В практике социального консультирования

В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь в процессе консультирования, она обладает общей характеристикой - индивидуализированностью своей направленности. Эта индивидуализация базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, переживания, установки, картину мира, струк­туру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения часто недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции, требуются специальные - психодиагностические - методы.

Психологическая диагностика - об­ласть психологической науки, разрабаты­вающая принципы, пути и приемы распоз­нания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей лично­сти. Основным инструментом психодиагностики, с которым непосредственно работает диагност, является тест. Вопрос об использовании тестирования в консультировании весьма противоречив. Так, с точки зрения консультантов экзистенциональной и роджеровской ориентации, тестирование является инструментом внешнего понимания и не способствует успешному консультированию, так как «уводят в сторону от понимания человека изнутри». Однако большинство специалистов считает, что использование тестов в консультировании позволяет получить больше информации о клиенте и предоставить дополнительную информацию самому клиенту, чтобы он смог принимать более реалистичные решения. При этом консультант, с одной стороны, не должен абсолютизировать значение полученных в процессе тестирования результатов, а с другой, уметь выбрать надежные и валидные тесты, способствующие повышению эффективности консультирования и улучшению консультативного контакта. Существует несколько достаточно обоснованных клас­сификации психодиагностических методик (рис.3.2).

Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на зада­ниях, относительно которых правильных ответов не существует.

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психо­диагностические методики. Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обсле­дуемых. Во вторых выполнение задания опирается на невер­бальные способности - перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классификации психодиагно­стических инструментов, - это характеристика того основного методи­ческого принципа, который положен в основу данного приема. По этому основанию обычно различают:

1) объективные тесты;

2) стан­дартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семанти­ческого дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации; г) ин­дивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;

3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры);

Объективные тесты - это те методики, в которых возможен пра­вильный ответ, т. е. правильное выполнение задания, а также аппаратурные методики.

основание
Диагностические методы, основанные на заданиях, имеющих правильный ответ

Диагностические методы, основанные на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует

основание
Вербальные (методы, так или иначе опосредованные речевой активностью обследуемых)

 
 


Невербальные (методы, выполнение заданий, в которых опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные)

Объективные методики
Методики, в которых возможен правильный ответ

 
 


Аппаратурные методики

Тесты-опросники, предполагающие набор пунктов, относительно которых

испытуемый выносит суждения

по методи-ческому принципу
Стандарти-зированные отчеты
Открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ

Шальные техники, построенные по

типу семантического дифференциала Ч.Осгуда

       
   
 
 


Индивидуально-ориентиованные техники типа ролевых репертуарных решеток

 
 
Проективные техники


 
 
Диалогические техники


Способности, психические функции

Когнитивная организация

по предмету диагностики


Индивидуально-личностные особенности

     
 
 
 


Межличностные отношения

мотивация

Рис. 3.2. Классификация психодиагностических методик.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета является использование вопросов, утвер­ждений, относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Аппаратурные методики и объективные психологические тесты об­ладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру пси­ходиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста, его опытности как психолога на результаты диагностического обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов — мно­гие опросники и шкальные техники. Диалогические диагностические техники, напротив, характерны максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психо­диагностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональ­ных навыков, способностей в сфере общения на результаты психо­диагностического обследования. Этими качествами обладают различ­ные виды бесед, интервью, диагностических игр.

Психодиагност должен представ­лять себе спе­цифические диагностические задачи, поскольку они существенно определяют ограни­чения в использовании методов. Психодиагностические задачи различаются:

1. По ситуациям:

- ситуация «клиент»;

- ситуация «экспертиза».

2. По использовании:

- специалист-смежник: постановка «непсихологического» диагноза или, формулирование административного решения;

- психолог-диагност: постановка психологического диагноза для оказания психологической помощи;

- клиент: для саморазвития.

Одно из важных различий относится не только к задачам, но и в целом к ситуациям психодиагностики. Это различение ситуации клиента и ситуации экспертизы.

Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в це­лом) можно различать также с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психо­диагноста в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого. Требования к психодиагностическим методикам.

1. Должны быть однозначно сформулированы цели. предмет и область применения методики.

2. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма.

3. Процедура обработки должна включать статистически обосно­ванные методы подсчета.

4. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, и обеспечивать возмож­ность повторения исследований.

5. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

Психодиагностические тесты, являясь в большинстве своем измерительным инструментом, должны соответствовать психометрическим требованиям.

Валидность - комплексная характеристика методики, включающая сведения об обла­сти исследуемых явлений и репрезента­тивности диагностической процедуры по отношению к ним.

Надежность - характеристика ме­тодики, отражающая точность психодиаг­ностических измерений, а также устой­чивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Иными словами, надежность - устойчивость процедуры относи­тельно объектов исследования, валидность — однозначность, устойчивость от­носительно измеряемых свойств объекта (т. е. предмета измерения).

Стандартизация - унификация, регламентация, приведение к единым нор­мативам процедуры и оценок теста.

Этические принципы психодиагностики в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу. гуманизм и т.д.). Однако в процессе психодиагностики предъявляются специфические требования, вытекающие из особенностей взаимодействия в системе «психолог – обследуемый».

Одним из важнейших требований профессиональной этики при использовании психодиагностических методов, является: 1) предпочтение в любой ситуации интересов обследуемого; 2) предупреждение некомпетентного использования диагностических методик; 3) обеспечение конфиденциальности результатов исследования.

Цель использования стандартных психодиагностических методик – получение информации о качествах, существенно влияющих на поведение человека, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению. Психодиагностика не заменяет оценку действий человека, а дополняет ее, так как позволяет определить актуальный уровень развития его способностей и потенциал развития.

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций, специалисты стремятся измерять так называемые универсальные, или базовые, черты.

Черта - это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. Традиционно по происхождению и сфере приложения выделяются три класса черт:

к онституциональные - обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций;

индивидные - обусловлены опытом жизнедеятельности в определённых относительно широких социально-нормативных ситуациях;

личностные - обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личности.

Другим способом обобщения данных является «тип личности», который представляет собой группировку испытуемых по степени «схожести», близости в пространстве признаков личности.

Из специальных психологических методов, направленных на исследование личности, наиболее распространенными являются опросники и проективные методы.

Опросники представляют собой набор вопросов, каждый их которых должен быть логически связан с основной проблемой исследования. Основное требование к формулировке вопросов - ясность и точность. Текст вопросов должен быть простым, понятным для всех опрашиваемых. Каждый вопрос должен содержать только одну мысль.

Проблемы интерпретации ответов: эффект фасада (социальная желательность) - желание выглядеть в хорошем свете, которое испытуемый возможно и не осознаёт; тенденция некоторых испытуемых давать необычные ответы; некоторые индивиды охотнее отвечают «да», другие предпочитают отвечать словом «нет», в связи с чем необходимо соблюдать баланс ответов «да» и «нет».

Тест-опросник 16PF Кэттелла. Впервые опубликован Р.Кеттеллом в 1950 году. Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к её исследованию на основе черт. Основные первичные черты: A – замкнутость – общительность; B - конкретное мышление – абстрактное мышление; C – эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность; E – подчиненность – доминантность; F – сдержанность – экспрессивность; G - низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения; H – робость – смелость; I - реализм – чувствительность; L – подозрительность – доверчивость; M - практичность – мечтательность; N – прямолинейность (наивность) – проницательность; O –спокойствие – тревожность; Q1 - консерватизм – радикализм; Q2 - конформизм – радикализм; Q3 - низкий самоконтроль – высокий самоконтроль; Q4 – расслабленность – эмоциональная напряженность..

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) предложен С.Хаттауэем и Дж.Маккинли. Тест основан на классификации Крепелина и является реализацией типологического подхода к изучению личности. В результате обработки и интерпретации выявляется профиль личности по 10 базисным шкалам и показатели по 202 дополнительным шкалам. Базисными шкалами являются: 1 – шкала сверхконтроля; 2 – шкала пессимистичности; 3 – шкала эмоциональной лабильности; 4 – шкала импульсивности; 5 – шкала мужественности – женственности; 6 – шкала ригидности; 7 – шкала тревожности; 8 – шкала индивидуалистичности; 9 – шкала оптимистичности; 0 – шкала социальной интроверсии.

Близким к MMPI в содержательном отношении является опросник Х. Шмишека (Гуревич). Он также относится к классу типологических опросников личности. В его основе лежит концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. На основе своей концепции К. Леонгард выделил 10 основных типов акцентуированных личностей, в основном соответствующих общепринятой систематике в пограничной психиатрии. Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, Леонгард назвал акцентуированными. Акцетуированные личности не являются патологическими: «При ином толковании, считает Леонгард, мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (серединной нормы) должно быть признано патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей. Которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако при этом в данную рубрику попала и бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом».

Наиболее существенным признаком проективных методов является использование в них нео­пределенных, неоднозначных (слабост­руктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, раз­вивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление инди­видуума, его восприятия, чувства, выска­зывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляет­ся тем ярче, чем менее стереотипны ситу­ации-стимулы, побуждающие ее к актив­ности.

Различают следующие группы проективных методов:

1) конститутивные - структурирова­ние, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

2) конструктивные- создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира);

3) интерпретативные - истолкование какого-либо события, ситуации (тест Тематической апперцепции);

4) катартические - осуществление иг­ровой деятельности в специально ор­ганизованных условиях (Психо­драма);

5) экспрессивные - рисование на сво­бодную или заданную тему (тесты «Нарисуй человека», «Дом—дерево—человек», «Несуществующее животное» и др.);

6) импрессивные - предпочтение од­них стимулов (как наиболее жела­тельных) другим. Например, в осьмицветовой тест Люшера, построенный на изучении предпочтительности, безразличия или неприятия восьми цветов: темно-синего, сине-зеленого, оранжево-красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного и серого. Тест обрисовывает ситуативную реакцию и состояние обследуемого, а также позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации.

7) аддитивные - завершение предло­жения, рассказа, истории.

Проективные методы помогают исследова­телям проникнуть в трудно объективиру­емые, ускользающие при использовании традиционных психодиагностических ме­тодик особенности личности.

В социальном консультировании большое значение имеет характеристика межличностных отношений, уровень развития социального интеллекта. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

В настоящее время в психологии существует громадное количество методических приемов исследования межличностных от­ношений. По критерию исходной точки отсчета выделяют следующие группы методик.

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы —социометрический тест, предложенный Дж. Морено Его суть — субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяют­ся индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отвер­женный, изолированный), структура межличностных отношений, спло­ченность группы и т. д.

Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Для диагностики межличностных отношений важно выделить те индивидуально-личностные свойства участников интеракции, которые проявляются и влияют на процесс общения. Одним из наиболее распространенных тесов этого типа является опросник интерперсональной диагностики Т. Лири, выявляющий тот или иной вариант межличностных отношений: I – властно-лидирующий; II – независимо-доминирующий; III – прямолинейно-агрессивный; IV – недоверчиво-скептический; V – покорно-застенчивый); VI – зависимо-послушный); VII – сотрудничающе-конвенциональный); VIII – ответственно-великодушный.

Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. (ТАТ, тест Розенцвейга и др). Тест Розенцвейга предназначен для изучения фрустрационных реакций. Фрустрация рассматривается как один их видов психических состояний человека, выражающихся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Реакции на фрустрацию подразделяются по направленности (экстрапунитивные, интрапунитивные и импунитивные) и по типу («с фиксацией на препятствии», «с фиксацией на самозащите» и «с фиксацией на удовлетворении потребностей»).

Использование психодиагностических методов в практике консультирования значительно расширяет возможности консультанта в изучении проблем клиента. Однако, чтобы решение задач взаимодействия консультанта с клиентом, при использовании психодиагностических методов было корректным, консультант должен четко представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в ситуации обследования, понимать ответственность за получение, использование и хранение психологической информации.

Область оказания консультативной помощи с использованием психодиагностических методов может быть описана в виде следующих вопросов, обращенных к психологической реальности:

1) Что происходит?

2) Чем это вызвано?

3) Что будет дальше?

Ответ на первый вопрос предполагает работу по описанию психической реальности клиента и сообщению ему этого описания. Необходимо подготовить клиента к восприятию этой информации, при передаче информации необходимо стремиться к получению обратной реакции. Одним из главных моментов при передаче психологической информации является ее безоценочность. Если информация представлена в определенных баллах, шкалах или других метрических величинах, индивидуальные данные клиента можно представить как точку на шакале возможных результатов (например: «максимальный балл по этой методике «k» баллов, минимальный – «i» баллов, Ваш результат – «n» баллов»). Клиент, получив критерии оценки своих результатов, сам может провести оценочные действия. В общем виде оказание консультативной помощи через представление объективной психологической информации позволяет клиенту самому структурировать свои переживания.

Прогностическая роль психодиагностических методов в консультировании заключается в том, что сообщение психологической информации клиенту ведет к актуализации благоприятных факторов во внутреннем мире человека и использование их как возможностей становится одной из задач, которую может поставить сам клиент в процессе общения с консультантом. При этом прогностическая ценность психологической информации основывается на теоретическом материале, которым пользуется консультант. Длительный прогноз определяет представление консультанта об устойчивых характеристиках личности, а кратковременный основан на его представлении об изменчивых характеристиках личности.

Кроме задач классификации событий и их прогноза в консультативном процессе с использованием психодиагностических методов решаются аналитические задачи на исследование факторов, определяющих те или иные психические явления. В целом эти факторы лежат в следующих сферах, определяющих жизнь человека:

- отношения с другими людьми;

- отношение человека к самому себе;

- сфера потенциальных возможностей (психические, психофизиологические и др.).

Решая вопрос о факторах, определяющих то или иное психическое явление, консультант использует знания о происхождении, системном строении психических функций и их локализации, личностных качествах, индивидуальных вариантах развития человека и т.д. Результаты аналитической диагностики учитывают возможности клиента в использовании этих результатов самостоятельно.

Контрольные вопросы

1. Понятие консультативного контакта. Условия доверительного контакта.

2. Стратегии диалогического понимания.

3. Интервью в социальном консультировании. Пятишаговая модель интервью.

4. Понятие «ключевое слово».

5. Основные правила постановки вопросов в интервью.

6. Приемы ведения беседы в процессе интервью.

7. Для чего нужен прием «конфронтации»?

8. Сформулируйте основные причины невнимательного слушания. Проанализируйте, что Вам чаще всего мешает внимательно выслушивать собеседника.

9. Исходя из правил «активного слушания» дайте совет себе.

10. Роль наблюдения в практике социального консультирования.

11. Типовые ошибки наблюдения. Попробуйте дополнить список типовых ошибок.

12. Основные правила научного наблюдения.

13. Значение теорий личности в социальном консультировании. Отличие социального консультирования от психотерапевтического процесса.

14. Особенности психодинамического направления.

15. Дайте характеристику защитных механизмов по З.Фрейду. Какова их роль и влияние на возникновение психологических проблем у клиентов.

16. Основные положения когнитивно-поведенческого направления.

17. Основные методологические позиции представителей гуманитарного направления.

18. Сравните базисные принципы психодинамического, когнитивно-поведенческого и гуманитарного направлений. Что, на Ваш взгляд, наиболее ценного в каждом из них для практике социального консультирования, а что неприменимо?

19. Если бы Вам пришлось консультировать сейчас, что бы взяли из этих направлений в первую очередь?

20. Роль понятий «жизненный путь», «судьба» в практике социального консультирования.

21. Охарактеризуйте типы жизненных стилей по А.Адлеру, приведите примеры. Как бы Вы охарактеризовали свой жизненный стиль?

22. Понятие «судьбы» по Л. Сонди.

23. Единицы изучения жизненного пути по К.А. Абульхановой.

24. Роль биографических методов в социальном консультировании.

25. Жизненный выбор личности. Охарактеризуйте ситуации жизненного выбора в Вашем жизненном пути и их разрешение.

26. Основные блоки информации о клиенте в практике социального консультирования.

27. Психодиагностика в социальном консультировании: определение, специфика.

28. Классификация психодиагностических методов, их краткая характеристика и применение в консультировании.

29. Психодиагностические задачи.

30. Требования к психодиагностическим методикам.

31. Психометрические основы психодиагностики: валидность, надежность, стандартизация.

32. Виды психодиагностических опросников.

33. Особенности проективных методов. Понятие проекции.

34. Методы изучения межличностных отношений.

35. Особенности изучения психической реальности с использованием психодиагностики в социальном консультировании.

36. Прогностическая роль психодиагностических методов.

Основная литература

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 512с.

2. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: Речь, 2000. – 440с.

3. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование / Г.И. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288с.

4. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. - М., 2000. – 250с.

Дополнительная литература

30. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 301с.

31. Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650с.

32. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б.Г. Ананьев.- М.: «Педагогика», 1980. Т.2. – 230с.

33. Берн, Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих отношений). Люди, которые играют в игры (Психология человеческой судьбы) / Э.Берн. - М., 1998. – 375с.

34. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2002. - 350с.

35. Деркач, А.А. Психодиагностика и акмеография / А.А. Деркач, А.С. Огнев, Ю.Н. Гончаров. – Воронеж, 1997.- 191с.

36. Козлов, В.В. работа с кризисной личностью. Методическое пособие / В.В. Козлов. – М.: Институт Психотерапии, 2003.- 302с.

37. Логинова, Н.Л. Жизненный путь человека как проблема психологии / Н.Л. Логинова // Вопросы психологии.!985. - №1.

38. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / Р. Мадди Сальваторе. СпБ, Издательство "Речь". 2002.

39. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2006.- 652с.

40. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии /Под ред. М.К.Тутушкиной. СПб.: «Дидактика Плюс». 2001. – 347с.

41. Психологическая энциклопедия. 2-е издание / Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – М, С-Пб.: «Питер». 2003.- 1094с.

42. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский дом "БАХРАТ", 1997. – 640с.

43. Роджерс, Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Карл Р. Роджерс.- М.: издательская группа “Прогресс”, 1994.

44. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исенниной Е.И. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480с.

45. Романова, Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2006. – 400с.

46. Социальная энциклопедия. М.: Научное издание Большой Российской Энциклопедии, 2000. - 437с.

47. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. М., 2000.

48. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зингер. 1997.

49. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. Пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1993. Т.1. - 480с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: