Рис. 32. Характеристика руководителя по шкале "подозрительность - доверчивость"
На обоих концах шкалы зафиксированы патологические состояния, которые, будем надеяться, никто из опрашиваемых не отметит. И вообще тут высокие точности излишни. Важнее посмотреть, слева или справа от "О" будет со-
средоточено большинство отметок. Потом результаты могут быть предметом саморефлексии руководителя, коучинга и командных обсуждений.
Возможна еще одна методическая процедура. Тот же состав опрашиваемых ответит на следующий вопрос: в чем они больше или меньше доверяют своему руководителю?
Как развивать доверие?
Исходным фактором установления доверия в организации является взаимопонимание по ее горизонтали и вертикали. Взаимопонимание включает в себя взаиморефлексию между руководителем и подчиненными, между разными подразделениями и сотрудниками с той целью, чтобы лучше представить себе интересы, мотивы, заботы, опасения друг друга.
Другое направление усилий в этом деле - мониторинг организации по выявлению проблемных точек в налаживании доверия.
|
|
Следующий фактор развития культуры доверия - это разработка Кодекса доверия, который может стать составной частью Кодекса фирмы, а может стать и самостоятельным. Если Кодекс доверия будет соответствовать требованиям к кодексам вообще, то отклонения от него могут быть контролируемы и снимаемы.
Наконец, еще одним фактором развития культуры доверия должен стать адекватный контроль. Можно представить еще один континуум, в котором на одном конце будет контроль, на другом - доверие, а посредине его - разумный баланс, т. е. умеренное соотношение того и другого (рис. 33). Такой континуум можно применить к разным подразделениям, сферам деятельности и даже отдельным работникам, с тем чтобы оценить, существующее соотношение доверия и контроля применительно к ним, а также желаемое соотношение впредь.
I—I—I—I—I---- \—\---- 1-- 1—I—I