Правильный выбор налоговых менеджеров на предприятие

Осуществление любой предпринимательской деятельности немыслимо без квалифицированной поддержки специалистов, экономистов, юристов, финансистов. Не просчитав, сколько принесёт прибыли та или иная сделка и сколько потребуется затратить собственных средств, вести бизнес невозможно. В настоящее время профессионализм – это единственный способ обеспечения нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия и развития серьёзного бизнеса. Налоговый менеджмент – крайне сложный, трудоёмкий и многостадийный процесс, требующий системного подхода. К этапам (стадиям) управления относятся: анализ формирования налоговых платежей на основании юридической и финансовой экспертизы деятельности конкретной организации; выработка общих рекомендаций по оптимизации налоговой базы на основе проведённого анализа; разработка схем оптимизации конкретных налогов и сборов; постановка и ведение бухгалтерского и налогового учётов; представление интересов налогоплательщика в ходе проведения налоговых проверок; оказание помощи при обжаловании действий налоговых органов. Налоговые менеджеры должны определить, какие из перечисленных выше стадий необходимы организации и как осуществлять налоговый менеджмент в рамках одного или нескольких конкретных этапов управления. Если речь идёт об отдельном конкретном методе налоговой оптимизации, следует выяснить, где и когда использовался данный способ и каков результат его применения. С одной стороны, абсолютно новые разработки в области налоговой оптимизации могут вызывать у непрофессионала некоторые подозрения, поэтому нелишним будет уделить этим разработкам самое пристальное внимание. С другой стороны, наиболее распространённые и надёжные способы могут быть малопригодны для перспективного налогового управления, поскольку есть вероятность того, что законодатель отреагирует на них в самое ближайшее время. В этом плане следует отдавать предпочтение такому налоговому менеджменту, который сосчитает в себе как новые технологии управления, так и проверенные временем и обеспеченные надёжностью осуществления.

При внедрении конкретной схемы оптимизации налогового бремени важно, чтобы налоговые менеджеры придерживались принципа разумности. В двух словах этот принцип можно представить следующим тезисом, который служит одной из главных аксиом налогового менеджмента: всё хорошо, что в меру. Разумность в налоговом менеджменте – залог успеха. Применение грубых и необдуманных приёмов будет иметь только одно последствие – государство таких действий не оставит без внимания и уж точно не одобрит. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали. Следует опасаться наиболее откровенных методов сокращения налоговой нагрузки.

Одним из условий успешного осуществления налогового менеджмента является совместная работа, предусматривающая взаимные обязательства друг перед другом. Для осуществления эффективного налогового менеджмента, необходимо предоставить возможность приглашённым специалистам работать, что называется, в одной упряжке, с сотрудниками предприятия. Последние, в свою очередь, должны быть готовы ввести в курс дела налоговых менеджеров, предоставить всю необходимую им информацию. Здесь не должно быть никаких секретов, недомолвок, иначе это может негативно сказаться на результате управления налоговыми отчислениями. Не стоит требовать от налоговых менеджеров достижения в короткие сроки заоблачных результатов. Снижение налоговой нагрузки в десятки раз может быть достигнуто лишь в результате незаконного уклонения от уплаты налогов, преследуемого уголовным законодательством. Перспективное и кропотливое управление налоговыми отчислениями может действительно дать вполне ощутимые результаты, однако это требует и времени, и определённых усилий. Сомневаться в полезности и необходимости налогового менеджмента не приходится, единственной проблемой здесь мог бы стать выбор подходящей организации, которая помогла бы решить все проблемы в области налогового планирования и оптимизации совокупной налоговой базы предприятия.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

3.1. Налоговый менеджмент и планирование на предприятии

Планирование учит анонимному владению капиталом, анонимному инвестированию, обходу валютных ограничений, а также показывает, как без контроля и на законных основаниях перемещать капитал в любую точку мира.

В настоящее время стратегия определяется в условиях достаточно высокой неопределенности социально-политической и экономической ситуации в стране, а также неопределенности, неустойчивости законодательной базы. Тактика объективно необходима в условиях с целью снижения налогов, соблюдения налогового законодательства, снижения финансовых рисков и избежания процедуры банкротства.

В своей деятельности хозяйствующие субъекты всегда стремятся минимизировать свой доход и прибыль, а это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но в целом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат.

С этих позиций основной задачей корпоративного налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.

Для создания и успешного функционирования системы управления налогами на предприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а именно:

· наличие взаимосвязанных стратегий развития бизнес-планов и бюджетов;

· готовность администрации осуществлять налоговое планирование на основе стратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принципов управления;

· организация системы сбора и обработки информации, ориентированной на использование сетевых технологий и ресурсов Интернета;

· выделение структурного подразделения (лица), ответственного за организацию налогового планирования как целостно ориентированной системы;

· разработка схемы налогового планирования (налоговое договорное поле, технология внутреннего контроля налоговых расчетов);

· мониторинг системы факторов, влияющих на условия реализации налоговых планов.

