец наш воздал нам явно (Матф.6, 14. 18). Кто любит труды свои, тот хранит их, чтобы они не были тщетны. Если живешь с другим братом вме­сте, и занимаетесь одним делом внутри и вне келлии, и брат твой позовет тебя, то не говори: подожди немного, пока я окончу свое дело, но тотчас поспеши к нему, чтобы вместе совершать это дело. Всякую погрешность, которую знаешь за дру­гими вне вашей келлии, не держи в устах твоих, чтобы после объявить о том братий; ибо это смерть для души твоей. Если живущие с тобою братия по­трудятся в какой либо день более обыкновенного, то успокой их, предложив им вкусить пищу прежде установленного часа, при сем внимая не себе, но суду Божию. Что ни делаешь, имей Бога пред очами твоими. Если где поместишься один, или с теми, кои здесь прежде тебя были, и заметишь там худо­жество, или занятая, кои наносят душе вред, или неприличные монаху, не отверзай уст твоих, что­бы обличать то; но если не обретаешь там покоя, переселись в другое место, и блюди язык твой от злоречия: ибо это для души твоей смерть. Если ты немощен и преклонен к страстям, то не допу­скай, чтобы кто-либо открывал тебе, как достой­ному доверия, свои страстные помыслы, ибо это для души твоей пагубно. Если между вами как-нибудь произнесется слово смешное, смотрите, не допускайте, чтобы голос ваш был слышим: ибо где смех, там нет ни благочиния, ни страха Божия, ни вну­треннего душевного хранения.

6. Поелику во дни наши постигает землю гнев Божий, то не смущайтесь, если услышите что либо страшное; но так рассуждайте сами с собою: что это за казни в сравнении с теми, в кои впадем за грехи наши, если не покаемся? Любите друг друга ради Бога; читайте Св. Писание, чтобы исполнять оное; ибо для истинно верующего и малое дело немало­важно. Если сие сохраните в простоте и в разуме, то с радостью достигнете покоя Сына Божия: если же от сего отступите, то тщетно здесь труди­тесь, и по исшествии из тела, будете преданы вечному наказанию, по свидетельству Св. Писания. Для того именно, о чем мы упомянули, грядет Господь наш Иисус Христос. Но жестокосердие наше ослепляет нас: ибо мы повинуемся хотениям сердца нашего, и предпочитаем их Самому Богу. Мы любим не Его, а наши, страсти. Я принужден напи­сать вам это; ибо написанного прежде не было достаточно. Итак, любите друг друга, и не пребывайте в необрезании сердец ваших. Краткие дни наши проводите праведно в смирении, в мире, в терпении, в любви, в отсечении воли своей. Если же сего не сохраните, но пребывают между вами рвеше, пре­те, сварливость, гордость, гнев, порицание, ропот, не послушаете, то во зле иждиваете время ваше, и без всякого сомнения подвергнетесь вечной муке, по отшествии отсюда. Итак, любите братьев ваших святою любовью и храните язык ваш, чтобы безрассудно не произносить слов и не оскорблять других. Господь Бог наш силен подать нам благодать Свою к совершенно благих дел, и хранению, дабы мы могли обрести Его милость со всеми святыми, Ему благоугодившими: ибо Ему слава, честь и поклонение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: