Педагогического процесса

Формы педагогического процесса не имеют признаков. Они только меняют ”внешность” ПП и характеризуются особенностями изменившегося педагогического процесса.

Первым характерным признаком “лекции”, на наш взгляд, является то, что источник информации – лектор представлен в единственном числе. А слушателей, наоборот, много. Многочисленность объектов ПП - второй признак лекции. В такой ситуации организатор ПП никак не может выбрать какие-то другие формы, скажем, собеседование, семинар, зачет и т.д., так как он не имеет физической возможности слушать или опросить каждого ученика.

Во время лекции содержание педагогического процесса передается, в основном, при помощи речи, что является третьим признаком данной формы.

Следующим признаком педагогического процесса в форме лекции является то, что она используется для обсуждения более широких, сложных, трудных вопросов содержания ПП. Академик Бабанский Ю.К. по этому поводу пишет: “Применение лекционного метода целесообразно в следующих случаях:

- при прохождении нового материала, мало или совсем не связанного с предыдущим;

- при обобщении различных отделов пройденного учебного материала...;

- при выборе сложных закономерностей с применением большого математического аппарата и ряда логических умозаключений;

- при изучении тем, где особенно широко необходимы межпредметные связи и т.д.” [8, с. 91-92].

Следует отметить и такой признак ПП в форме лекции – она обладает свойствами для передачи оперативной информации.

Лекция “требует от обучающихся большей сосредоточенности, внимательности, самостоятельности, более высокого чувства ответственности в учении” [157, с. 26-27]. Из этого вытекает пятый признак педагогического процесса в форме лекции - она в школе, как правило, применяется в старших классах.

И последний - шестой по нашему счету признак - способность лекции уменьшить себестоимость педагогического процесса. Это обеспечивается одновременным обслуживанием лектором большого числа слушателей, обобщенностью изучаемых материалов, оперативностью передаваемой информации и другими ее достоинствами – признаками, перечисленными выше.

Лекции учеными делятся на вводные, обзорные, установочные, повторительно-обобщающие, текущие [108].

Семинар, как и лекция, в общеобразовательной школе применяется редко. Он как форма вызывает у педагогического процесса ряд особенностей.

Семинар используется, во-первых, в работе с небольшой аудиторией учащихся, насчитывающей, как правило, 20-25 человек, во-вторых, для детализации или всестороннего раскрытия какой-то обширной теоретической проблемы, имеющей важное значение. Третьей особенностью ПП в форме семинара является то, что при нем роль педагога значительно принижается. Но зато отдельные учащиеся сами становятся “учителями”: объясняют, доказывают, дополняют …, что является четвертым признаком. Пятый признак заключается в активности всех присутствующих на семинаре шестая особенность педагогического процесса в форме семинара, отличающая его от других форм, скажем, от диспута, собеседования … - наличие докладов, предназначенных для коллективного обсуждения.

Первый отличительный признак ПП в форме конференции - обсуждение на ней неисследованной или малоисследованной проблемы. Учащиеся выступают как исследователи. Поэтому их выступления отличаются новизной, оригинальностью, глубиной. Степень информативности высокая. Конференция проводится с участием сравнительно большого числа слушателей, чем, например, на семинаре, на лекции … Это второй характерный ей признак. Третьим признаком является то, что на конференции участвуют учащиеся не обязательно одного, а разных классов. Следующий признак – “отсутствие” учителя. Конечно, он может и присутствовать на конференции, может даже выполнять обязанности ведущего, но он в данной ситуации не является источником информации. Им являются докладчики, как правило, из числа учащихся. В отличие от семинара или диспута на конференции не все присутствующие активно работают. Определенная часть их - молчаливые слушатели. Данное обстоятельство может считаться четвертым существенным признаком педагогического процесса в форме конференции. Конференция проводится по заранее составленной программе, что означает пятый признак. Шестой признак заключается в том, что продолжительность данной формы строго не регламентируется. Она может идти не обязательно 45 или 90 минут, а в зависимости от сложности проблемы и количества докладчиков продолжаться, скажем, два или более часов.

“Круглый стол” в общеобразовательной школе применяется еще реже. Он вызывает следующие особенности педагогического процесса. Во-первых, педагогический процесс в форме “круглого стола” обычно не имеет темы. Он “проводится” по какой-то общей проблеме. Иногда обсуждается несколько проблем. Во-вторых, нет докладчиков. В обсуждении вопроса участвуют все присутствующие. В-третьих, регламента нет. Каждый участник “круглого стола” имеет право в любое время вступить в разговор, как бы принимая эстафету. В-четвертых, обсуждение идет, как правило, не по заранее составленной программе: выступления по ходу импровизируются.

Практикум - одна из важнейших форм педагогического процесса. Он очень удобен для конкретизации известных ученику общих знаний, что является его первым признаком. Второй признак определяется преимущественным использованием практикумов для формирования умений и навыков. Поэтому он, как правило, проводится в лабораториях, в мастерских, в учебном цехе, что является третьим признаком практикума. К четвертому признаку можно отнести малочисленность учащихся. Работа обычно ведется с одной группой, и очень часто группа делится на две подгруппы. Практикум предоставляет учащимся большую самостоятельность. Это еще один отличительный признак ПП в форме практикума. Из этого признака вытекает следующее свойство рассматриваемой формы ПП – сравнительно пассивная роль учителя. Он не является источником информации, а выступает только как инструктор, советчик и т.д.

Все эти перечисленные признаки в совокупности делают практикум эффективной формой педагогического процесса.

Диспут в практике школы применяется довольно часто. Он отличается от других форм, во-первых, тем, что применяется для обсуждения более спорных или малоизвестных вопросов. Во-вторых, он “возникает” при наличии разных, так сказать, противоположных подходов к одной и той же проблеме. На правильно организованном диспуте активность учащихся доходит до высшей точки, что можно отнести к третьей его особенности. Диспут имеет свойство охватывать сразу большое число вопросов для обсуждения. Потому что “на нем” одна проблема быстро развивается в другую. Это четвертый признак ПП в форме диспута.

Соревнование как форма ПП в педагогике изучено недостаточно. Поэтому часто его ошибочно относят к методам. При соревновании учащиеся делятся или на команды, или на соревнующихся индивидуумов, что является первым характерным признаком педагогического процесса такой формы. Одно и то же задание или примерно одинаковые задания выполняются каждой командой или отдельными членами команд и результаты обязательно сравниваются. Это – второй признак ПП в форме соревнования. Третий признак – наличие жюри или комиссии по оценке труда учащихся. Следующим признаком является сравнительно сильное стремление его участников выполнять задания лучше других.

Разновидностями соревнования можно считать такие формы ПП как викторина, конкурс, олимпиада и т.д.

Особое место среди форм ПП занимает такая форма, которую мы условно называем “сам . Главный признак ПП в такой форме его - отсутствие учителя в данный момент. Ученик, получив задание от учителя или поставив перед собой проблему, занимается их решением. Это наблюдается, например, тогда, когда человек работает в читальном зале, дома, смотрит кино, телевизор, усваивая при этом определенное содержание педагогического процесса. Вторая особенность этой формы – одиночество объекта ПП. Содержание ПП при этой форме изучается в более благоприятных условиях: место, время, продолжительность не регламентируется кем-то со стороны. Все определяется самим объектом, его внутренними потребностями, желаниями, возможностями, в результате чего долго сохраняется его трудоспособность. Данное явление означает третью особенность формы “сам”. Следующий признак – его экономичность. Отсутствие учителя, платных уроков, нерегламентированность по времени и другие факторы делают его таким.

Экскурсия применяется для изучения объекта, находящегося на каком-то расстоянии от школы. Поэтому выход за пределы учебного заведения является одним из ее признаков как формы педагогического процесса. Другим признаком можно считать то, что во время экскурсии преимущественно применяется метод наблюдения. Экскурсия позволяет воспринимать изучаемый объект разносторонне, окружающий мир во взаимосвязи.

Не надо думать, что экскурсия только то, что происходит во время общения с изучаемым объектом. Экскурсия “начинается” сразу, когда учащиеся выходят от исходного пункта и направляются к объекту, и завершается с возвращением их оттуда. Таким образом, сложность “конструкции” является специфическим признаком экскурсии. Путешествие, поход, экспедиция как формы ПП близки к экскурсии.

Зачет – это форма педагогического процесса, предназначенная, в основном, для определения уровня развития ученика путем беседы с ним, решения задания … Зачет как форма ПП не позволяет более углубленно изучать, точно установить уровень подготовленности человека. Этим зачет отличается от экзамена.

Экзамен применяется для углубленного изучения ученика с целью объективной оценки его знаний, правильного определения тактики и стратегии работы с ним. Экзамены как форма педагогического процесса делятся на следующие виды: переводные, вступительные, выпускные, квалификационные, устные, письменные...

В применении экзаменов в педагогическом процессе наблюдаются некоторые ошибки. Одна из них – проведение экзамена во время сессий. Досрочная и поздняя “сдача” экзамена не одобряется. Не разрешается пересдача экзамена с целью улучшения первоначальной отметки. На наш взгляд, правильнее было бы принятие экзамена в течение всего учебного года. В таком случае ученик, усвоивший определенный объем знаний, умений, навыков и тем самым досрочно поднявший себя на требуемый уровень, имел бы возможность в любое время “сдавать” экзамены и идти вперед в опережающем темпе.

Вторая ошибка – абсолютизация экзамена. Учителю известно, что ученик хорошо усвоил пройденный материал, находится на требуемом уровне. Его можно освободить от экзамена, однако, не всегда так делается.

Третьей ошибкой является то, что экзамен “принимает” тот учитель, кто вел предмет в этом классе. Это довольно часто приводит к формализму. Ведь, оценивая своего ученика, особенно на выпускных экзаменах, педагог выступает как заинтересованное лицо: желает демонстрировать собственные успехи.

Каковы основные признаки педагогического процесса в форме экзамена?

Первый признак, наверное, длительность подготовки учащихся к педагогическому процессу, осуществляемому в форме экзамена. Экзамен сильнее, чем все остальные формы ПП способствует углублению, расширению, систематизации знаний, умений, навыков… Это является второй его особенностью. Третья заключается в том, что на экзамене на первое место ставится задача оценки уровня подготовленности ученика.

Собеседование – довольно широко применяемая в общеобразовательной школе форма педагогического процесса. Иногда его называют коллоквиумом. “Коллоквиум (от латинского – разговор, беседа), - говорится в “Педагогической энциклопедии”, - собеседование преподавателя с учащимися с целью ознакомления с их знаниями, в ряде случаев для выявления их интереса к науке, литературе, искусству и т.п.” [119]. Собеседование может применяться в работе как с отдельными учениками, так и с группой учащихся. ПП в форме собеседования преследует сложную систему задач: и выявление уровня развития объекта ПП, и углубление, расширение его знаний, умений, навыков, и формирование качеств, отношения и т.д. Специфическим признаком собеседования также является сравнительное “равенство” объекта и субъекта ПП. Равенство проявляется не только в том, что педагогический процесс во время собеседования проходит в виде диалога, но и в том, что “скрывается превосходство” педагога.

Педагогический процесс в форме консультации от других форм ПП отличается рядом признаков. Главным среди них является то, что консультация, как правило, “проводится” по интересующим учащихся вопросам. Они задают вопросы преподавателю, преподаватель отвечает. Другая особенность связана с первой: ответчик специально не готовится к ответу. Все делается экспромтом. Третья особенность ПП в форме консультации в том, что охватывается много вопросов, порой даже не связанных между собой. Консультация может “проводиться” как в устном, так и в письменном виде.

Завершая отдельное рассмотрение форм ПП, следует отметить “равноправие” каждой из них. При уместном использовании каждая форма будет способствовать повышению качества ПП.

В опыте отдельных учителей наблюдается закономерное, последовательное применение группы форм, образуя своеобразную “тактическую единицу”. Так, например, могут быть такие сочетания форм: “лекция-семинар-коллоквиум”, “семинар-практикум-консультация-зачет”, “лекция-экскурсия-диспут-зачет”, “лекция-семинар-зачет”, “лекция-консультация-зачет” и т.д.

Таким образом, форма ПП является важнейшим компонентом ПП. Правильность нашего подхода к исследованию этой проблемы доказана нашей широкомасштабной экспериментальной работой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: