Педагогические умения - совокупность различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. 9 групп педагогических умений из всего набора, описанного А.К. Марковой
1. — умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности.
2.— умений, отвечающих на вопрос «чему учить»: работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи учебного предмета, обновлять учебный предмет
|
|
— умений, отвечающих на вопрос «кого учить»: изучать состояние отдельных психических функций учащихся и целостных характеристик видов деятельности, обученности и воспитанности школьников; изучать реальные учебные возможности школьников.
— умений, отвечающих на вопрос «как учить»: отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя; применять дифференцированный и индивидуальный подходы к школьникам.
3. — умения использовать психологопедагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, пед. опыта.
4. — коммуникативное умение.
5. — это приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умение понять позицию другого, проявить интерес к его личности; интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения; встать на точку зрения ученика; создать обстановку доверительности.
6. —умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, способного противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; реализовывать и развивать свои педагогические способности.
7. — умения осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, используя все положительное из своих природных данных; укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.
8. — объединяет умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости.
9. — умений соотносится с оцениванием учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников.