В процессе развития речевого умения

Технология создания и использования установок

Поскольку речь идет об этапе развития речевого умения, а в рамках нашего исследования оно до сих пор не рассматривалось, уместно будет в данном параграфе:

а) дать краткую характеристику как понятия «речевое умение», так и самого этапа его развития. Это позволит выдвинуть определённые требования к созданию установок;

б) показать на примерах и описать технологию создания каждого компонента установки с учётом их специфики, взаимосвязи и роли в управлении процессом развития речевого умения.

Главной задачей этапа развития речевого умения является обучение творческой, продуктивной речи, развитие умения выразить свою мысль неподготовлено и мотивировано.

Речевая деятельность говорения на уровне умения определяется как «вторичное творческое умение», имеет свои особенности формирования и отличается инициативностью, активностью и интеллектуальной продуктивностью, что выражается в комбинаторных возможностях говорящего (Зимняя, Царькова).

Речевое умение предполагает также способность экстренного нахождения способов решения задач (ситуаций), опору на факт экстренного образования множества самых тонких и гибких динамических временных связей на основе прежних замыкательных связей (Е.И. Бойко). Исследования, посвящённые проблеме обучения говорению, показывают, что на этапе развития речевого умения необходимо развивать такие качества речевого умения как целенаправленность, динамичность, продуктивность, интегрированность, самостоятельность, иерархичность (Пассов, 1974, Царькова, 1980; с.151-162).

Необходимо подчеркнуть, что способность осуществлять речевую деятельность не является просто суммой названных качеств, но представляет собой новое интегративное свойство, возникающее как следствие их взаимосвязи. Интеграция всех качеств умения делает его феноменом, означающим новое качественное образование, высший уровень владения речевой деятельностью.

В структуре речевого умения следует различать два уровня: операциональный и мотивационно–мыслительный. Первый состоит из подуровней – операций, навыков и цепочек навыков, второй – из подуровней, включающих качества собственно умения и психической сферы человека как личности.

Е.И. Пассов отмечает наличие трех стадий развития речевого умения – переходной, основной, завершающей. На первой стадии необходимо использование вербальных опор, так как самостоятельность речевого высказывания учащихся еще невелика, причем подготовленная речь происходит на основе одной темы. На второй стадии возможно применение только иллюстративных опор, так как возрастает самостоятельность высказывания учеников, расширяется его содержание, неподготовленная речь происходит на межтематической основе (в диалогической и монологической формах). На третьей стадии учащимся предлагается высказываться самостоятельно, без опор (Пассов, 2006). Очевидно, что особенности каждой из стадий развития речевого умения должны отражаться и на характере используемых на них средств, в нашем случае – установок.

Следует также отметить, что этап развития речевого умения предназначен для обучения монологической и диалогической речи. Для реализации задач нашего исследования в дальнейшем ограничимся обучением монологическому высказыванию, которое может происходить как на зрительной, так и на аудитивной основе.

Основным средством обучения на данном этапе являются речевые упражнения (Царькова, 1980; с.151-162). На наш взгляд, использование речевых упражнений (РУ) на стадии развития речевого умения является наиболее целесообразным, так как они по своим характеристикам способны реализовать цели данной стадии, и на наш взгляд, оптимальным образом быть соотнесены с компонентным составом установок и теми функциями, которые каждый компонент призван выполнять в плане управления речевым высказыванием учащихся:

1. РУ обеспечивают наличие стратегии говорящего. Это означает, что они делают высказывание целенаправленным, чтобы оказать влияние на собеседника в определенном направлении (сообщить, объяснить, одобрить, осудить, убедить и т.п.)

2. РУ вызывают речевую активность говорящего. Это достигается благодаря учёту его интересов, увлечений, склонностей, контекста деятельности, опыта, мировоззрения и т.п. (А.А. Леонтьев, 1968;с.34), что ведет к самостоятельности.

3. РУ активизируют взаимоотношения участников общения, то есть основываются на ситуации как системе взаимоотношений.

4. РУ обеспечивают вербальное и структурное разнообразие речевого материала. Это обусловлено постоянной новизной ситуации, заменой того или иного компонента ситуации (Царькова, 1980;с.143), что ведет к продуктивности.

В результате использования РУ на этапе развития речевого умения мы должны получить продукт определенного качества. Таким продуктом является монологическое высказывание.

Критериями оценки высказывания как продукта являются:

а) умение говорить всегда в каких-то речевых целях, т.е. целенаправленно использовать речевые единицы не ради их употребления, а как средство решения коммуникативных (речемыслительных) задач;

б) умение использовать речевой материал самостоятельно, т.е. без каких-либо внешних опор (вербальных или иллюстративных);

в) умение использовать речевой материал без специальной предварительной подготовки;

г) умение комбинировать речевой материал в зависимости от нужд общения, а не воспроизводить готовые, заученные некогда высказывания;

д) умение использовать речевой материал в любой новой ситуации, а не только в тех, которые встречались в процессе обучения.

Учитывая вышесказанное о характере процесса развития речевого умения, а также установки как полиаспектного и полифункционального явления, мы считаем возможным выделить пять групп требований к созданию и использованию установок в процессе развития речевого умения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: