Вопрос капитальных жизненных целей не властно-политический. Это экзистенциально-практический вопрос. Не жизнь подчиняется политике, а политика — жизни. Преднамеренные властно-политические интервенции в жизнь должны быть сугубо и сугубо осмотрительными. Жизнь — исходное. Lebensform — базовое. Властно-политическое — производное. Цель целей — глобальный регулятор экзистенциальных порывов, гуманитарный абсолют — нечто выходящее за компетенцию и власти, и политики. Лишь совокупная культура отвечает на вопросы о началах и концах, предпосылках и воплощениях жизни и человека.
Сказанное подводит к заключению, что отягощенный знанием логики Lebens — сферы властитель, sine ira et studio (без гнева и пристрастия), внедряясь в органичное лоно экзистенциальных форм, полагается на одно: ограничивающую далеко идущую непродуманную инициативу (преобразовательный зуд) здоровую самоорганизованность жизни.
Принцип реальности. В «Живой этике» Рерихов говорится: «Берегись ядовитых вибраций, стремись в будущее и не подпади под влияние настоящего». Совет этот, уместный для личности, откровенно дезориентирует властителя, являющегося непременным активистом настоящего. Не подходит и иная сама по себе глубокая нотация: «Каждое размышление о мире высшем есть необходимость дня». В противоположность простым смертным, которым позволителен отход в эмпиреи, властители погружены в довлеющую дневь злобы дня, заняты миром наличным, мигом насущным. Это — их почва, реальность.
|
|
Внутренняя несвобода властителя, проявляющаяся в зависимости от обстоятельств, исключает априорную мотивацию властедействий. Последние всегда и везде — результирующие, возникающие как баланс сил заданного политического пространства. Отсюда следует:
а) идеальная власть полностью и прочно детерминирована изменяющимися порядками и условиями, возможностями народа, а не отстаиванием восседающими на Паладинском холме «собственной линии». Дальновидная власть стремится попасть в фордевинд, согласующий курс судна с направлением ветра. Этот совершенный случай в гражданской истории, однако, редкость. Чаще представлен другой эпизод, когда за объективную реальность власть выдает свое идейно-политическое отношение. Чем это оканчивается, известно. В который раз, вслед за какой толщей писаний обозначим причины катастрофы такого «неуязвимого» гиганта, как КПСС.
Власть
Они, по-нашему, — в отсутствии чувства реальности. Программные и оперативные документы компартии действительно были наводнены множеством несбыточных, невыполнимых на протяжении жизни одного поколения, а то и иллюзорных установок и задач. Вспомним. Чего стоит тезис одного из последних проектов ЦК, утвержденного февральским (1990) Пленумом, о необходимости улучшения сельских (почему сельских?) дорог? Плачевное их состояние еще в прошлом веке отмечали А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Чехов и др. Между тем спрашивается: кто конкретно должен проводить улучшение — партия? Работающие в дорожных организациях коммунисты? Советы? Ответа не дается. А как быть с разрабатываемыми партией традиционно не выполняемыми пятилетними планами, одобренными съездами неизменно проваливаемыми социальными проектами? Как быть с конечной целью движения — построением коммунизма, самый ход строительства которого сообразно принятым в современности стандартам точности и строгости никак не детализирован, не уточнен?
|
|
Л. Толстой не выполнял своих планов, о чем свидетельствуют его дневники, и это допустимо. Творческая личность для того и создана, чтобы не выполнять своих планов. Иное дело — правящая партия. Она имеет касательство к судьбам людей. Отправляющая общесоциальные функции партия берет на себя всю полноту ответственности за свои планы, способ их воплощения. Партийные обязательства святы; никакое уклонение от них недопустимо.
Так можно ли основывать деятельность на несбыточных, нереализуемых планах и обещаниях, к тому же связанных с жертвенностью со стороны народа? Вопрос риторический.
Нереальное и несбыточное обещает религия. Но и спрос с нее малый. Установки ее непрактичны: фантастическое отражение действительности и освоение его продуктов — частное дело граждан. Иное — применительно к партии. Ее программа не частное дело, а руководство к социальному действию, ее установки практичны, ибо вовлекают массы в непосредственное творение жизни. Оттого и спрос с нее великий.
Авторитет комдвижения в глазах народа всецело зависел от перевода его на твердую почву реализма. К планам, лозунгам, директивам, программам партии с самого начала следовало предъявлять максимально жесткие требования доказательности, практичности, даже удаленные предпосылки фиксации партийных установок, идей в стиле Нагорной проповеди надо было подвергать остракизму. Надо было... Тоскливое, безнадежное сослагательное наклонение;
б) атрибутивное власти чувство реальности не поощряет причастным к ней руководствоваться в действиях идеалами. «В политике, — указывает
ЮЗак. 3993
145 Раздел IV
Фюстель де Куланж, — идеал почти всегда вреден. Осложнять управление человеческими интересами сверхчеловеческими теориями — значит делать управление почти невозможным». С фактической точки зрения идеал есть далеко не безобидная манера брюзжать, чреватая губительной для властителя дереализацией. По этой причине властитель чурается многоразличных непреложностей заранее установленного масштаба; ему не подобает быть рабом идей, хотя бы и передовых.
Властителыо претит благодушие в виде наивно оптимистической идеологии Панглоса: сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Нет никакого закона ни природного, ни социального универсума, гарантирующего улучшение. Верить, что такой закон есть, — значит обрекать себя на квиетизм, отказываться от личного участия, ответственности.
Родоначальное, метафизическое властекредо заключается в другой формуле, которая гласит: et si male nunc, non olim sic erot. Отправляясь от этого, власть делает ставку на определяемый инициативой прогресс, хотя и малое, но связанное с почином совершенствование;
в) финальная цель, вожделение власти — могущество — не всеобъемлюще: конечным пунктом притязаний власти выступает свобода личности — ее экзистенциальное и социальное самоосуществление, посягать на которое невозможно.
|
|
«Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, — отмечал А. Смит, — нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путем или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны. Чтобы удержаться у власти, они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию». Сказано давно, но как будто для нас, перед которыми стоит задача перейти от дисциплинарно-командно-бюрократического, директивно-приказного — к естественно-экономическому творению истории. Как это сделать? Посредством занятия достойного места в цивилизации за счет введения политической альтернативности, экономической многоукладное™, правовой защищенности.
Онтологию данных столпов, атомов цивилизации образует широко понятый плюрализм как такая система политических институтов, которая, исключая диссидентство как гражданское состояние, обеспечивает толерантность власти к официально несанкционированным действиям, взглядам. Дело упирается здесь в гарантии — не лозунги, а реальные механизмы, через нормы, процессуальные акты, процедуры, наделяющие защищенностью свободно самоутверждающихся людей. Обратим внимание на принципиальность указанного обстоятельства.
Власть
Закон как таковой — суть декларация, что тонко подмечал еще Н. Гоголь, утверждавший, что указ, как бы обдуман и определителей он ни был, есть не более чем бланковый лист, если не будет снизу такого же чистого желания применить его к делу именно той стороной, какой нужно. Силу закону дают социальные механизмы.
Присмотримся к ранее принятым Конституциям 1936 и 1977 гг. В части защиты и обеспечения прав на вариантность мыслей и поступков они не совершенны по причине отсутствия отработанных механизмов перевода норм из плана должного в план сущего. Эти механизмы заменяли многочисленные инструкции, указания, толкования аппарата, себе в угоду не гнушавшегося подменой силы мнений мнением силы. Таким образом, плюрализма нет и не может быть без должных механизмов, встроенных в саму ткань властных, политических отношений.
|
|
Что же мешало выработке подобных механизмов в нашей без четверти вековой советской истории? В ряду многообразных причин выделим одну, именно — псевдосоциалистическую тактику безоглядного обобществления. В материальной сфере — это лобовой курс на огосударствление (упразднение, свертывание негосударственных форм собственности). В духовной сфере — это целенаправленная культивация унифицированного сознания и
поведения: все как один.
Деиндивидуализация, деперсонализация социальной и частной жизни (всеосведомленность, всеучастие общественности) порождали стандартизированные, подконтрольные, нивелированные формы межсубъективных связей, не оставляя места самодостаточному личностному началу. Тотальное разрушение последнего исключало даже удаленные предпосылки плюрализма, ибо, где вытравлено индивидуалистичное, не
бывает плюралистичного.
Следовательно, проблема плюрализма поглощается более объемной проблемой индивидуализма. Хотят этого или нет, но содержательным обеспечением плюрализма является разумно понятый индивидуализм, на путь укоренения которого в переживаемый момент наше общество и вступило. Однако процесс этот идет не так быстро, как хотелось бы. Тормоз, на наш взгляд, в отсутствии радикальности возрождения стимулов, открывающих простор личностным началам.
Поскольку в условиях современности, где социальная техника протекает сознательно, значительна роль фактора cogito (сознание), для получения дополнительных степеней свободы в практике обновления необходима серьезная доктринальная ревизия, преследующая двоякую цель: 1) устранить из идеологии и массового сознания архаичные комплексы, сцеплен ные с псевдосоциалистическим коллективизмом, с ведущей в застои
147 Раздел IV
антиличностной парадигмой; 2) провести капитальные ценностные переориентации, нацеленные на усиление гуманитарного звучания идеалов свободной личности.
Лишь через демонтаж монистического авторитаризма, бюрократизма, централизма и развертывание плюралистического демократизма на основе новой политической и экономической культуры, на базе учета специфических многообразных (личностных, региональных, национальных) интересов, а также объединенных трудовых (физических и интеллектуальных) усилий всей массы населения страны пролегает наш путь в будущее. Другого пути нет.
Принцип предусмотрительности. По духу и направленности своей уточняет предыдущий принцип. Реализм, т. е. холодный, трезвый и точный обсчет политической деятельности и ее последствий в обозначенной обстановке, помимо прочего, достигается предусмотрительным исполнением властью своего «золотого правила» — предоставлять максимум свободы объекту власти и минимум возмущающих воздействий на него со стороны субъекта власти. Лишь в этом случае наблюдается саморегулируемый ток событий, обусловливаемый естественной природой вещей. Поэтому использующий, как говорят китайцы, все «волосики своей кисточки» добропорядочный властитель, выполняя это правило, стремится:
— жить своими мыслями и чужими чувствами (Л. Толстой);
— не употреблять на должности при себе лукавых людей, дабы не нести за них ненужной ответственности (Солон);
—- возвышаясь над страстями, избегать «пьедестального» мышления, не заниматься кумиротворением (устойчивость личности, вероятно, к наитягчайшему испытанию «медными трубами»);
— избегать импульсивных действий — смелость в политике не синоним глубины: фигурально выражаясь, по методу Ноздрева недопустимо смахивать фишки с доски в поисках выигрыша; во всем надлежит ожидать ответного удара, боязнь которого, как назидал Ш. Талейран, — начало государственной мудрости;
— не пускаться в масштабные и мало подготовленные перестроечные акции (стройки века — рукотворные памятники) — ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как радикальные нововведения;
— не рвать цепь времен, не перечеркивать прошлое, подрывая тем самым собственные корни;
— не расшатывать государственный строй, чтобы при его крушении самому не погибнуть, — плоды смуты не достаются тому, кто ее вызвал; он лишь породил рябь на воде, а ловят рыбу другие (М. Монтень);
Власть
— не использовать один авторитет в руководстве массами, а опираться на заинтересованность и правовой подход: время слепых влюбленностей прошло (П. Чаадаев);
— не жить одним подрывающим общественные устои отрицанием, но обращаться к положительным и общепонятным началам;
— иметь объемную перспективную программу действий: когда не ведают далеких дум, то не избегнут близких огорчений (Конфуций);
— не вызывать время, но когда оно наступает, не упускать его. Принцип коллегиальности. Сила власти в партнерстве, кооперативно-
сти: предпочтительнее быть первым среди равных, нежели первым без равных. Отсюда нежелательность властной монокультуры — подрыв коллегиальности оборачивается деградацией личностного измерения властных структур, общим хирением власти, вырождением ее в тиранию, диктаторство. Это отчетливо демонстрирует новейшая отечественная история, где пышным пустоцветом произрастал отвратительный вождизм в характерных комбинациях: вождь с соратниками, вождь без соратников, несостоявшийся вождь, лично назвавшийся вождем, пародия на вождя.
Требования к властному сообществу весьма жестки: команда вершащих судьбы истории государственных мужей должна отличаться социально-политической и психологической гомогенностью. Социально-политическая гомогенность повышает вероятность достижения крайне сложно обретаемых при отправлении властных функций единомыслия и едино-действия, упрочивающих власть и способствующих ее цельности, целеустремленности. Психологическая гомогенность означает отсутствие личностных разломов в руководящей среде (изнуряющая борьба самолюбий, противоборство мелких незначительных душ) на фоне равнозначности гуманитарного измерения сотрудничающих лиц, их высокой совместимости по экзистенциальным параметрам — запросы духовной жизни, комплекс возможностей, уровень притязаний, человеческие качества.
Чисто психологический подтекст августовского фарса 1991 г.— личностный разбаланс верхов, специфическая неравноценность взаимодействующих человеческих единиц. С одной стороны, это плод неумения президента сплачивать вокруг себя неординарных, конкурентоспособных людей; с другой стороны, это результат гуманитарной низкопробности гэкачепи-стов, в психологическом плане индивидов несомненно нагруженных, со значительными комплексами, зашифрованными в подсознании.
Учитывая сильнейшее и все нарастающее политическое размежевание со всякого рода нежелательными противостояниями, необходима срочная организация политического центра, ядро которого составляет скорейший полилог за «круглым столом» и последующий консенсус лидеров, пользую-
149 Раздел IV
щихся влиянием организаций и движений. В настоящий момент стабильность в стране способно обеспечить не однопартийное, а коалиционное правительство. Нет лучшего средства прекратить раскачивание уже тонущей лодки, нет лучшего способа предотвратить бессмысленный бехпо-щадный российский бунт, как сделать ныне безответственные гражданские силы политически ответственными. Для этого требуется поделить власть, наделить всех заинтересованных лиц властными полномочиями.
Принцип толерантности. Высокая терпимость, благожелательность — признак широты взглядов, отличие ума дальновидного, противящегося опрометчивым агрессивным действиям властителя. Покой мира можно нарушать где угодно, но не в политике. Смелость, решительность, напористость властителя по этой причине уравновешиваются открытостью, способностью к ведению диалога, высвечивающего помимо прочего два крайне важных в политическом отношении обстоятельства: во-первых, сила политического ума в количестве отрабатываемых (в контактах с соратниками и соперниками) вариантов; во-вторых, как бы там ни было, политика — это кратчайший путь от человека к человеку.
Имеется прямая необходимость блокировать крайности в организации властедействий — и ту, которая умещается в связку «ненависть—боязнь», и ту, которая умещается в связку «благодушность—безучастность». Первый вариант — тип жесткой конфронтационности, экспансионизма, основанных на «выделении объектов ненависти» (Й. Геббельс) и их подавлении. Второй вариант — кунктаторство, провоцируемое некритичным клише о мудром устройстве мира. И одно, и другое, в принципе, — неперспективные мертвые точки, время от времени, однако, реанимируемые политической практикой. Говоря об этом предмете, акцентируем лишь два обстоятельства.
1. Если вслед за космическими признавать социальные циклы и ритмы, правомерно констатировать периодическое затухание и нарастание силовых аннексионистских мотивов в отдельные фазы жизни тех или иных народов. Таковы этапы захвата жизненных пространств, фазы колонизации, удельные периоды, когда, по выражению В. Белинского, народам присуща гордыня и драчливость. Подверженный диктату времени, логике геополитических обстоятельств властитель, естественно, удовлетворяет вызовам эпохи, соответственно ассюрируя свои действия. Единственно сдерживающее, от чего он не может отрешаться, суть этика ответственности, которая, приобщая к гуманитарным абсолютам, всегда перекрывает гораздо более конъюнктурную этику убеждений. Чисто профессионально по минимуму поэтому властитель руководствуется правилом «Primum ne noceas» (не навреди), тогда как по максимуму — правилом «Primum ut proficeas» (будь полезен).
Власть
2. Не существует таких законов импликации, которые бы утверждали, что из добра следует добро, а из зла — зло. Не терпя черно-белых красок, жизнь интригует· Поскольку добрые дела не делают добрым человека (наоборот, — добрый человек делает добрые дела) и зло к финишу может приходить первым, медлительность, нерешительность, непротивленчество оказываются сродни попустительству и как таковые в политике недопустимы. V Принцип приставки «со»: соучастие и сопричастие, сомыслие и содействие. Цивильная власть как доминирование, проистекающее не из права силы, а из силы права, базируется не на угодничестве, а на легальном, добровольном сотрудничестве. Она заинтересована в расширении круга поборников (не пособников), волонтеров (не подневольных). Используя метод полиэкрана, отображающий события на разных площадках, властитель volens-nolens (волей-неволей) пропускает реальность через биполярную модель мира: они и мы, наши и не наши. «Кто не со мной, тот против меня», — некогда изрек Христос (сказав так, он не мог поступить иначе, ибо действовал как первоаиостол, миссионер, т. е. как деятель, собственно, не духовный, а политический). Так вот откуда самая точная и самая кровавая формула истории — от первосвященника, утвердившего непререкаемый закон политики: тот прав, у кого больше прав.
С позиций онтологии традиции свободного участия в правлении в России весьма и весьма худосочны. Непомерна Россия в своеволии и самодержавии (М. Волошин). Лишь в 1762 г. Петр III издал указ о дворянской вольности, освобождавший представителей знати от обязательной государевой службы. Раскрепощение же крестьян, когда каждой кухарке было даровано формальное право заниматься «управлением», произошло спустя 99 лет, в 1861 г. Тем не менее в России сильны механизмы самоналаживания групповой деятельности. Достаточно сослаться на пример порядков жизни старообрядцев, казачества, артелей. Все это вместе взятое позволило К. Аксакову подытожить, что в основании государства Российского — добровольность, свобода и мир.
Существует два типа ангажемента людей на власть — система пребенд, формирующая профессиональное чиновничество (властные элиты) на началах разделения труда, и система политического сотрудничества на началах соратничества. В прошлом России превалировал второй путь; сегодня надлежит отдать предпочтение первому.
V Принцип конъюнктурности. Логика власти ситуативна, что затрудняет соблюдение в ней правил, принципов. Необходимость сделок, компромиссов, блоков, объединений, размежеваний делает власть занятием в полной мере своекорыстным. К примеру, осенью 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС можно было дирижировать разносом Б. ыЕльцина, а в дальнейшем
151 Раздел IV
его травлей, что, однако, не препятствовало главному политическому оппоненту потерпевшего вступить с ним в некий альянс осенью 1991 г. Всего четыре года, а какой кульбит: от борьбы, противостояния к заискиванию, инспирации дружбы.
Законы маски, оборотничества, создания евангелий от Пилата, просчитываемого вероломства требуют соответствующего личностного антуража, а именно: дара копаться и купаться в мелочах, погружаться в бренное, зацикливаться на суетном, пренебрегать непреходящим. Властитель в этом смысле до мозга костей — заштатномалый человек, погрязающий в мгновенном. Подобный дар, разумеется, — искусство, но особого рода. Оно, скажем к слову, далеко от науки. Отсюда психологические типажи политиков и ученых различны. Различны до несовместимости (чего стоит тот же отзыв Курье о Наполеоне: «Он мог стать ученым, а стал императором. Какое падение!»).
Властедержатель внутренне релятивен. Отстаивая летучие персональные, групповые, региональные, т. е. непременно корпоративные интересы, он не отстаивает ничего незыблемого, святого. Для него нет ни истины, ни правды, ни кривды. Для него есть корысть, выгода. Жесткой онтологии власти, следовательно, попросту не существует: не вводящая ни национальных, ни интернациональных (гуманитарных) констант (идеалов) власть вариабельна, что и представляет почву частых сомнений в глубине, серьезности вызываемых властью социальных перетрясок-преобразований (согласно И. Тургеневу, «Венера Милосская несомненнее принципов 1789 г». Мы уже не говорим о циркулирующих в народе массовых оценках нашей «революционной» перестройки).
Внутренняя релятивность властителя тем не менее не должна поощрять персонального противостояния. Препирательство, пикировка сановников влечет конфронтацию олицетворяемых ими институтов, ветвей власти. В подобных случаях осуществляется не сама по себе допустимая политическая сшибка идей и платформ, а борьба кланов. Последнее дестабилизирует социальную обстановку, внося сумятицу, неразбериху, разброд (вроде инспирированного психологическим конфликтом двух титулованных лиц общенационального апрельского референдума, когда за месяц до его проведения неизвестно, состоится ли он и чему будет посвящен), в печальной перспективе отягощая бытие граждан накладной холодной (законодательной, информационной), а то и горячей (насилие, физическое устранение) борьбой. В апогее персональных разногласий между неуступчивыми властителями, переходящими границы юридических и социальных норм, — этап волевых решений, так называемый дисижионизм, определяющий действия в накаленных, исключительных обстоятельствах.
Власть
С позиций деонтологии, однако, всегда актуальная для властителей проблема борьбы должна иметь редакцию борьбы за дело, а не с людьми. «Нет необходимости, чтобы я жил, но необходимо, чтобы я исполнял свой долг», — говорил Фридрих II. Такая линия близка к идеальной. Хотя всемирная история не арена для счастья и властитель совсем не тот, кто его поставляет, он не может быть жертвой своих собственных необдуманных, неуемных стихий, позволяющих идти по трупам, или мизантропически надменно воображать, будто жизнь его соперников, но людей, не стоит и одной строки Ш. Бодлера.
Принцип самокритичности. Уместно различать две плоскости темы: экзистенциальную (А) и социальную (Б).
А. «На дне души нашей столько таится всякого мелкого, ничтожного самолюбия, щекотливого, скверного честолюбия, что нас ежеминутно следует колоть, поражать, бить всеми возможными орудиями, и мы должны благодарить ежеминутно нас поражающую руку»9, — писал Н. Гоголь.
Власть чахнет от высокомерия, от частых и незаслуженных побед, самонадеянности. Признаки разрушения власти — толпы наушников, угодников, рифмоплетов, тяга верхов к помпезным, самовозвеличивающим мероприятиям, наградозахватничеству. Где нормальное, здоровое чувство* власти подменяется властолюбием, любовь к политике трансформируется в уродливую форму любви себя в политике, медленно, но верно
власть гибнет.
Нестандартная, неординарная роль властвовать требует от престолодер-жателя, несомненно, ярких человеческих качеств. Но дело не сводится лишь к этому. Едва ли не в большей мере он обязан уметь не проявлять, а сдерживать проявление своего «я» (многоразличные слабости, привязанности). Человека выдает его страсть, властитель же должен свести к минимуму в себе человеческое; он, конечно, не может быть святым, но должен хорошо контролировать свою чувственность. Власть — бремя, самопожертвование; доверять ее можно людям, знающим жизнь и уже взявшим от жизни. Власть — тлен; никому никогда не нужно искать в ней забвения. Власть — способ испытания личности; привлекать к ней надо хорошо подготовленных.
Б. Чем меньше реальной власти, тем жестче она в мечте. При движении от мечты к жизни потолки притязаний власти, образы правления постепенно мельчают, смягчаются, становятся сопоставимыми с ее (власти) фактическим весом. Основное — не превышать полномочий, не брать на себя лишнего, используя флексивный тип инициатив в социальной режиссуре.
"Гоголь И. В. Собр. соч. М., 1952. Т. 4. С.98.
153 Раздел IV
Роковые трудности власти — от перетряхиваний, нескончаемых преобразований, разъедающих дух персональной ответственности и превращающих жизнь в печальное время сбывшихся утопий. Симбиоз бескультурья, несамокритичности и агрессивности всегда опасен.
Принцип принуждения. Чем произвольней власть, тем она непредсказуемей, агрессивней. Сочувственно относясь к сформулированному Н. Макиавелли принципу преступления как основе политики, М. Бакунин говорил о дополняющем его принципе «искусственной и главным образом механической силы, опирающейся на тщательно разработанную, научную эксплуатацию богатств и жизненных ресурсов нации и организованной так, чтобы держать ее в абсолютном повиновении»10. Этот принцип, утверждал М. Бакунин, содержит «явное или скрытое порабощение народов и торжество абсолютной централизованной власти». Надо сказать, что течение отечественной и западноевропейской истории подчиняется правилу асимметричности усиления принуждения по мере движения к современности: в Европе с общественным прогрессом элемент насилия понижается, тогда как у нас нарастает.
Если за отправную точку отсчета принять XVI в., взяв статистику истребления населения, то можно обнаружить такую картину: при Иване Грозном в России уничтожено 3—4 тыс. человек; в Англии при Генрихе VIII и Елизавете I — свыше 89 тыс.; столько же — в Испании при Карле I и Филиппе II. В дальнейшем политические казни в России практически сходят на нет. За XVIII—XIX столетия по политическим мотивам у нас казнено... 56 человек: 6 пугачевцев, 5 декабристов, 31 террорист при Александре II, 14 террористов при Александре III. На фоне этой пасторали в Западной Европе — буквально кровавая бойня: в одном Париже в июне 1848 г. уничтожено 11 тыс., а в мае 1871 г. — 30 тыс. человек.
Далее, однако, ситуация резко меняется. В Западной Европе, где абсолютизм ослабляется, власть утратила черты кровожадности; у нас же по воцарении ВКП(б) — второго крепостного права большевиков — разворачивается война с собственным народом. Причина — соответственно культурный деграданс и ренессанс власти, утверждение цезаризма и демократии, слияние и дифференциация власти, укрепление верноподданичества и критицизма. В первом случае откровенный прижим, во втором — рациональный отказ от кровопускания.
Принцип культурности. Власть не дар делать все ничтожным. Причина упадка власти состоит в отставании культуры правителей от народной культуры. Так как общественная история людей есть всегда лишь история
"Бакунин М. А. Коррупция // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 65.
Власть
их индивидуального развития, крайне важен показатель культуроемкости властедержателей. «Крупные неудачи нашей власти, — писал 2 ноября 1941 г. в дневнике В. И. Вернадский, — результат ослабления ее культурности: средний уровень коммунистов — и морально и интеллектуально — ниже среднего уровня беспартийных. Он сильно понизился в последние годы — в тюрьмах, ссылках; и казнены лучшие люди страны. Это... сказывается катастрофически».
Личность формируется личностью. Воспитание ребенка, говорят англичане, начинается за 100 лет до его рождения. Этой справедливой мыслью подчеркивается роль традиции, индивидуального начала; без человека, способного нести культуру, без культуротворческой среды не может быть ни воспитания, ни образования. Задуматься над этим лишний раз побуждают и американцы, вводящие индекс общения, по которому предпочтение отдается лицам, общающимся с профессионально сильными, развитыми людьми.
Тем более важно сказанное в отношении властителей, приобщенность к высокому которых накладывает печать благочестивое™ на практику их действий. В свете данного соображения нелишне взглянуть на личность нашего среднестатистического интеллигента — потенциального политика, управленца. В дореволюционной России интеллигенция составляла 2,7% населения, а в настоящее время — 25%. Омассовление интеллигенции само по себе не девальвирует ее статуса. Суть — в этатизации интеллигенции, которая с классовых позиций расцениваясь как «несамостоятельная прослойка», попала в полную зависимость от авторитарной партийно-государственной бюрократии — и материальную, и интеллектуальную, и