При реализации плана, вытекающего из приведенного выше рассуждения, данные опроса преобразуются в исходные для анализа данные следующим образом:
- для каждого политика и каждого действия вычисляется среднее значение балла по шкалам оценки вероятности действий;
- вычисление проводится по всем опрошенным, которые дали однозначные ответы на тестовый вопрос;
- таким образом формируется основная таблица (матрица исходных данных), в которой строки соответствуют лидерам и партиям, столбцы – действиям, а значение на пересечении строки и столбца – это средняя оценка вероятности того, что соответствующий политик совершит соответствующее действие, вычисленная по опрошенным, имеющим свое мнение на этот счет.
Метод группировки действий
и получение фактор-действий
Для выделения групп относительно сильно коррелирующих данных по матрице исходных данных был использован метод экстремальной группировки параметров, разработанный в начале 70-х годов в Институте проблем управления, реализованный в программной системе "ТИПОЛОГ" и прошедший апробацию на десятках задач из различных областей исследований[205].
|
|
Суть метода состоит в том, что производится направленный перебор различных комбинаций объединения действий в группы до тех пор, пока критерий оценки качества группировки не достигнет максимума. При этом по каждой группе вычисляется фактор в виде первой главной компоненты и отыскивается такой вариант группировки, при котором максимизируется сумма квадратов коэффициентов корреляции фактора с действиями "его" группы. Полученные группы интерпретируются исходя из содержания составляющих их действий, а факторы имеют смысл действий для достижения обобщенных целей.
Применение метода экстремальной группировки и анализ нескольких полученных вариантов (при разном числе групп) дали возможность выбрать наиболее подходящий (как с точки зрения математического критерия качества группировки, так и с точки зрения содержательной интерпретации) вариант разбиения действий на 10 групп.
Каждой группе присвоено название, основанное на смысле и содержании составляющих ее действий. Если в соответствии с основной гипотезой считать причиной корреляций действий тот факт, что они связаны с одной обобщенной целью, то названия групп как раз и есть названия этих обобщенных целей.
1. Продолжить экономические реформы.
2. Обеспечить права человека.
3. Обеспечить национальную терпимость.
4. Повысить уровень жизни населения.
5. Восстановить традиционные российские духовные ценности.
6. Обеспечить законность, правопорядок, усилить роль государства.
|
|
7. Восстановить дореформенную экономику.
8. Обеспечить тотальный контроль.
9. Обеспечить преимущество русской нации.
10. Ограничить демократические свободы.
Факторы, вычисленные для каждой группы, дают возможность увидеть, каков "вес" исходных действий в группах, а также выбрать в качестве "представителей" групп фактор-действия, максимально коррелирующие с факторами (в приведенном ниже списке они выделены полужирным курсивом).
Группы действий | Корреляция с фактором |
1. Продолжить экономические реформы | |
Продолжать радикальные реформы, учитывая допущенные ошибки | 0,990 |
Обеспечить гарантии владения частной собственностью | 0,990 |
Добиться полновесной стоимости ваучера | 0,990 |
Развивать частное предпринимательство | 0,987 |
Поддержать фермеров | 0,985 |
Разрешить свободную продажу земли | 0,978 |
Добиться вхождения России в мировую экономическую систему | 0,978 |
Поддержать малый и средний бизнес | 0,977 |
Вывести войска из бывших республик | 0,974 |
Прекратить поддержку нерентабельных предприятий | 0,973 |
Ужесточить условия кредитования предприятий | 0,923 |
Направить российские войска в зоны национальных конфликтов | -0,964 |
2. Обеспечить права человека | |
Обеспечить выполнение принципов Декларации прав человека | 0,978 |
Информировать население о проблемах, планах, решениях | 0,971 |
Создать профессиональную армию | 0,956 |
Увеличить вложение средств в конверсию | 0,948 |
Закрыть экологически вредные производства | 0,943 |
3. Обеспечить национальную терпимость | |
Пресечь дискриминацию по национальному признаку | 0,956 |
Развивать отношения с Востоком | 0,952 |
Добиваться прочного союза стран СНГ | 0,921 |
4. Повысить уровень жизни населения | |
Повышать уровень жизни населения | 0,970 |
Поддержать науку, остановить утечку умов | 0,960 |
Остановить инфляцию | 0,941 |
Уделить особое внимание проблемам детей и подростков | 0,936 |
Направить средства на поддержку культуры и образования | 0,932 |
Установить льготы малоимущим | 0,925 |
Снизить налоги | 0,859 |
5. Восстановить традиционные российские духовные ценности | |
Восстановить традиционные российские духовные ценности | 1,000 |
6. Обеспечить законность, правопорядок, усилить роль государства | |
Остановить рост преступности | 0,981 |
Бороться с коррупцией | 0,969 |
Возродить Россию как сильную державу | 0,959 |
Защитить интересы русскоязычных вне России | 0,958 |
Добиться жесткого исполнения законов | 0,952 |
Не допустить распада России | 0,939 |
Укрепить границы России со странами бывшего Союза | 0,923 |
Индексировать вклады населения | 0,898 |
7. Восстановить дореформенную экономику | |
Восстановить государственный контроль над ценами | 0,991 |
Отказаться от ориентации на образ жизни и стандарты Запада | 0,987 |
Отказаться от экономической помощи Запада | 0,983 |
Прекратить ваучерную приватизацию | 0,983 |
Стабилизировать хаос жесткими мерами | 0,981 |
Восстановить централизованное государство на территории СССР | 0,979 |
Обеспечить экономическую поддержку колхозов и совхозов | 0,977 |
8. Обеспечить тотальный контроль | |
Запретить вредные книги и фильмы | 0,980 |
Жестко контролировать источники доходов | 0,977 |
Обеспечить независимую, жесткую внешнюю политику | 0,967 |
9. Обеспечить преимущество русской нации | |
Обеспечить преимущества русских в России | 0,973 |
Очистить Россию от инородцев | 0,973 |
10. Ограничить демократические свободы | |
Запретить эмиграцию из России | 0,986 |
Запретить забастовки и акции протеста | 0,984 |
Запретить оппозиционные партии | 0,984 |
Следует еще раз подчеркнуть, что высокие корреляции между действиями, обусловившие их группировку, получены на основе субъективных оценок опрошенных. Следовательно, именно по этим "целевым направлениям" избиратели дифференцируют для себя политиков и партии.
|
|