Исследования мышления в вюрцбюргской школе

Основатель В-й школы – Освальд Кюльпе. Метод изучения высших психических процессов – “систематическая интроспекция”: Выделение и изучение отдельных фаз в процессе мышления. Изучение мышления в контролируемых условиях. “Испытуемые стали говорить на языке жизни, а представлениям во внутреннем мире отводили лишь подчиненную роль. Описывался процесс понимания, который происходит без представлений, но лишь при посредстве отрывочного внутреннего языка... Мысли явл. не только чистыми знаками для ощущений, они вполне самостоятельные образования, обладающие самостоятельными ценностями, о мыслях можно говорить с той же определенностью, что и о чувственных ощущениях”. В В-й шк. на первый план выступили активность созн., его процессуальность, исследователи попытались понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание смысла и т.п. Считали, что в процессе мышления чувственная ткань не играет значительной роли (безобразность мышления). Существуют такие содержания сознания, которые не зависят от наглядности. Отсюда следует, что для понимания не обязателен визуальный образ. Майер и Орт описали цепочки ассоциативных образов в п-ссе мышл., но не обнаружили в интросп. отчетах никаких указаний на то, кАк мысль направляется к своей цели.

Уотт и Ах. Целенапрваленность мышл. определяется задачей или инструкцией, которую испытуемый принял до того, как приступил к решению. Ах ввел понятие “детерминирующая тенденция” – ведущий бессознательный принцип, кот. направляет сознательные процессы по заранее заданному руслу в направлении решения задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: