Налоговый контроль

Налоговый контроль - государственный контроль за соблюдением правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также устранение выявленных нарушений. Главная задача налогового контроля является обеспечение экономической безопасности государства, поэтому основными методами налогового контроля являются прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, а уже затем применение карательных санкций.

Глава 14 НК РФ регулирует три стадии налогового контроля:

1) Учёт налогоплательщиков и налоговых агентов. В результате учёта налоговые органы получают сведения о количестве налогоплательщиков и их нахождении, видах деятельности и местах её осуществления имеющемся у налогоплательщика имуществе, связей с другими лицами и другую первичную информацию, необходимую для осуществления налогового контроля.

2) Проведение налоговых проверок и оформление их результатов (ст. ст. 87-100 НК РФ).

3) Производство по делу о налоговом правонарушении (ст. ст. 100-105 НК РФ).

Основной, наиболее эффективной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой осмотр и исследование документации налогоплательщиков на предмет правильной и своевременной уплаты платежей. В НК РФ чётко определены виды, условия и процедура проведения таких проверок.

В соответствии со ст. 87 НК РФ нормативно установлены следующие виды налоговых проверок:

- камеральные, проводимые по месту нахождения налогового органа;

- выездные, т.е. связанные с выходом проверяющих по месту нахождения налогоплательщика;

- встречные, проводимые в связи с проверкой деятельности другого налогоплательщика;

- повторные выездные, проводимые уже после проведённой выездной проверки налогоплательщика.

В соответствии со статьей 11 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков - предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездные налоговые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. В них включаются, в первую очередь, предприятия, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также все убыточные предприятия с целью выяснения причин убытков и объявления их банкротами.

При необходимости проводятся внеплановые проверки предприятий, а также специальные тематические проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Руководитель налоговой инспекции в необходимых случаях имеет право заменить состав проверяющих. В этих случаях акт проверки обязаны подписать все принимавшие участие в проверке должностные лица.

Налоговая проверка проводится за период деятельности предприятия, следующий за проверенным, при предыдущей проверке, а также в случаях ликвидации или банкротства предприятия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов документальные проверки проводятся за более длительный период.

Проведению проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика.

На основании этой информации разрабатывается программа проведения проверки, предусматривающая перечень основных вопросов, на которых сосредотачивается внимание, а также конкретный период, за который должна быть проведена проверка.

При проведении выездных проверок проверяющие должны в обязательном порядке включать в программу следующие вопросы:

- правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);

- достоверность данных учета о фактической себестоимости продукции (работ, услуг), полнота и правильность отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию и соблюдения порядка учета затрат на производство и калькулирование себестоимости готовой продукции;

- достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от прочей реализации;

- достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от внереализационных операций;

- правильность расчетов по налогу на прибыль, определения объектов обложения отдельных видов деятельности предприятий и соблюдения порядка зачисления дохода (прибыли) в бюджет;

особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль:

а) общественных организаций;

б) кооперативов, предприятий и организаций потребкооперации;

в) акционерных обществ;

г) предприятий с иностранными инвестициями;

д) предприятий агропромышленного комплекса.

После проведения проверки следует определить меру ответственности налогоплательщиков за соблюдение налогового законодательства в Российской Федерации, а также дать предложения по устранению нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Данные Указания дают только общие методы проведения проверок. Конкретные методы проверки первичных документов, как и приемы и способы их исследования, определяются условиями и программой выездной проверки.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным методом.

При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета.

При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом, снятием копий или изъятием необходимых документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (доходов) или сокрытии иных объектов от налогообложения и злоупотреблениях.

Метод проверки отдельных операций на каждом предприятии определяется государственным налоговым инспектором, проводящим проверку, самостоятельно, а при необходимости - руководителем (заместителем руководителя) государственной налоговой инспекции, назначившим проверку.

Достоверность финансово - хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального и фактического контроля. При формальной проверке устанавливается: правильность заполнения всех реквизитов документов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально - ответственных лиц. В необходимых случаях подпись работника в данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника в форме объяснений по данному факту хозяйственной операции или назначить графологическую экспертизу.

При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах, например, правильность показанных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах.

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи.

При встречных проверках первичные документы и учетные данные проверяемого предприятия сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех предприятиях, от которых получены или которым выданы средства и материальные ценности, причем данные, указанные в актах встречных проверок, должны быть обязательно подтверждены подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, в котором производится встречная проверка.

Также выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, плательщика сбора - организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Проведение выездных налоговых проверок филиалов и представительств налогоплательщика - организации независимо от проведения проверок налогоплательщика - организации принимается руководителем налогового органа (его заместителем) по месту нахождения филиала (представительства). Проведение выездных налоговых проверок филиалов (представительств) независимо от проведения проверки головной организации должно осуществляться в строго установленном порядке в соответствии с требованиями главы 14 НК РФ.

По результатам указанных проверок составляется акт в порядке, установленном статьей 100 НК РФ и инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", один экземпляр которого вручается руководителю филиала (представительства); копия указанного акта направляется в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации.

Если по результатам выездной налоговой проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, за которые НК РФ установлена ответственность, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего указанную проверку, в отношении головной организации. Копия решения направляется головной организации и в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: