Описание

Предложен Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка
МЕТОДИКИ «РИСУНКА СЕМЬИ» (Drawing-Family Techniques) — группа проективных методик, для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Методики основаны на анализе и интерпретации рисунков семьи, как правило, применяются при обследовании детей. Исторически использование методики «Рисунок семьи» связано с общим развитием «проективной психологии».
Росту интереса к рисуночным методикам способствовал выход в свет фундаментальных монографий методик К. Маховер (Machover К., 1949) и Бука Дж. (Buck J., 1948). Рисуночные методики стали очень популярными среди психологов-практиков в 50-60 годы. По данным Н. Сандберга (Sundberg N., 1961), одна из них - тест рисунка человека К.Маховер в клиниках и больницах США по частоте применения уступали лишь тесту пятен Роршаха. В 60-х годах эта методика быстро распространилась в среде психологов-клиницистов, и в различных географических регионах приоритет в ее использовании связывается с разными именами (в США - В. Хьюлс, во Франции - И. Минковский, М.Поро). Э. Хаммер говорит об этом так: «Наверное, как и многие стоящие изобретения, так и это одновременно родились в умах разных людей» (Hanuner E., 1958, с. 391). Р. Бернс и С. Кауфман (Bums R., Kaufman S., 1972), однако, указывают, что самое раннее упоминание в литературе о применении «Рисунка семьи» принадлежит В. Хьюлсу (Hulse W., 1951).
Рисуночные методики являются одними из наиболее распространенных среди проективных тестов («Нарисуй человека» тест, «Дом—дерево—человек» тест и др.). Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у целого ряда исследователей. Подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана для теста «Нарисуй свою семью» (В. Вульф, 1947). Опыт применения рисуночной методики в этих целях был описан в работах В. Хьюлса (1951-1952 гг.).
О развернутой системе анализа и интерпретации «Рисунка семьи» можно говорить начиная с работы Вульфа, который придавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение разработал ряд методик для оценки внутрисемейных отношений (WolffW., 1947). Одна из них - рисунок по заданию «Нарисуй свою семью».
Согласно схеме интерпретации по В. Вульфу, в рисунке анализируются:
а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи;
б) отличия в формах и пропорциях отдельных фигур.
Вульф четко не формулирует, какой психологический смысл имеют те или иные особенности рисования, но в разборе отдельных рисунков можно найти конкретные их интерпретации. Согласно В. Вульфу, последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи. Вульф проводит аналогию между пространственным расположением членов семьи в рисунке и их расположением в игровой ситуации. Следует обращать внимание на такое расположение, которое повторяется в других рисунках и, следовательно, отражает значимые для ребенка реалии. Пропуск члена семьи часто выражает стремление избавиться от эмоционально-неприемлемого лица.
Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В. Вульф обращал внимание также на интерпретацию различий в рисовании отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями. Он подчеркивает, что при интерпретации различий в нарисованных фигурах надо главным образом опираться на то, как сам исследуемый их осмысливает. Если это невозможно - интерпретация становится чисто субъективной;
Итак, Вульф первым выделил те характеристики рисунка, которые позже неизменно будут объектом интерпретации у других авторов.
В работах В. Хьюлса были предложены интерпретационные схемы «рисунков семьи», базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии).
Дальнейшее развитие методики «рисунков семьи» получили в работах Л. Кормана (1964), Р. Бернса и С. Кауфмана (1972). В инструкции к методике Л. Кормана предусмотрено задание нарисовать не «семью» или «свою семью», как в методике В. Вульфа и В. Хьюлса, а «семью, как ты ее себе представляешь». Благодаря такой установке имеется возможность использовать менее структурированный объект (стимул). При интерпретации результата авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она является на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов; чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).
В рисунках, по Л. Корману, анализируют:
а) его графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства);
б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи);
в) содержание (анализ смысла рисунка).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагаются специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношении в семье (напр.: «Кто в семье самый плохой?»), предусматривающие прямой положительный или отрицательный выбор (напр.:
«Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также вопросы, уточняющие смысл нарисованной ситуации для ребенка.
Вариантом «рисунка семьи», получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагностике, является «Кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики, основана на принципах психоанализа.
Техника «рисунка семьи» в советской психодиагностике нашла применение в клинических исследованиях. А. И. Захаровым (1977) предложен вариант методики, состоящий из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на двух «этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам в на то, кто из них находится рядом с ребенком (т. е является эмоционально наиболее близким). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.
Вариант «Рисунка семьи» со сложной и дифференцированной интерпретационной схемой предложен Г. Т. Хоментаускасом в 1985 г.
Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты».
ВЫПОЛНЕНИЕ.
Для выполнения рисунка предлагают стандартный чистый лист бумаги, карандаш 2М, ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши.
В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и прочее.
Беседа после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:
1. Кто нарисован на рисунке?
2. Что делает каждый член семьи?
3. Где они находятся?
4. Им весело или скучно?
5. Кто из них самый счастливый и почему?
6. Кто самый несчастный, почему?
Кроме вопросов ребенку можно предложить решение нескольких ситуаций для выявления позитивных я негативных отношений в семье:
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и у тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь «N» число билетов (на один меньше, чем членов в семье) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там пожить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
1. Анализ структуры рисунка.
1) Сравнение состава нарисованной семьи с реальной:
а) Если семья нарисована в полном составе — это признак эмоционального благополучия семьи.
б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных контактов в семье и даже агрессию.
в) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди не связанные с семьей может свидетельствовать о:
— неких травматических переживаниях по поводу семьи;
— о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);
— об аутизме;
— о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;
— а также, отсутствии контакта между психологом и ребенком.
2) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок» дает ответ защитного характера: «не хватило места», «боюсь, это плохо получится» и пр. Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.
3) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей. Вариант, когда ребенок рисует только себя объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:
— если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и пр., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности и, возможно, истероидных чертах характера;
— если величина рисунка маленькая я «совокупности с негативным эмоциональным фоном это признак чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.
— вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи может объясняться наличием таких тенденций, как:
— неудовлетворенные психологические потребности в кооперативных равноправных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брат, сестра);
— потребность быть в обществе других людей;
— желание занять родительскую охраняющее–руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и пр.);
— потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;
— кроме того, иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
2. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействий.
а) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками, или семья занята одним делом — все это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию.
б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать такие признаки как:
— разобщенность членов семьи на рисунке;
— большое расстояние между ними;
— помещение между ними различных предметов или стены, например, отец — газета, мать — плита или гладильная доска.
Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. Если ребенок нарисовал себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.
в) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч — это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье.
Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами указывает на баланс любви и соперничества.
Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.
Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа — неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.
3. Последовательность и особенности рисования членов семьи.
а) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детадизированнее, дольше всех остальных. В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.
б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение. Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей. Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.
в) Величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной. Если она больше или наравне с другими, то это трактуется либо как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом — сестрой. Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это — признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.
4. Символика рисунка:
а) Грязь (сваленные в кучу грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т. д.) — символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: дисгармония, действия и поведения, вызывающие у него чувства вины и т. д.
б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода — символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них спящие или больные люди, если ребенок идентифицирует себя с ними.
в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.
г) Цветы и бабочки — символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.
д) Шарики, бумажные змеи — символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться.
е) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишения свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же — барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, при посещении зоопарка).
ж) Дорожные знаки — символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой.
з) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.
и) Изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и т.д.) — символ агрессивности, существования фактора соперничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: