Понятие "метод"' произошло от греч. mehtodos – путь исследования или познания.
Методы научного исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы научно-педагогических исследований - способы познания педагогических процессов и фактов, установления объективных закономерностей воспитания и обучения.
Для получения информации об объектах воспитания и обучения подбирают оптимальный комплекс методов -методику исследования.
Методика исследования - процедура, последовательность совершаемых познавательных и преобразовательных действий, операций и влияний, направленных на решение исследовательских задач.
Современная педагогика использует такие методы педагогических исследований, как:
1) педагогическое наблюдение;
2) педагогический эксперимент;
3) беседа;
4) интервью;
5) анкетирование;
6) тестирование;
7) изучение продуктов деятельности;
8) математические методы.
Педагогическое наблюдение - это организованный сбор первичной педагогической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имели место.
Педагогический эксперимент - это опытная постановка или проверка того или иного метода, формы, приема обучения и воспитания в специально созданных и строго учитываемых условиях.
Беседа - метод непосредственного общения, который позволяет получить от собеседника информацию, Интересующую педагога, с помощью заблаговременно
подготовленных вопросов.
Интервью — метод получения информации с помощью устного опроса по специально разработанному перечню вопросов
Анкетирование - метод получения информации с помощью открытых или закрытых анкет с набором вопросов.
Тестирование (от англ. test - опыт, проба) ~ метод, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. В педагогике активно применяются личностные тесты и тесты достижений, с помощью которых оцениваются знания, умения и навыки, а также уровни развития познавательных и личностных качеств учащихся.
Метод изучения продуктов деятельности это система процедур, направленных на сбор, систематизацию и анализ различных продуктов деятельности человека. К таким процедурам относятся: анализ личных документов, анализ официальных материалов, анализ продуктов деятельности (учебной, воспитательной, научной, методической, самостоятельной работы и т.п.).
Математические методы используются для количественного анализа фактического материала, полученного в процессе исследований педагогических пилений и фактов.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое предмет педагогики высшей школы?
2. Какие задачи решает педагогика высшей школы?
3. Какие методы научного исследования использует педагогика высшей школы?
Литература
1. ВолковаН.П. Педагогка. -К.: ВЦ "Академiя", 2001.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М 1996.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М. 2001.
4. Лусс Э.Я. Педагогика высшей военной школы.- Харьков:ХВУ. 1997.
ГЛАВА 2