1. Чем отличается общение врач-больной от партнерского общения?
2. Во врачебной практике встречаются явления отрицательного контрпереноса и отрицательного переноса. Какой может быть продуктивная тактика врача в таком случае? Может быть это неважные явления? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Ролевая игра «Пациент на приеме у врача». Проведите беседу с пациентом таким образом, чтобы ему стало легче.
Практикум 2.
1. Какие модели врачебной деятельности Вы знаете? Обсудите в группе – чем в каждом конкретном случае должна определяться избираемая модель взаимодействия с пациентом?
2. На основе чего в общественном сознании строятся стереотипы врачей различных специальностей?
3. Каковы специфические особенности общения с разными группами больных?
Какой может быть врачебная тактика при встрече с такими «сложными типичными пациентами»:
«Неприятные» пациенты - вызывающие раздражение и неприязнь у врача.
§ Истероидные личности, ипохондрики. Для пациента каждый визит к врачу - доказательство окружающим, что он серьезно болен и вынужден постоянно лечиться.
|
|
§ Медлительный пациент.
§ Обстоятельный и дотошный пациент.
§ Словоохотливый пациент, который особенно может раздражать врача при нехватке у него времени.
§ При повторных визитах пациент заявляет, что ему не становится легче, при этом, что бы врач ни делал, он видит на лице больного унылое выражение лица и слышит жалобы, хотя речь идет не о неизлечимом заболевании, а таком, которое обычно поддается терапии.
§ Капризный пациент, претендующий на особое внимание и отношение к себе, пытающиеся диктовать врачу методы обследования и лечения.
§ Пациент, у которого стремление избавиться от болезни любой ценой, становится сверхценной идеей, он ходят к разным врачам, увлекается нетрадиционными методами лечения (голодание, сыроедение, гомеопатия, йога, уринотерапия и т.п.).
§ Озлобленный, грубый, агрессивный пациент.
§ Пациент, сопротивляющийся выписке из стационара.
Практикум 3.
1. Ролевая игра «Больной на приеме у врача». Продолжить закрепление эффективных способов общения с пациентами.
2. Ролевая игра «Отказ от госпитализации».
Контрольные вопросы
1. Какого рода факторы влияют на формирование взаимоотношений врача и больного?
2.Какой специфический опыт формирует отношение больного к врачу и врача к больному?
3.Какая фаза общения врача и больного наиболее информативна для врача?