Политика цен предприятия является составной частью общей политики предприятия и заключается в определении и поддержании оптимальных уровней, структуры цен, взаимосвязей цен на товары в рамках ассортимента предприятия и конкретного рынка, в своевременном изменении цен по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в конкретной рыночной ситуации.
Политика цен предприятия является составной частью общей политики поведения предприятия на рынке. поведение предприятия может быть пассивным и активным, что определяет и степень активности ценовой политики.
Пассивное поведение предприятия на рынке заключается в стремлении достичь поставленной цели в рамках ограничений, накладываемых структурой затрат и спроса, структурой рынка. Соответственно пассивная политика цен сводится к тому, что цены строятся преимущественно на основе затрат или предприятие следует за сложившимися на рынке ценами или ценовым лидером, предприятие соглашается на длительное время со своей долей рынка.
|
|
Политика активного поведения предприятия подразумевает стремление предприятия каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию, обеспечивая достижение поставленной цели. Активное поведение предполагает:
· исследования рынка
· диверсификацию
· активную рекламу,
· поглощение и слияние предприятий и таким образом влияние на структуру рынка.
Т.е предприятие стремится освободиться от отраслевых ограничений, манипулируя окружающей средой.
Активному поведению предприятия на рынке как правило соответствует и активная ценовая политика.
Активную ценовую политику проводят предприятия, обладающие определенной рыночной властью, имеющие ценовые преимущества перед своими конкурентами (низкие затраты); способы адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.
Активная ценовая политика предполагает:
· активное изучение спроса;
· требования покупателей к качеству продукции с целью учета их в цене;
· проведение ценовой дискриминации;
· осуществление явного и неявного сговора.
Цена формируется под воздействием двух групп факторов - внешних и внутренних.
Таблица Факторы ценообразования
Внутренние | Внешние |
Особые свойства товара | Политическая стабильность в стране |
Способ производства | Обеспеченность основными ресурсами |
Мобильность производства | Рыночная среда |
Ориентация на рыночные сегменты | Масштабы гос. регулирования цен |
Жизненный цикл товара | Характер спроса |
Длительность цикла товародвижения | Совершенство налогового законодательства |
Авторитет фирмы | Общий уровень инфляции |
Организация сервиса | Внешняя экономическая политика государства |
Реклама, продвижение товара |
Формирование цены является сложным процессом. Так как при формировании цены следует учитывать воздействие целого ряда факторов, таких как поведение потребителей, конкурентов, участников каналов сбыта, законодательство и т.д.
|
|
1. Изучение рынка сбыта
2. Выбор цели и задач ценообразования
3. Анализ спроса
4. Оценка издержек
5. Анализ цен конкурентов
6. Выбор метода ценообразования
7. Выбор стратегии ценообразования
8. Установление окончательной цены