Классификация типов консультирования

Когда мы говорим о психологическом консультировании, то имеем ввиду оказание психологической помощи нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

Критерии классификации.

1. Возраст. Понятие психологического консультирования приемлемо для определенной возрастной категории - после 15 лет. До 15 лет к детям применяется психотерапия и Психокоррекция. В пожилом и старческом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает продуктивность из-за снижения личностной продуктивности.

2. Пространственная организация консультирования

· контактное консультирование - психолог встречается с клиентом лицом к лицу (очное);

· дистантное (заочное):

а) телефонное;

б) письменное.

3. Количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом.

· индивидуальное;

· групповое.

4. Сфера приложения, область, в которой идет консультирование.

· школьное;

· профессиональное;

· семейное;

· ориентированное на проблемы личности.

С типом консультирования связана позиция консультанта.

Выделяют 2 аспекта:

· Содержание действий консультанта (технический).

· Личностный аспект (эмоциональный).

Позиция, которая обусловлена содержанием: это консультант-советчик.

Консультант-помощник. Эта форма наиболее приемлемая. Основной акцент делается на актуализацию внутренних ресурсных состояний клиента. Создаются условия для нахождения решения проблемы.

Консультант-эксперт. Консультант показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации. Помогает выбрать наиболее адекватные решения.

Формы взаимодействия:

Директивная («сверху»).

Недирективная ( «снизу»).

Промежуточная («на равных») [1; 19].

Типы проблемных ситуаций.

· Окружение (О). Проблемы, связанные с семьей, местом проживания, учебы, работы, отношениями с друзьями, конфликты на чужой территории.

· Жизнь в целом (Ж). Смысл жизни, самореализация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность.

· Человек (Ч). Проблемы физиологического плана. Психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическая зависимость.

Типы клиентов и их ориентации.

Выделяют 3 основные ориентации клиентов:

1. Деловая существует в двух видах:

· адекватная, когда клиент искренне заинтересован в решении проблемы. «Вы сделаете все возможное и я сам готов делать все, что вы мне скажете».

· неадекватная - клиент преувеличивает возможности консультанта. «Я уверен, что только вы могли бы мне помочь».

2. Рентная - 2 вида:

· обаятельный рантье. Клиент считает, что его откровенность, обаяние, желание, доверие консультанту и больше ничего от него не надо. Это человек, который ждет совета;

· требовательный рантье. Требования еще больше возрастают относительно консультанта.

3. Игровая. Клиент обращается в консультацию, чтобы вступить в отношения с психологом. Очень часто клиенты такой ориентации компетентны в психологии. Возникает позиция эксперта. У таких клиентов часто существует установка на безнадежность решения своей проблемы [19].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: