Высшее образование в США

По данным Министерства высшего образования США в стране в 1991 г. действовало 2127 четырехгодичных колледжей (первая ступень университета), позволяющих получить высшее образование и степень бакалавра гуманитарных наук. По количеству вузов (3535) и числу обучавшихся в них студентов (13,9 млн.чел.) США в 1991 г. занимали первое место в мире.

Абитуриенты проходят тестирование, которым занимается специальная организация (College Boad). Оценив свои финансовые возможности, сертификат и результаты экзаменов, абитуриент выбирает университет, в котором он хотел бы учиться. Но для этого еще необходима рекомендация школы, которая учитывается при приеме в университет.

Выпускники американских школ могут поступать либо в муниципальные университеты, либо в частные университеты. В муниципальных университетах плата за обучение 5 тысяч долларов в год, в частных - 12,3 тыс.долл. В США более чем 70 % частных университетов, в некоторых из- них плата за обучение составляет от 20 тысяч до 45 тысяч долларов в год, причем с каждым годом обучения плата увеличивается на 3 - 4 %. Учебные группы в частных университетах составляют до 25 чел. Каждый университет имеет свою программу финансовой помощи, которой пользуются все студенты, включая иностранных студентов. Программы предполагают выделение грантов и денежных займов под низкий процент, но этого не хватает и студенты вынуждены
подрабатывать параллельно с учебой. В назначенное банком время выпускники возвращают займы.

Характерной особенностью высшего образования США является его ступенчатость. Первая ступень - это общетеоретическая, базовая подготовка (знакомство с будущей профессией), а иногда и достижение среднего уровня специализации. Эту задачу решают 2-х годичные колледжи и 4-х годичные колледжи свободных искусств.

Вторая ступень - дает специализацию в 4-х и 5-ти годичных специализированных колледжах. На третьей ступени студенты в университетах достигают глубокой профессионализации и готовят себя к научно-педагогической деятельности.

Такой подход к образованию обеспечивает: гибкость в подготовке специалиста и позволяет прервать обучение в случае необходимости на любой из ступеней, чтобы потом возобновить его после перерыва или перейти в другой вуз и таким образом, избежать ошибок в профориентации и ненужных затрат со стороны общества.

Первая ступень - исследовательские и профессиональные школы, которые готовят специалистов высшей квалификации. В зависимости от срока обучения вторая ступень завершается присвоением выпускникам степени магистра или даже доктора наук.

В частных университетах в зависимости от выбранного факультета абитуриенты сдают дополнительные экзамены по математике, биологии, английскому языку и др., что позволяет определить группу соответствующего уровня и содержание индивидуального плана для каждого студента. Группы формируются для изучения определенной дисциплины. Только на старших курсах студенческая группа становится более определенной и стабильной.

Студентам американских университетов дается полная свобода в обучении. Основной упор делается на самостоятельную работу и выполнение индивидуального плана. Ежегодные университетские каталоги определяют
количество дисциплин, которые должен изучить студент в течение семестра и кредитные часы каждой учебной дисциплины.

Для студента дневного стационарного отделения необходимо получить за семестр как минимум 12 кредитных часов (credit hour). Кредитные часы для каждой дисциплины определяет администрация университета. Они указываются в ежегодном университетском каталоге. Если, например, в каталоге в списке дисциплин против предмет «социология» сюит 3 кредита, это означает, что студент обязан прослушать лекции по социологии 3 час в неделю. Кроме того, 1 кредитный лекционный час предполагает от 3 до 5 часов самостоятельных домашних занятий. Если против предмета «Химия» в каталоге напечатано «3 кредита + 1 кредит», это значит, что студенту засчитают в итоге 3 лекционных кредита и 1 лабораторный. Особенностью одного лабораторного кредита является то, что студенту в лаборатории необходимо провести 6-20 часов. Студента не допустят к выполнению лабораторных работ, пока преподаватель не убедится в том, что он владеет определенным объемом теоретических знаний. В результате учебная нагрузка американского студента в 15-16 кредитных часов в неделю соответствует 60 астрономическим. Как правило, слабые студенты берут 12 кредитных часов. И только немногие вытягивают 21 кредит, правда, на это требуется особое разрешение куратора и декана факультета.

Для получения степени бакалавра необходимо 125 — 156 кредитных часов в зависимости от факультета. Чем больше студент набирает кредитов в семестре, тем быстрее он может закончить университет. Для достижения степени магистра студентам, которые уже имеют степень бакалавра, необходимо за 1-2 года пройти обучение в объеме, как правило, 30 кредитов.

В университетах США распространена традиционная система организации учебно-познавательной деятельности студентов - лекционно-семинарская. Но также имеет место лекционно-дискуссионная форма
обучения, которая требует от студентов усиленной подготовки к таким занятиям. Широко распространена такая форма организации обучения как тьюториал. Куратор группы - тьютор выступает в роли консультанта небольшой группы студентов и следит за процессом усвоения знаний в определенной области. Для студентов увеличивается объем самостоятельной работы по усвоению определенных знаний, необходимых для активного участия студентов в тьюториале.

Курс состоит из лекций, лабораторных работ, домашних заданий, самостоятельной работы, промежуточных тестов и итоговых экзаменов. Все эти виды учебной деятельности принимаются за 100%. Преподаватель сам определяет, какое количество процентов он отводит каждому виду деятельности.

Может быть, например, такой вариант: посещение лекций - 5%, выполнение лабораторных работ - 20%, письменные тесты по заданиям - 20%, три промежуточных теста по разделам курса (проверка самостоятельной работы) - 30 (10+10+10), итоговые экзамены по лекционному и лабораторному курсам - 25%. Итого 100%.

Если студент набирает в конце семестра менее 60%, то курс не засчитывается и его приходится брать заново. Компьютер проверяет тесты, экзамены и ведет учет.

В американских университетах экзамены составляю 90% всех видов контроля. Субъективность оценки минимальна, так как почти все они - письменные и проводятся на компьютере. Экзаменационная сессия непродолжительная (2-3 дня). Экзамены проводятся по всем дисциплинам, и студенты не успевают за это время их повторить, поэтому они обязаны изучить материал до начала сессии. Во время экзаменов контролируется не запомненный материал, а то, как студент умеет самостоятельно его использовать при решении учебных проблем.
Оценка знаний первокурсников на экзаменах проводится с использованием двухуровневой системы: «Р» - «сдал» и «F» - «не сдал». Вместе с этим в конце каждого семестра первокурсникам дается качественная характеристика. Студенты других курсов оцениваются с помощью пятиуровневой системы в литерах: "А" -"отлично"; "В" - "хорошо"; "С" - "удовлетворительно"; "D" -"едва удовлетворительно" - минимально допустимый уровень подготовки, свидетельствует о частичном знакомстве с дисциплиной; «F» - «недопустимо».

Университеты практикуют летние сессии - от 4 до 6 недель. Летом оплачивается отдельно каждый кредитный час (от 120 до 150 дол.).

Важнейшими программами финансовой поддержки студентов вузов, установленных федеральным правительством США, являются:

1) стипендия (или грант) Пелла, она известна еще как главная среди возможных образовательных стипендий и назначается, чтобы помочь студентам оплатить свое обучение после средней школы с учетом финансового положения его семьи;

2) дополнительная программа по обеспечению студентов стипендиями образования; дает возможность получить стипендию (или грант) до 2000 долл. в год;

3) национальная программа прямого предоставления займов студентам; обеспечивает займами некоторую часть студентов, которые имеют отличные или положительные показатели в учебе;

4) программа «работа - обучение» колледжей; предоставляет работу тем студентам, которым нужна финансовая помощь;

5) страховая программа ссуд для студентов; позволяет занимать деньги под небольшой процент в коммерческих структурах.

Образование в США достигло значительных результатов и продолжает развиваться дальше. Постепенно преодолевается и такое следствие технологического
прогресса, как чрезмерная специализация и фрагментарность системы образования и педагогического мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: