Психическое развитие в период зрелости и старости

Период взрослости – наиболее продолжительный период онтогенеза. Три стадии взрослости: молодость (25 – 35 лет), взрослость (35 – 50, 55 лет), старость (50, 55 – 75 лет). Понятие взрослости и критерии достижения взрослости: новый характер развития в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием; способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности; преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других; формирование таких черт характера как твёрдость, благоразумие, надёжность, честность, умение сострадать и т.д.; социальные и культурные ориентиры для определения успешности и своевременности развития во взрослости. Понятие зрелости (самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности). Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а так же в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность – ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости. В период взрослости ведущим видом деятельности является труд. Кризисы середины жизни. Проблема поиска смысла жизни в зрелости. Нормативные кризисы зрелости: кризис 30-летия – коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье; кризис 40-летия (кризис середины жизни) – осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 лет – неразрешённость кризисных переживаний, отказ от активности обновления. Пути и способы преодоления возрастных кризисов.

Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособле­ние, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Кризис старшего возраста называют предпенсионным. Л.И. Анцыферова: два основных личностных типа пожилых людей: пожилые люди первого типа мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на занятие новым интересным делом, склонны устанавливать новые дружес­кие связи, сохраняют способность контролировать свое окружение. Все это ведет к переживанию ими чувства удовлетворенности жизнью и даже увеличивает ее продолжительность; пожилые люди второго типа характеризуются как пас­сивно относящиеся к жизни, испытывающие отчуждение со стороны окружающих. У них наблюдаются суже­ние круга интересов, снижение показателей интеллекта по тестам, потеря уважения к себе, ощущение ненужно­сти и личностной неадекватности. Познавательная сфера в период старости. В процессе старения когнитивной сферы большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Личностные особенности в старости. Мотивационно-потребностная сфера: выдвижение в центр потребностной сферы потребности в избегании страдания, потребности в безопасности, потребности в автономии и независимости, потребности в проецировании на других своих психических проявлений. Особенности Я-концепции: стабилизация и компенсация Я-концепции, высокая самооценка по ряду параметров; фиксация на позитивных чертах своего характера; снижение идеальных и достижимых самооценок, а так же их сближение с реальной самооценкой; относительно высокий уровень самоотношения; признание своей позиции удовлетворительной; ориентация на жизнь детей и внуков и т.д. Типологии личности в пожилом возрасте: конструктивный тип; зависимый тип; защитный тип; агрессивно-обвинительный тип; самообвинительный тип и т.д.

Психологическое сопровождение развития человека и консультирование родителей по проблемам развития. Сотрудничество педагога и психолога в осуществлении психолого-педагогического консультирования родителей

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе - обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Понятие психолого-педагогического консультирования как одного из направлений работы педагога-психолога. Виды психолого-педагогического консультирования по критерию направленности на клиента: психолого-педагогическое консультирование учителей; психолого-педагогическое консультирование учащихся; психолого-педагогическое консультирование родителей учащихся. Специфика психолого-педагогического консультирования родителей. Формы психолого-педагогического консультирования: групповые и индивидуальные. Специфика организации группового психолого-педагогического консультирования (родительские собрания, родительский клуб, интернет-страница). Принципы индивидуального психолого-педагогического консультирования родителей. Этапы индивидуального психолого-педагогического консультирования родителей. Методы, приемы и техники индивидуального консультирования. Перечень основных проблем, по которым обращаются родители детей разного возраста за консультацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: