Налог на транспортные средства. Налог на имущество

Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты и их структурные подразделения, которые:

1. производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан;

2. импортируют подакцизные товары на территорию Республики Казахстан;

3. осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории Республики Казахстан;

4. осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории РК подакцизных товаров, если акциз ранее не был уплачен;

5. осуществляют реализацию конкурсной массы подакцизных товаров, если акциз ранее не был уплачен;

6. осуществляют сборку (комплектацию) подакцизных товаров.

Постановке на специальный регистрационный учет в качестве плательщика акциза подлежат лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

1. производство бензина (кроме авиационного), дизельного топлива;

2. оптовая и/или розничная реализация бензина (кроме авиационного), дизельного топлива;

3. производство этилового спирта и (или) алкогольной продукции;

4. оптовая и/или розничная реализация алкогольной продукции;

5. производство и/или оптовая реализация табачных изделий. Ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении. Ставки акцизов устанавливаются в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении, за исключением ставок акцизов на алкогольную продукцию, на которую устанавливаются в зависимости от объемного содержания в ней 100 % спирта. На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала и могут быть установлена ниже базовой ставки для лиц, не использующим их для производства алкогольной продукции. На объекты игорного бизнеса Правительством Республики Казахстан устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год.

В пределах установленных базовых ставок на объекты игорного бизнеса местные представительные органы устанавливают единую ставку акциза для всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории одной административно-территориальной единицы. Исчисление суммы акциза производится по ставкам, установленным ст. 280 НК РК.

Объектом обложения акцизом подакцизных товаров, производимых и реализуемых в РК являются:

1. следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами:

* реализация подакцизных товаров;

* передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

* передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

* взнос в уставный капитал;

* использование подакцизных товаров при натуральной оплате;

* отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая производителем своим структурным подразделениям;

* использование производителем произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;

* перемещение подакцизных товаров, осуществляемое производителем с указанного в лицензии адреса производства;

2. оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

3. розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

4. реализация конкурсной массы, конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства подакцизных товаров;

5. порча, утрата подакцизных товаров;

6. импорт подакцизных товаров на территорию РК.

Порча, утрата акцизных марок, учетно-контрольных марок рассматривается как реализация подакцизных товаров. Освобождаются от обложения акцизом:

1. экспорт подакцизных товаров с учетом требований ст. 288 НК РК;

2. спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый:

* для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у производителя лицензии Республики Казахстан на право производства указанной продукции;

* государственным медицинским учреждениям при наличии соответствующей лицензии;

3. подакцизные товары, подлежащие перемаркировке учетно-контрольными или акцизными марками нового образца, если по указанным товарам акциз был ранее уплачен;

4. спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.

Датой совершения операции является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров получателю. Акциз на подакцизные товары подлежит перечислению в бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Уплата акциза производится по месту нахождения объекта обложения. Применительно к акцизу налоговым периодом является календарный месяц (ст.295 Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»).

По окончании каждого налогового периода плательщики акцизов обязаны представить в налоговые органы по месту своего нахождения декларацию по акцизу не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Одновременно с декларацией представляют расчеты по акцизу.

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20 % налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – это очень тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги. Фискальная функция, выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов на столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько это приводит к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции. Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами. Законодательная база в сфере акцизов еще не достаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно, так как в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится.

Налогообложение в сфере недропользования имеет свои значительные особенности по сравнению со всеми другими видами налогообложения.

Выражается это, во-первых, в том, что при налогообложении недропользователей применяются специфические платежи, как налог на сверхприбыль, а также специфические платежи недропользователей: бонусы, роялти, доля Республики Казахстан по разделу продукции.

Во-вторых, при налогообложении недропользователей применяются натуральные налоговые платежи, что также составляет специфическую особенность налогообложения недропользователей. В связи с этим, Налоговый Кодекс, устанавливая, что налоговое обязательство исполняется в тенге, специально оговаривает: «за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных компетентным органом, предусмотрена натуральная форма уплаты или уплата в иностранной валюте».

Наконец, в-третьих, многие вопросы налогообложения решаются в контракте на недропользование, т.е. применяется диспозитивный метод регулирования налоговых отношений. Между тем господствующим для сферы налогообложения выступает императивный метод правового регулирования, что также составляет специфическую особенность данного института налогообложения.

Налоговый Кодекс Республики Казахстан устанавливает две модели налогообложения недропользователей.

Первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов, установленных Налоговым Кодексом.

Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей в бюджет, установленных Налоговым Кодексом, за исключением: акциза на сырую нефть и другие полезные ископаемые, налога на сверхприбыль, земельного налога, налога на имущество.

Плательщиками социального налога выступают лица, осуществляющие свою деятельность с привлечением наемных работников. Плательщиками социального налога являются:

1)индивидуальные предприниматели;
2)частные нотариусы, адвокаты;
3)юридические лица-резиденты Республики Казахстан;
4) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения.
По решению юридического лица-резидента его структурные подразделения могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога.

Объектом налогообложения для плательщиков являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов, определяемых в соответствии с Кодексом, за исключением некоторых выплат:

1) выплаты, производимые за счет средств грантов, предоставляемых по линии государств, правительств государств и международных организаций;
2) государственные премии, стипендии, учреждаемые Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан;
3) денежные награды, присуждаемые за призовые места на спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах;
4) компенсационные выплаты, выплачиваемые при расторжении трудового договора в случаях ликвидации организации или прекращения деятельности работодателя, сокращения численности штата работников или при призыве работника на воинскую службу, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;
5) компенсационные выплаты, выплачиваемые работодателем работникам за
неиспользованный трудовой отпуск;
6) обязательные пенсионные взносы работников в накопительные пенсионные фонды в соответствии с законодательством Республики Казахстан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: