Методы научно-педагогических исследований

Понятие "метод"' произошло от греч. mehtodos – путь исследования или познания.

Методы научного исследования - это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы научно-педагогических исследований - способы познания педагогических процессов и фактов, установления объективных закономерностей воспитания и обучения.

Для получения информации об объектах воспитания и обучения подбирают оптимальный комплекс методов -методику исследования.

Методика исследования - процедура, последователь­ность совершаемых познавательных и преобразовательных действий, операций и влияний, направленных на решение исследовательских задач.

Современная педагогика использует такие методы педагогических исследований, как:

1) педагогическое наблюдение;

2) педагогический эксперимент;

3) беседа;

4) интервью;

5) анкетирование;

6) тестирование;

7) изучение продуктов деятельности;

8) математические методы.

Педагогическое наблюдение - это организованный сбор первичной педагогической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имели место.
Педагогический эксперимент - это опытная постановка или проверка того или иного метода, формы, приема обучения и воспитания в специально созданных и строго учитываемых условиях.

Беседа - метод непосредственного общения, который позволяет получить от собеседника информацию, Интересующую педагога, с помощью заблаговременно

подготовленных вопросов.

Интервью — метод получения информации с помощью устного опроса по специально разработанному перечню вопросов

Анкетирование - метод получения информации с помо­щью открытых или закрытых анкет с набором вопросов.

Тестирование (от англ. test - опыт, проба) ~ метод, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. В педагогике активно применяются личностные тесты и тесты достижений, с помощью которых оцениваются знания, умения и навыки, а также уровни развития познавательных и личностных качеств учащихся.

Метод изучения продуктов деятельности это система процедур, направленных на сбор, систематизацию и анализ различных продуктов деятельности человека. К таким процедурам относятся: анализ личных документов, анализ официальных материалов, анализ продуктов деятельности (учебной, воспитательной, научной, методической, самосто­ятельной работы и т.п.).

Математические методы используются для количественного анализа фактического материала, полученного в процессе исследований педагогических пилений и фактов.
Вопросы для самопроверки

1. Что такое предмет педагогики высшей школы?

2. Какие задачи решает педагогика высшей школы?

3. Какие методы научного исследования использует педагогика высшей школы?

Литература

1. ВолковаН.П. Педагогка. -К.: ВЦ "Академiя", 2001.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М 1996.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М. 2001.

4. Лусс Э.Я. Педагогика высшей военной школы.- Харьков:ХВУ. 1997.
ГЛАВА 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: