Как Дакуки вышел вперед в качестве имама

Этим речам нет конца, скорей беги!

Вот пришло [время] намаза, Дакуки, пройди вперед!

2085 О единственный, проведи же утреннюю молитву,

дабы украсилось тобой время!

О имам ясноглазый, в молитве

нужен предводитель со зрячими глазами.

В шариате не одобряется, о повелитель,

выдвигать вперед на место имама слепого.

Хоть бы он и был хафизом, смышленым и факихом 73,

все же зрячий лучше, даже если он глуп.

Слепой не воздержится от нечистоты,

глаза бывают основой воздержания и предосторожности.

2090 Он же, проходя, не видит нечистоты;

да не будут глаза слепы ни у одного верующего!

Слепой внешне — во внешней скверне,

слепой же внутри — в сквернах тайных.

Эта внешняя скверна смывается водой,

а та внутренняя скверна увеличивается.

Кроме как слезами глаз нельзя ее ничем отмыть,

если скверны внутренние стали очевидны.

Если скверным назвал неверного Господь,

то эта скверна у него не снаружи.

2095 Внешне неверный не замаран ею,

эта скверна — на нравственности и вере.

Это [внешняя] скверна, запах от нее на двадцать шагов,

а та [внутренняя] скверна, запах от нее — от Рея до Сирии!

Запах ее даже до небес доходит,

ударяет в нос Солнцу и Ризвану 74.

То, что я говорю, — по мере твоего понимания;

умер я от тоски по правильному пониманию!

Понимание — вода, а существо тела — кувшин;

если кувшин разбился, вода из него выльется.

2100 У этого кувшина есть пять отверстий глубоких 75,

не останется в нем ни воды, ни снега.

Приказ «Потупляйте ваши очи!» 76

ты тоже слышал, что же не ставил правильно копыта?

Через рот твой речь похищает понимание,

уши, словно песок, твое понимание впитывают.

73 Факих — знаток мусульманской юриспруденции (фикх), законовед.

74 Ризван (Ридван) — предводитель ангелов, охраняющих врата рая.

75 Кувшин с пятью отверстиями (или трубками) — часто встречающаяся у Руми метафора, обозначающая тело человека и пять его телесных чувств.

76 «Скажи верующим, пускай они потупляют свои очи…» [Коран, 24: 30 (30)].


Также и другие твои отверстия

выводят из тебя сокровенную воду понимания.

Если ты из моря выльешь воду,

не возместив ее, то море превратится в пустыню.

2105 Поздно уже, если же нет, то расскажу я обстоятельства введения возмещений и замен.

Эти замещения и замены к морю откуда являются после трат?

Сто тысяч живых существ из него вкушают,

облака также снаружи из него похищают.

И вновь море притягивает возмещение этому,

откуда? Знают [это] обладатели правильного пути.

Начали мы много рассказов в спешке,

остались они без заключений в этой книге.

2110 О Сияние Истины, Хусам ад-дин благородный,

подобного тебе царя не породили ни небо, ни [четыре] элемента.

Ты редко входил в сердце и душу,

о ты, чьего прихода сердце и душа устыдятся!

Сколько я ни восхвалял людей былых времен,

целью моей в их [восхвалении] был ты, по необходимости.

Свой дом молитва узнает,

ты же возноси хвалу на имя любого, кого захочешь.

Ради утаивания восхваления от неуместного [человека]

Истинный установил такие рассказы и притчи.

2115 Хоть это восхваление и стыдится (т. е. недостойно) тебя,

но ведь принимает Господь усердие малоимущего.

Истинный примет даже осколок, извинит его,

ведь из двух глаз слепого хватит и двух капель [слез].

Птицы и рыбы знают такую аллегорию,

которой восхвалил я кратко обладателя доброго имени,

Дабы поменьше его обдували вздохи завистников,

дабы они поменьше впивались зубами в выдумки о нем.

И откуда же возьмет завистник выдумки о нем?

Разве заснет попугай в жилище мыши?

2120 Та выдумка о нем происходит из-за обмана,

это волосок его [= завистника] брови, а не полумесяц 77!

Хвалу я тебе произнесу за пределами пяти [чувств] и семи [небес],

запиши же нынче: Дакуки прошел вперед.

Как Дакуки прошел вперед предстоять [на молитве] у тех людей

В поздравлениях и приветствиях праведникам замешана хвала всем пророкам.

77 См. рассказ «О том, как некий муж воображаемое принял за молодой месяц во времена [халифа] ‘Умара

(да будет доволен им Аллах!)» из второго дафтара (б. 112—119).


Восхваления все перемешались,

кувшины вылились в один таз,

Потому Восхваляемый лишь один, не больше,

а все религии поэтому лишь одна религия.

2125 Знай, что каждое восхваление отправляется к свету Истинного,

а формами и людьми оно взято взаймы.

Разве возносят хвалы кому-либо кроме достойного?

Но они (возносящие хвалу) во мнениях блуждают.

Как свет, который осветил какую-то ограду;

ограда для этого света — как посредник.

Поневоле, когда отбросила она тень на источник [света],

заблудший потерял Луну, прервал восхваление.

Или же в каком-нибудь колодце показалось отражение Луны,

и он обратился к колодцу и стал его восхвалять.

2130 Поистине он — восхваляющий Луну,

хотя его невежество и обратилось лицом к отражению ее.

Восхваление его — для Луны, а не для отражения,

но стало оно неверием, если в деле допущена ошибка,

Так что из-за несчастья заблудился этот храбрец,

Луна была наверху, а он думал — внизу.

Из-за этих идолов люди теряются,

о страсти, которой предались они, [потом] сожалеют,

Потому что предались они страсти к выдумке,

а от истины оказались еще более далеки.

2135 Твоя склонность к выдумке подобна крылу,

чтобы, окрыленная ею, она воспарила к Истине.

Когда предался ты какой-нибудь страсти, твое крыло осыпалось,

ты охромел, а та выдумка от тебя улизнула.

Храни же крылья и страстям не предавайся,

чтобы крылья твоей склонности отнесли тебя к раю.

Люди полагают, что наслаждаются весельем,

[на самом деле] они ради какой-то выдумки обрывают свои крылья.

Задолжал я разъяснение этой мысли.

Дай же мне отсрочку, я — несостоятельный должник, о том я промолчал.

Как [те] люди последовали за Дакуки

2140 Вышел вперед Дакуки для намаза,

[те] люди уподобились атласу, а он узорной кайме.

Последовали эти цари чередой вслед за славным предводителем.

Когда приблизились они к такбиру 78,

как жертва, покинули этот мир.

78 Произнесение молитвенной формулы «Аллах велик!» (ﺮﺒآا ﷲا), которая несколько раз повторяется во время призыва к молитве (азан), а также при закалывании скота.


Смысл такбира таков, о имам,

что, мол: «О Господи, перед Тобой мы в жертву превратились!»

Во время забоя жертвы ты произносишь «Аллах велик!»,

так же и во время забоя плотской души, подлежащей убиению.

2145 Тело — как Исма‘ил, а душа — как Халил (Ибрахим) 79,

душа произнесла такбир над телом благородным.

Тело было убито страстями и алчностью,

но словами «Во имя Бога» оно было заколото для жертвоприношения во время намаза.

Как в День воскресения, перед Истинным выстроились они рядами,

занялись подсчетом и [вознесением] сокровенных молитв,

Стоя перед Богом, проливая слезы,

подобно встающим прямо во время Страшного суда.

Истинный говорит: «Что ты Мне принес за время этой отсрочки, что Я тебе дал?

2150 Жизнь свою на чем ты завершил,

пропитание свое и силу на что загубил?

Жемчужину глаз где ты износил,

пять чувств через что процедил?

Глаза, разум, уши и жемчужины небесного Престола ты потратил, что же ты приобрел у ковра [земли]?

Дал Я тебе руки и ноги, как лопату и мотыгу;

Я их подарил [тебе], когда бы они появились сами по себе?»

Таких вот призывов, причиняющих боль,

сто тысяч приходит от [Божественного] присутствия.

2155 Во время стояния [на молитве] Он эти речи обращает [к молящемуся],

и от стыда сгибается тот в поясном поклоне.

Не осталось сил стоять прямо из-за стыда,

в поясном поклоне от смущения произнес он тасбих 80.

И снова приходит приказ: «Подними голову

из поясного поклона, ответ Истинному перечисли».

Поднимает голову из поясного поклона тот смущенный,

и снова падает ниц тот неискусный.

И снова приходит ему приказ: «Подними голову из земного поклона и извести о сделанном!»

2160 Снова поднимает он голову, смущенный,

и снова падает ниц, как змея.

И снова ему говорит: «Подними голову и говори,

и взыщу Я с тебя волосок за волоском!»

Но силы стоять на ногах у него нет,

ибо обращение, внушающее страх, поразило его душу.

79 Ибрахим (библ. Авраам) — пророк, Исма‘ил — его старший сын. Рассказ о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Богу своего сына, приводится в Коране в суре «Стоящие в ряд» [Коран, 37:

99 (101)—107 (107)].

80 Тасбих — произнесение формулы «Пречист Аллах!» (ﷲانﺎﺤﺒﺳ).


Тогда садится он, садится от того тяжелого груза,

а [Божественное] присутствие говорит: «Говори с разъяснениями!

Дал Я тебе богатство, скажи, какова была твоя благодарность?

Дал Я тебе капитал, покажи же проценты!»

2165 Он поворачивает лицо к правой руке с приветствием,

обращенным к душам пророков и тех великодушных,

Мол: «О цари заступничества! Сей мерзкий крепко увяз в грязи и ногами, и ковриком!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: