Экономическую основу местного самоуправления составляют
находящиеся в муниципальной собственности имущество и средства
местных бюджетов. Муниципальная собственность является главной
составной частью экономической основы местного самоуправления. В
соответствии со статьей 8 Конституции РФ муниципальная собственность
признается и подлежит равной правовой защите наравне с другими формами
собственности. Под муниципальной собственностью понимается имущество,
принадлежащее на праве собственности гражданам, сельским поселениям, а
также другим муниципальным образованиям (ст. 215 Гражданского кодекса
РФ).
В состав муниципальной собственности входят муниципальное
имущество, включая муниципальные земли и другие природные ресурсы,
имущество муниципальных предприятий и учреждений, средства местных
бюджетов, другое движимое и недвижимое имущество, необходимое для
осуществления полномочий органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются и
|
|
управляют муниципальным имуществом. Они вправе передавать объекты
муниципальной собственности во временное или постоянное пользование
физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, сдавать в
аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом,
находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в
договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или
передаваемых в пользование объектов.
Конституция РФ установила право органов местного самоуправления
самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет,
обязанности органов государственной власти при наделении муниципальных
органов отдельными государственными полномочиями передавать
необходимые для их осуществления материальные и финансовые ресурсы, а
также компенсировать им дополнительные расходы в результате решений
органов государственной власти, повлекших за собой расходование местных
финансов. Эти положения Конституции РФ получили развитие в
федеральных законах «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской Федерации», в Налоговом и
Бюджетном кодексах РФ.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Федеральные
законы, законы субъектов Российской Федерации предусматривают
формирование доходной части местных бюджетов за счет как налоговых, так и
неналоговых платежей. Наибольший удельный вес в доходных частях
|
|
бюджетов муниципальных образований имеют налоговые доходы, среди
которых основную роль играют местные налоги и сборы. Перечень местных
налогов и сборов установлен в Налоговом кодексе (ст. 15): земельный налог;
налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование
или дарение; местные лицензионные сборы.
Практика осуществления местного самоуправления в нашей стране
показывает, что для успешного решения вопросов местного значения
местных налогов и сборов недостаточно. Поэтому российское
законодательство предусматривает выделение для муниципальных
образований других финансовых средств, в частности, закрепляет за ними
доли федеральных и региональных налогов и сборов. Эти финансовые
средства получили название регулирующих доходов.
К регулирующим относятся доходы, которые поступают в местные
бюджеты в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по
нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной
финансовый год, а также на долговременной основе (не менее трех лет).
Размер регулирующих доходов устанавливается (в процентах) решением
соответствующего органа государственной власти.
В пополнении доходной части местных бюджетов большую роль
играют закрепленные за муниципальными бюджетами на постоянной основе
доли федеральных и региональных налогов. Эти доли закреплены, в отличие
от регулирующих доходов, на постоянной основе.
К неналоговым видам доходов относятся:
• доходы от продажи объектов муниципальной собственности;
• доходы от использования имущества, находящегося в
муниципальной собственности;
• доходы от платных услуг, оказываемых органами местного
самоуправления;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-
правовой и административной ответственности.
Кроме того, со стороны государства муниципальные образования
получают доходы в виде финансовой помощи. Она может быть в виде
дотаций, субвенции, субсидий.
Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые местным
бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих
расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут использоваться
органом местного самоуправления по собственному усмотрению.
Субвенции – это бюджетные средства, выделяемые на конкретные цели и
на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета
Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и
подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их
по целевому назначению в установленный срок. Расходование этих средств
контролируется государственными органами.
Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету
Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации на условиях
долевого финансирования целевых расходов.
К неналоговым доходам бюджета муниципального образования
относятся так называемые средства самообложения. Под ними понимаются
разовые платежи граждан для решения конкретных вопросов местного
значения. Вопросы введения и использования средств самообложения
решаются местным референдумом. Муниципальные образования могут
привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных
ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом
местного самоуправления.
Кроме доходной части, в местном бюджете существует и расходная
часть. Расходы местных бюджетов формируются на основе реестров расходных
обязательств соответствующих муниципальных образований. Эти расходы
согласно Бюджетному кодексу РФ делятся на расходы, совместно
|
|
финансируемые из бюджета муниципального образования, бюджета субъекта
Российской Федерации и бюджета Российской Федерации, и расходы,
финансируемые исключительно из местных бюджетов.
Расходная часть местного бюджета согласно статьи 12 федерального
закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации» включает:
• расходы, связанные с решением вопросов местного значения;
• расходы, связанные с осуществлением отдельных
государственных полномочий, передаваемых органу местного
самоуправления;
• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по
муниципальным ссудам и займам;
• ассигнования на страхование муниципальных служащих,
объектов муниципальной собственности;
• иные расходы, предусмотренные уставом муниципального
образования.
Расходы местных бюджетов подразделяются на расходы, включаемые в
бюджет текущих расходов и в бюджет развития. Расходы должны
соответствовать доходам. Принцип сбалансированности бюджета является
необходимым условием бюджетной деятельности. Нерешение этого
принципа порождает дефицит бюджета.