Власть
безоглядным палачеством. В итоге, не учась историческому опыту, мы не жили по-человечески; наша держава, государственность являлись значительным пробелом трезвомыслящего сознания, поучительным негативным примером для народов цивилизованных. Обидно, досадно, поразительно, несообразно, но факт: всё и всегда в России рушится навеки, тогда как строится на годы. Вероятно, данное обстоятельство позволило столь тонкому, проницательному мыслителю и патриоту, как Чаадаев, заключить: Россия — страна с темным прошлым, тщетным настоящим, безотрадным, сомнительным будущим. Верные квалификации, справедливые, хотя и тяжелые. И держать их в памяти нужно, но не с целью смакования горькой доли, а с целью положительной работы над поиском путей российского развития, разъяснением национальных вопросов.
Пора положить конец небрежению наследием, варварскому отношению к предшественникам, собственному прошлому, стимулирующим безответственное новаторство. Необходимо осознать: пока мы не научимся беречь то, что получено в наследство от предшествующих поколений, мы не будем иметь культурных цивилизованных основ общественного прогресса, мы не встроимся в общечеловеческий ритм естественноисторического развития. Действуя, как прежде, — перечеркивая и зачеркивая, обливая и поливая свое национально-культурное сущее, в надежде осуществить прорыв, «большой скачок» в несуществующее неведомое и желанное,— всякий раз мы будем преподавать человечеству разнообразные уроки, однако не сдвинемся с мертвой точки, все более удаляясь от магистралей нормальной жизни.
|
|
Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего; лишь обретя первое, укрепя второе, можно двигаться в третье. Прочный тыл, уверенность в силах, точный расчет скорости и направления марша — предпосылки движения, и притом не движения неизвестно куда, к очередному заоблачному совершенному и недосягаемому символу, а естественноисто-рическое восхождение к социально пстгребному, реалистически доступному состоянию.
Главное — не беспорядочное реформирование, не застарелый, до ломоты в костях, перестроечный зуд, а возрождение естественного самодвижения общества, обеспеченного совокупной способностью его членов сознательно действовать, ставить и достигать обозримые цели, реализовывать свою гражданскую и личностную свободу. Естественность общества — в естественности побуждений и устремлений людей, живущих единожды и строящих жизнь сообразно своим (а не чьим-то) идеалам, в согласии с наличной доступной степенью собственного волеизъявления, уровнем надежд, потолком притязаний.
|
|
219 г
Раздел IV
Требование возрождения, восстановления у нас традиций естествен-ноисторического созидания жизни является, с нашей точки зрения, стратегическим для концепции обновления российской действительности, национальной цивилизации. Тактические же шаги в переходе к естест-венноисторичности нашего общества, в преодолении отлучения от «всемирного воспитания человеческого рода» логично связать со следующим:
1) с укоренением понятия ординарности национальной жизни. Россия — не мессия, не наставник, не поводырь, не духовный отец человечества. То же и русский народ — не богоносец, не богоизбранник, не богоотступник. Россия и русские не исключительны; они — как все. Идея нормальности, обычности, неизбранности, непредосуществленности должна стать осью нашего бытия, опорной, реперной точкой нашего этнического сознания.
Мы не третий Рим, не форпост, не любая другая финальная, третейская ипостась, всесовершенная из ряда вон инстанция человечества. Мы — его рядовая, штатная часть, достойная лучшей доли;
2) с переходом на стабильный, реалистичный режим развития. Довольно скачков, рывков, бросков, сверхнапряжения, сверхэнтузиазма, надрыва и надлома. Довольно форс-мажорного ритма жизни. Довольно бесконечной, неуемной тяги к новому, которая сулит разрушение: «Я новый мир хотел построить, да больше нечего ломать» (В. Друк). Беда в том, как много лет назад подметил Ф. Шаляпин, что «наши российские строители никак не могли унизить себя до того, чтобы задумать обыкновенное человеческое здание по разумному человеческому плану, а непременно желали построить «башню до небес». Вавилонскую башню. Не могли они удовлетвориться обыкновенным здоровым и бодрым шагом, каким человек идет на работу, каким он с работы возвращается домой,— они должны рвануться в будущее семимильными шагами... «отречемся от старого мира». И вот надо сейчас же вымести старый мир так основательно, чтобы не осталось ни корня, ни пылинки»36.
Курс на преобразования не должен заслонять жизнь. Смысл жизни не в претворении какого-то там курса, а в самореализации ripn стабильном преемственном развитии, завязанном на запросы самого что ни на есть рядового человека;
3) с переходом на преемственный, континуальный тип воспроизводства жизни. Загадка стремительного прогресса западной цивилизации — в восприимчивости к всечеловеческим достижениям, в социальном, технологическом динамизме. Витающий же в российских пенатах дух
36 Шаляпин Ф. Маска и душа//Новый мир. 1988. №6. С. 192.
Власть
первопроходчества, пионерства создает атмосферу социально-исторической и национальной изолированности. Для ее ликвидации требуется отказаться, во-первых, от формационной амбициозности, проявляющейся в молчаливом признании, будто мы уже вышли из предыстории и вошли в историю, что еще надлежит проделать всем остальным; во-вторых, от дискретизации отечественного социального строительства, связанного с утратой мобильности вследствие постоянного обесценивания плодов деятельности предшественников.
Возврат в цивилизацию немыслим без реставрации отработанных механизмов социализации, поддерживающих связь времен, взаимопитание народов и поколений.
Нам нужно самоуважение на базе принятия прошлого, какое оно есть, и его продолжения, развития. На пустом месте созидать невозможно. Поэтому нельзя отрицать собственную историю, обеспеченную уймой жизней, человеческих судеб, существований.
Стратегия перемен. Оценка фактического массива демонстрирует: российская история представляет странную последовательность чередований реформации с контрреформациями.
Констатация этого, многократно обоснованная ранее и явная сама по себе, может быть рельефно иллюстрирована рядом оппозиций, составленных из имен первых лиц — самодержцев и предводителей Отечества: Петр I— Петр II — Петр III; Екатерина II — Павел; Александр I — Николай I; Александр II — Александр III; реформы Столыпина— последующая реакция. Нацеленный на обновление прогрессизм первых буквально тонет, вязнет в консерватизме вторых. Причины? Они в природе всегда запаздывающей российской модернизации.
|
|
Во-первых, периодически развертываемая в стране форсированная реформация сама по себе конфликтогенна: обусловливая быструю дифференциацию общественных сил, населения, обостряя межнациональные проблемы, нарушая баланс целей и средств их достижения, отягощаясь «внеплановой», не идущей к делу политической возней, борьбой за лидерство, ведя к напряжению, форс-мажорному темпу жизни, порождая относительное снижение стандартов существования, едва зародившись, она уже иссякает, вызывая разочарование масс, которые, рассматривая политику «как помойку», своим протестом стимулируют возвращение к исходным рубежам (угроза выступления народа наряду с расколом рядов реформаторов — отправная точка контрреформации).
Во-вторых, российская реформация, как правило, базирующаяся на копировании, заимствовании, рано или поздно оборачивается некритической инкорпорацией в нашу реальность трудно совместимых с ней, а подчас и
221 τ
Раздел IV
вовсе чуждых элементов. То у нас за идеал берут Голландию, то Пруссию, Францию, Англию; на смену вестернизации идет истернизация — восторгаются жизнеустройством Японии, Китая, стран Азиатско-Тихоокеанского региона... Вообще говоря, на мировой политической карте государств много, только вот являются ли их пути, их судьбы для нас образцовыми? Вопрос конечно же риторический.
В-третьих, российская реформация всегда шла насильственно как некое облагодетельствование, осчастливливание «темных» масс сверху. Пафосом вывода страны «в люди» исполнена деятельность буквально всех реформаторов от Петра I до большевиков, один из ретивых идеологов которых уже в приближенный к нам период без тени смущения утверждал:
|
|
«Пролетарское принуждение во всех формах, начиная от расстрела и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи»37.
В-четвертых, российская реформация всегда — негация, представляет собой радикальное перетряхивание общества, не оставляя шанса «старому миру», от которого, как от исчадия ада, осуществляется тотальное отлучение-отречение. Характеризуя дух нажимного подстегивания истории, интенции на сознательное ускорение темпов роста, атмосферы субъективной нетерпимости, необузданности стремлений преобразователей, нельзя не воспользоваться строками В. Александровского:
Бешено,
Неуемно бешено, Колоколом сердце кричит: Старая Русь повешена, И мы — ее палачи.
Обозревая историю нашу, понимаешь: пролеткульт не изобретение эпохи послеоктябрьской, он вечный и неизменный спутник российской жизни. В результате все возвращается на круги своя, как ни в чем не бывало. Так, одну и ту же идею — суда присяжных — у нас проводили в 1550 г., затем в 1860 г. и снова возвращаются к ней уже в 1990 г. Одновременно не перестаешь поражаться непримиримости, подчеркнутой высокомерности героев, лицедеев, проводников «нового». Скажем, тот же Сиплый из «Оптимистической трагедии» на полном серьезе считал, будто революционный сифилитик лучше здорового белогвардейца. Прошествие времен не развевает сомнений: лучше! Собственно — чем, почему?
37 Бухарин Н. И. Экономика переходного периода. М., 1920. Ч. I. С. 146.
Власть
В-пятых, российская революционная реформация, как водится, далека от народа, «вертится вокруг себя, не приводя в движение общество» (М. Пришвин). Практически ко всем предпринимаемым у нас модернизационным акциям низы не готовы, следствие чего — насилие как метод внедрения новаций. Силовой порыв и надрыв в реформации оборачивается тягой к контрреформации, воспринимаемой народом в качестве желанного перехода к естественной, нормальной жизни. От политиков в России, точно, ничего не ждут, кроме безответственных экспериментирований, потрясений, расшатывающих и ослабляющих исходно могучую, великую державу.
Какова мораль, вытекающая из оценки опыта прошлого? В кругу принципиальных мыслей выделим три.
Главный вывод заключается в том, что требуемая сегодня модернизация должна избегать вторичности, подражательства. Геополитическое положение страны особое. Она часть Запада, но не Запад, часть Востока, но не Восток. Нас нельзя отождествить с кем-то, ибо мы самодостаточны, самоценны. Следовательно, мы должны войти в Европу (или Азию), оставшись самими собой. Пристально всматриваясь в реальности иных стран и народов, мы обязаны проложить свой путь — без оглядок и нелепых заимствований. У нас специфические условия, своя система отсчета. К основным завоеваниям — рынку и представительной демократии Запад шел долго, заплатив цену значительную. Достаточно сказать, что на все здесь ушло 3—4 столетия. Для нас, не имеющих подобного резерва времени, калькирование западной линии невозможно. Не подходит и опыт Японии, где на конституированне отлаженных общественных институтов понадобилось 35—40 лет. Для нас это слишком много, так что модернизация наша должна быть гораздо более краткосрочной.
Следующий вывод состоит в том, что национальная модернизация не может быть всеотрицающе революционной. Пора перестать играть для мира роль истязающего себя веригами юродивого (В. Непомнящий), при виде которого в очередной раз, как в «Варварах», кто-нибудь да скажет: «Что же вы, господа, сделали?» Основанная на реализме грядущая модернизация должна быть обращена к положительным началам, притом не возвещать нового откровения, а лишь устранять старую ложь. Для пользы дела уже нельзя полагаться на форс-мажорпость, жертвовать интересами нынешних поколений. Люди призваны жить, а не ожидать жизни в пришествии неведомого.
Наконец, последнее: лишь та модернизация допустима, которая получит законодательное, правовое обеспечение, вызовет поддержку народа. Делу помогут массы, а не мессии. Хоть раз в жизни надо испробовать не практикуемый в России путь власти и воли, а путь права и свободы.
223 Раздел IV
Итак, нам надлежит увязать между собой три фактора: быстротечность, эволюционность и легитимность. Как ни трудно сделать, осуществить это необходимо. В противном случае реформы заблокируются контрреформами и нам не избежать участи предшественников, попадавшихся в ловушку той порочной сквозной межформационной черты, которая, как злой рок, довлеет над национальной историей и именуется аболицией. Памятуя об этом, можно очертить контуры оснащенной соответствующей политической культурой, подготовленной социальной реформации. Последнему служат предлагаемые ниже непространные соображения.
Внешняя политика. В аналогичный момент модернизации России на рубеже XX в. С. 10. Витте указывал на необходимость свертывания активности во внешней политике. В письме военному министру А. Н. Куропат-кину он писал: «Мы не будем играть мировой роли — ну, с этим нужно примириться. Главное — внутреннее положение: если мы не успокоим смуту, то можем потерять большинство приобретений, сделанных в XIX столетии»38. Идея приоритета внутреннего положения, где нужно добиваться успеха, важна. По сути дела, с начала реформации ей руководствовались Япония, Италия, ФРГ, Китай, тактически как бы отступавшие в тень, удалявшиеся с суетного международного поприща. Если учесть, что формы конфронтации теперь изменились, что война ведется уже не арсеналами, а экономическими и политическими средствами — разбаланс рынка, бюджета, внесение разброда в общественное мнение, межнациональные отношения и т. п.,— основные цели и задачи модернизации сосредоточиваются во внутренней сфере. Следовательно, возрождение страны немыслимо без поворота от великодержавности к державности со всеми вытекающими отсюда последствиями (целесообразность патронирования развивающихся стран, участия в многочисленных дорогостоящих международных организациях и т. д.).
Внутренняя полшпика. В условиях размежевания политических и этнических интересов, усиления центробежных тенденций, межнационального противостояния, антагонизмов между центром и периферией единственно приемлемый способ избежать тотальной войны всех против всех заключается в формировании правительства национального единства. Сегодня, как никогда, необходим максимально широкий блок всех патриотически настроенных, граждански ответственных сил, склонных к центристской либерально-правовой политике, базирующейся на демократии, консенсусе, компромиссах. Поскольку социальной опорой политики национальной консолидации является средний класс, а он у нас слаб,
18 Игнатьев А. В. Витгс С. Ю. — дипломат. М., 1989. С. 258.
Власть
малочислен (по некоторым оценкам, он составляет от 15 до 30% самодеятельного населения со значительной долей высокооплачиваемых работников тяжелых и вредных производств, а также представителей бюрократии), возникает серьезная задача абсолютного наращивания рядов среднего класса — этого гаранта социальной стабильности, политической сбалансированности, источника позитивной инициативы.
Характер преобразований. Известны две формы модернизации — эволюционная (долговременная, постепенная) и революционная (кратковременная, радикальная). Революция у нас себя исчерпала. Как отмечалось, желательной для нас оказывается эволюционная, но темповая модернизация, содержащая две взаимосогласованные части. Первая — сильная, обозримая антикризисная программа, подводящая к преобразованиям не догоняющего (как в прошлом), а опережающего порядка. Вторая — наступательный план фронтальной реформации общества со структурными модификациями. Быстрота и опережение в модернизации достигаются верным выбором социального агента обновленческих мероприятий. Им (агентом) выступает такая футурологически кредитоспособная сила, как интеллигенция. В политическом отношении, входя в средний класс, она — олицетворение социальной надежности, высокой предсказуемости поведения. В экономическом отношении, сохранив способность к высокопроизводительному, созидательному труду, она — подлинный субъект нетрадиционного интеллектуально емкого производства.
Опережающий тип модернизации проявляется в ее беспрецедентное™. Модернизация вдогонку, связывающая перспективу с основанным на хищническом природопотреблении индустриализмом, равносильна самоубийству. На смену техноцентризму идет космоцентризм, нацеливающий на обуздание не природы, а техники. Это еще один аргумент в пользу того, что, улавливая векторы потенциального развития, ставку следует делать не на сращенный с архаичной техногенной фазой цивилизации пролетариат, а на ведущую производительную силу будущего — интеллигенцию.
Идеология. Задача поставить экономику впереди пропаганды обостряет вопрос о соотношении теории и практики. Есть логика доктрины и есть логика преобразующего действия. Между ними нет взаимно однозначного взаимодействия. Понимание этого подводит к требованию автономизации практико-экономического пространства, которое не лимитируется доктри-нально (схемы, формулы, идеалы и прочие условности). В чем причина обреченности российских реформ? Во многом в безответственности и произволе идеологии, которая, исходя из «высоких принципов», вмешивается в ход реальных событий, негативно их трансформируем Раньше априорным пределом обновленческих процессов объявлялись «самодержавие,
225 Раздел IV
православие, народность», теперь — «держава, армия, народ». Эта тройка дополняется социалистическим, демократическим выбором, «землей» и т. д. В наличных обстоятельствах, однако, пора решать: либо мы задохнемся в чаду идеологии, либо выйдем на свежий воздух реальности. Первая возможность, опробованная 74-летним опытом организации жизни, ничего не сулит. Вторая открывает просторы поистине астрономические. Необходима существенная десикация нашей воинствующей идеологии. Лишь в этом случае общество может быть реформировано.
Экономика. Стартовые предреформационные условия страны скверные. Мы задавлены диспропорциями и дефицитами, низкой производительностью труда и экологической отсталостью.
По своему социальному типажу мы подпадаем под уровень государств «третьего мира». По индексу гуманитарного развития мы на 26-м, а по экономическим параметрам развития — на 30-м месте в мире. У нас отсталое производство и управление: по нашим техническим нормам 20—25% занятой в промышленности рабочей силы — излишне; средний ресурс оборудования у нас 28 лет, тогда как в передовых странах — 7—9 лет.
Казалось бы, положение беспросветное. Тем не менее выход есть. Он связан с переходом к многоукладное™ на базе диверсификации форм собственности, предоставления свободы и равноправия всем участникам экономического процесса. Близкие но смыслу социально-политические акции были проведены в период реформации в 1861 г. и в период 1907—1914 гг. Их скоротечность, легкость приводили в изумление аналитиков. По поводу первого переворота, позволившего уложить преобразования (при всей непоследовательности, половинчатости) в 20—30 лет, Ленин писал: после 1861 г. «развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века!»39
Впечатляюща по результатам и столыпинская реформа. Согласно представленной возможности, оказалась в состоянии купить землю 1/4 крестьян, из которых половина впоследствии не смогла вести фермерское хозяйство. Укрепившаяся же на земле 1/8 производителей к 1914 г. в целом по России подняла урожайность на 14%, а в Сибири — на 25%. По любым меркам это взлет небывалый.
Хорошо, если система акций, направленная на раскрепощение производителей, пойдет в пакете с такими мероприятиями, как введение прогрессивных налогов на собственность, вклады и денежные накопления населения, а также прекращение кредитования (в массе) неплатежеспособных
19 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 20 С. 174.
Власть
убыточных предприятий. Схожие действия подобного рода в разрушенной войной Италии и Японии дали эффект уже спустя год.
Разумеется, обновление производства должно сочетаться с реформацией управления, которая заключалась бы в последовательной децентрализации. Заслуживающими внимания принципами здесь могли бы быть такие: центр существует на выделенные ему ресурсы; задания центра выгодны местам; оплата труда чиновников центрального аппарата осуществляется по итогам деятельности профильных хозрасчетных объединений.
Задача, которая стоит перед нами, суть задача «межкультурного перехода из варварства в цивилизацию» (В. Матизен). Совершить его можно не умывая в очередной раз Россию кровью, а трезвым культуротворческим действием просвещенных масс. Вне этого действия паушальная сумма всех отечественных модернизаций (как в прошлом) окажется минимальной (если не отрицательной).
4.7. ВЛАСТЬ И МОРАЛЬ
Налицо дилемма «власть — мораль», навеваемая сомнениями, совместима ли власть с нравственностью, возможно ли быть политиком с «чистыми руками». Перспектива снятия дилеммы, освобождения образа властителя от неблаговидных и непременных криминальных коннотаций видится в следующем.
Верно, не все сферы общественно полезной занятости изначально моральны. Такова, к слову сказать, экономика, крепящаяся на трудно совместимой с моральностью меркантильности: не нравственные каноны, а деньги здесь — базис коммуникации. По аналогии с этим возникает искус расценить и рабу молвы, расчета и страстей — политику, фундируемую конъюнктурностью, эффективностью, выгодностью.
При всем том, однако, спрашивается: грозит ли смещение акцентов деятельности с моральности к практицизму утверждением вседозволенности? Никакой предзаложенности этого при вдумчивом рассмагрении не обнаруживается. Лишь на поверхности власть — имморальная игра без правил. Свой регулятивный, ценностный этос у власти есть (и Аттила ведь богам поклонялся): он обеспечен архизначимой логикой предсказуемого функционирования власти как облаченного колоссальной ответственностью за социальное благополучие компетентного института, опирающегося на высокие начала долга и гуманитарного величия. Отсюда убежденность: a priori во власти дефицита морали нет; справедливость и власть не взаимоисключающи; властный реализм и морализм не противополагаемы.
227 г
Раздел IV
Сказанное позволяет развеять некогда пользующиеся кредитом, но бесперспективные, догматические доктрины в философии политики, связанные с именами Н. Макиавелли и И. Канта.
Проводимая Н. Макиавелли (М. Штирнером, Ф. Ницше) идея морального нигилизма в политике крайне отрешенная. Достаточно принять во внимание, что деятельность политических лидеров, предводителей Отечества вся на виду: она прозрачна и строга, поддаваясь обозрению и управляясь своим неписаным кодексом чести, за соблюдением коего надзирают многочисленные правомочные инстанции — парламентские комитеты и комиссии, располагающие мощными рычагами официального и неофициального воздействия (вплоть до импичмента).
Спекулятивна и искусственна линия И. Канта, сталкивающего принципы государственно-политической и моральной сферы (важная для первой сферы свобода воли, инспирирующая правовой принцип, якобы аналитич-на, тогда как основоположения добродетели, вменяющие цели и не следующие из свободы воли, синтетичны). Откуда вытекает, что политико-государственная активность держится на разведении права (компетенция светских структур) и морали (компетенция Церкви).
Сшибка политики с этикой утрачивает смысл при понимании того, что вершат судьбы мира не просто венценосные, а достойные люди. Человек властвующий одновременно и моральный человек погружен в стихию гуманитарности. Данное обстоятельство, отмеченное в древнем «Зеркале князей», послужило основанием демаркации между достойным властителем и ничтожным властолюбцем.
Требование моральности в политике свято, но гибко. Стратегически оно нацеливает на радикальное исключение из активности неблаговидных действий. Тактически же во избежание коллизий от соприкосновения абстрактных норм с конкретной реальностью (вспомним бесконечный и нере-шаемый спор ригористов с утилитаристами) оно ориентирует на принцип наименьшего зла: слепое следование моральному кодексу (платформа Канта) неразумно и нерационально, нарушение его допустимо, если допущение зла позволяет избежать большего зла (теории легитимного ущемления прав). Как видно, политическая этика распадается на два фрагмента: этику ответственности (понимание неоднозначности моральной регуляции деятельности при принятии судьбоносных решений) и этику убеждений (понимание необходимости исключения — в идеале — из политики неблаговидных действий).
И все же. Все же. Все же.
Как, спросим мы вслед за Д. Оруэллом, человек утверждает свою власть над другим человеком? И ответим: заставляя его страдать. Иначе, если
Власть
человек не страдает, как можно удостовериться, что он выполняет вашу волю, а не свою собственную? Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать; в том, чтобы разрывать сознание людей на куски и составлять снова в таком виде, в каком вам угодно. При действующих структурах власти противоядия этому не дано. Взывания: к внутреннему чувству, гуманитарному величию правителей недостаточно. Гарантия от издержек власти — уничтожение власти.
4.8. ВЛАСТЬ И СОБСТВЕННОСТЬ
Власть и собственность функционально разведены в управлении (дивергенцию этих начал констатирует «правило Лэйна»). Подчеркнем, что речь идет именно о функциональном разведении. На сущностном уровне «власть и собственность могут быть разделены на какое-то время, но разлучить их навсегда никогда не удастся, поскольку, поняв болезненность подобного разделения, собственность сразу же купит власть либо власть захватит собственность»40.
Как один, так и другой исход прекрасно моделируется на фактуре нашей истории. Достаточно взять смутные времена конца XVI — начала XVII в. (первый вариант) и конца XX в. (второй вариант).
Власть и собственность совмещены в докапиталистических архаичных системах: власть как насилие, принуждение, подавление встроена в контекст производственных отношений, проявляется через формы внеэкономической зависимости. Рабовладельцы, феодалы единосущно носители как власти, так и собственности; рабы, смерды как безвластны, так и неимущи. Начиная с капитализма власть и собственность расчленяются. Власть обретает черты института, аккумулирующего неэкономические связи; рынок систематизирует связи собственнические. На Заиаде человек политический возникает одновременно и наряду с человеком экономическим. В России ничего похожего не наблюдается. Политика у нас исторически не оформилась, не закрепилась, не выделилась в специализированную отрасль социальной занятости. Как в архаичном или традиционном обществе, к политике у нас причастна каста элитной номенклатуры: вначале сословной, наследуемой (государевой, великокняжеской, боярской, дворянской), затем партийно-инициированной.
На фазе архаики при синкретизме собственности и власти кризис собственности (экономика) влек кризис власти — крах государственности,
* Peterson Μ. Dcmocrasy, Liberty and Property // The State Constitutional Conventions of the 1820-s. Indianapolis, 1966. P. 338.
Раздел IV
имперскости. Позже со стадии обособления власти (бюрократическое государство — машина побуждения, вынуждения, принуждения) и собственности (регулируемая рынком динамика персонального и социального богатства) в эпоху капитализма экономические кризисы не вызывают кризисов государственных (не равнозначно — «правительственных»). Реалии западной капиталистической социальности от этого застрахованы. Не то в России.
Благотворного функционального двоецентрия власти и собственности у нас не сложилось. С Ивана IV власть стала единодержавной; в борьбе с боярской олигархией опричнина осуществила редистрибуцию богатства с целью концентрации земельной собственности у двора, способствовала трансформации отечественной монархии в имущественную монархию; русский царь отныне — «первый» помещик. С Петра I власть стала имперской, универсальной, не разделяющей первенства ни с каким началом, ни с какой силой; стяжающая монополию духовного водительства Церковь превратилась в одну из госконтор — коллегию. С Ленина власть стала всепоглощающей: все относительно, кроме власти, — территории, этносы, богатство, благосостояние. Власть преобразовалась в чистую форму, репрезентируемую функциями партии. Со Сталина власть стала тоталитарной — «чистая форма» обрела плоть национальной державности; хлесткий ярлык «враг народа» — ужасное клеймо, агрегирующее признаки государственности, национальности, партийности.
История России — история не разделения, а соединения, сращения власти с собственностью. На дореволюционной стадии персонификатором власти и собственности был монарх, на послереволюционной стадии — государство. Синкретизм двух капитальных начал влек: а) консервацию внеэкономического принуждения — от патриархальной общины до социалистического колхоза, вызывая порочный тандем взаимоусиливаю-щих экономических и политических (властно-государственных), политических и экономических потрясений; б) импульсивно-авантюристический, волюнтаристски-импровизационный тип правления, сказывающийся в особенности (исключаемой реальностью Запада) обмена пространства на укрепление власти. Соответствующим (антинациональным) образом действовали: Ленин — развал империи ради начала коммунистического эксперимента; Сталин — отказ от мировой революции, развал Интернационала ради продолжения коммунистического эксперимента в отдельно взятой стране; Горбачев — развал Восточного блока (трофея второй мировой) ради совершенствования построенного социализма в одной стране; Ельцин — отказ от коммунистического эксперимента, развал СССР