Лабораторная работа № 1
«Поиск новых конструкторских решений методами, активирующими научно-техническое творчество».
Выполнил
Студент гр. 1-071-1 бзо Ардашев А. В.
Проверил
Канд. Техн. Наук, доцент Шамсиахметов О.Я.
Ижевск 2012
Краткая теория
Творчество представляет собой явление, относящееся к конкретным личностям. История науки знает немало попыток создания философских и психологических теорий творчества. Однако ни одну из них нельзя рассматривать как общую.
Мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация, т. е. ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей.
Для процесса научно-технического творчества характерен поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации, выход из которых заключается в принятии решения.
Причем неопределенность — несоответствие между содержанием текущих восприятий и содержанием памяти, в том числе между текущим опытом и сформулированными моделями будущего—составляет сущность проблемной ситуации, которая включает эмоции и служит побудительным толчком к началу мышления.
|
|
Творческий процесс не есть непрерывная цепь чисто логических операций, он содержит отступления, зигзаги, возвраты, повторения, и лишь после многих усилий может наступить внезапное озарение. Посредством логики доказывают, посредством интуиции изобретают.
Понятие интуиции долгое время толковалось как что-то мистическое, сверхъестественное. Интуицией называют быстрое решение, требующее длительной подготовки. Без предшествующей, длительной работы мысли ученого или изобретателя никакая интуиция не могла бы дать плодотворного результата.
Таким образом, интуиция изобретателя приходит в качестве вознаграждения за труд, поиск, и, следовательно, сложному механизму творческого процесса присущи и логика и интуиция.
Творчеству препятствуют:
отсутствие гибкости мышления, сила привычки, узкопрактический подход, чрезмерная специализация, влияние авторитетов, боязнь критики, страх перед неудачей, чересчур высокая самокритичность, лень.
Отрицательную роль в творчестве играет: психологическая инерция мышления, стремление действовать в соответствии с прошлым опытом и знаниями, идти традиционными путями.
Человек, имеющий много идей, должен уметь смело высказывать и отстаивать их.
Определяющая черта творческой личности — смелость ума и духа. Смелость необходима, чтобы усомниться в общепризнанном, чтобы разрушать его ради созидания лучшего, думать так, как не думал никто, доверять своей интуиции, когда нет еще точных логических доказательств. Нужна смелость воображения, чтобы представить недостижимое, а потом попытаться достичь его.
|
|
Некоторые основные определения методологических средств и понятий технического творчества:
Цель — желаемый результат деятельности лица или коллектива в пределах некоторого намеченного интервала времени.
Эвристическое (методологическое) правило—это элементарная единица методологических средств, содержащая приказание действия, разрешение его либо запрет.
Эвристический прием -несколько элементарных правил, объединенных для достижения определенной цели.
Метод-способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Операция- действие, направленное на достижение определенной цели. Оно может быть как простым, не расчленяемым действием, так и сложным, расчленяемым на ряд более простых действий.
Процедура-совокупность указаний о порядке выполнения всех операций, приводящих к достижению определенной цели.
Эвристический метод содержит один или несколько методологических приемов, изложенных с соблюдением целеустремленной упорядоченности предписываемых действий, процедур.
Методика-это метод, обогащенный целенаправленными руководящими принципами. Структура методики содержит несколько принципов и упорядоченных методологических правил.
Методология — наука (учение) о методических средствах.