· Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослостью, когда подростки сами принимают ответственность за свой выбор и поступки
· Основная задача консультанта – помочь подростку сделать осознанный выбор
· Отношения между консультантом и подростком должны основываться на уважении к личности
· Подростку надо помочь понять, что он:
- способен регулировать свою жизнь,
- имеет возможность принимать свои собственные решения,
- способен оценивать результат своих действий;
· Консультант может дать возможность подростку понять себя лучше, помогая ему говорить о себе
· Консультант должен научить подростка отражать и дифференцировать свои чувства, стоящие за фактами
· Консультант может показать, как принимать свои чувства, сказав, что чувства непроизвольны:
- чувства не выбирают
- человек не виноват за свои чувства
· Консультант должен понимать и объяснять клиенту, что поведение, в отличие от чувств, произвольно:
- человек сам делает выбор, как себя вести
|
|
- человек сам несет ответственность за поведение
- человек сам оценивает свое поведение, и оно оценивается другими
· Важно научить отличать поведение человека от его личностных качеств (если Я поступаю плохо – это не значит, что Я плохой)
· Очень важно для подростка совершить осознанное изменение в своем поведении после анализа различных поведенческих альтернатив и их последствий
· Консультант может помочь подростку сначала сделать небольшие изменения в поведении:
- помочь подростку увидеть, что он может контролировать свое поведение
- помочь подростку почувствовать успех
- дать подростку испытать приятные чувства в результате произошедших изменений
· Внутренне удовлетворение от собственных успехов поможет подростку изменить свою жизнь и подвигнет на попытку более крупных изменений и на самопомощь
Установление внутреннего контроля над своим поведением, самопонимание, способность анализировать и прогнозировать свои действия и их последствия являются характеристиками зрелости, достижение чего и является основной целью консультирования подростков.
Занятие 2.
Тема: «Основы консультирования. Несловесное полезное общение»
Задачи:
Ø ознакомиться с приёмами несловесного полезного общения
Ø уметь установить контакт с клиентом, используя несловесную методику полезного общения
Ø использовать в общении качества, помогающие консультанту установить контакт с клиентом (подростком)