Рис. 3. Группировка налогов по их влияниям на финансово-хозяйственную деятельность организации

3.2. Налоговый менеджмент и его роль в системе налогового планирования

Налоговый менеджмент формируется одновременно с управлением финансами, ибо, как будет показано ниже, он не существует отдельно как инструмент управления бизнесом, а является лишь неотъемлемой частью всего финансового менеджмента. При этом одной из ярко выраженных особенностей является то, что в налоговой сфере законодательство изменяется гораздо быстрее, чем в любой другой области экономического регулирования. С этих позиций налоговый менеджмент можно рассматривать как особое научно-практическое направление, ориентированное на решение двоякой задачи: во-первых, это повышение эффективности производства и, во-вторых, – соблюдение налогового законодательства.

Субъектами в области налогообложения выступают государственные налоговые органы, налогоплательщики и прочие участники налоговых отношений. Разумеется, главную роль играют два из них – государство и предпринимательский сектор (юридические и физические лица). Интересы их совпадают не всегда.

Поэтому общую систему управления налогообложением, имеющую в определённом смысле разноплановые цели, необходимо рассматривать как двухуровневую систему:

верхний уровень – управление налогами и сборами как частью публичных финансовых ресурсов, т. е. финансов государственных органов управления;

нижний уровень – управление налогами и сборами хозяйствующих субъектов.

На государственном уровне основная цель при проведении налоговой политики сводится, во-первых, к формированию доходной части бюджетов и, во-вторых, к стимулированию развития экономического потенциала страны. Реализуется эта цель путём обеспечения относительного равновесия между функциями налогообложения: фискальной и регулирующей. Задача управления налогами на предприятиях и в организациях иная: оптимизация налоговых платежей с целью увеличения размера прибыли; причём речь идёт как о тактике сокращения налогов, так и об устойчивом сокращении их на долгосрочную перспективу. Несмотря на то, что хозяйствующие субъекты значительно отличаются по видам деятельности, размерам, структуре и другим параметрам, что прямо накладывает отпечаток на построение системы управления, логика и принципы управления финансовыми ресурсами (в том числе и налогами) остаются неизменными.

С рассматриваемых позиций система налогового менеджмента в целом должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить процесс управления, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Поэтому в настоящее время правомерно введение в научный и практический оборот понятий «государственный налоговый менеджмент» и «корпоративный налоговый менеджмент».

Как показывает мировая практика, при построении систем управления крупных организаций применяются системы финансового управления. Под финансовым управлением следует понимать управление с помощью финансовых инструментов. Это обусловлено тем, что вся поступающая на предприятие информация имеет финансовый характер и тесно связана с движением стоимости создаваемого продукта.

Финансовое управление характеризует процесс управления с точки зрения применяемых методов и средств управленческого воздействия на те или иные объекты управления, т.е. с использованием специальных финансовых инструментов можно обеспечить управление производством, закупками, персоналом и т.п. При этом следует понимать, что, например, использование финансовых стимулов к работе путём введения в действие новой системы премирования или оплаты труда приводит к лучшему использованию трудовых ресурсов организации. Объектом воздействия являются трудовые ресурсы и эффективность их деятельности. Как правило, кадры находятся в ведении службы персонала и не являются объектом управления для финансовой службы компании.

Управление финансами охватывает вполне определённый объект – финансы организации. В данном случае все известные методы и средства управленческой деятельности применяются специально создаваемым субъектом управления (финансовой службой предприятия) для наиболее рациональной организации движения стоимостных потоков, которые в совокупности представляют собой процессы создания новой стоимости, формирования доходов и фондов, их последующего распределения и перераспределения.

При этом налоговая деятельность предприятия так или иначе присутствует и в процессах управления финансами, и в процессах финансового управления.

В рамках финансового управления налоговая деятельность может быть рассмотрена как деятельность с использованием финансовых, прежде всего налоговых инструментов для обеспечения наиболее эффективных результатов деятельности предприятия и его взаимоотношений с государством. С одной стороны, предприятие само выступает в роли объекта воздействия со стороны государства, так как налоговые инструменты используются государством для изъятия части создаваемого дохода, стимулирования отдельных отраслей и т.п. С другой стороны, предприятие становится субъектом использования налоговых инструментов в отношении своих собственных служб, подразделений, филиалов, сфер бизнеса и т.п.

В рамках управления финансами организации налоговая деятельность реализуется как процесс управления налогами, включая управление объектами налогообложения, процедурами исчисления и уплаты налогов. Ещё более важной представляется реализация этих задач с точки зрения контроля налоговой отчётности. Однако фактически эти функции на предприятии не исполняются. Налоговая отчётность составляется специалистами бухгалтерских служб и редко подвергается последующей проверке со стороны службы внутреннего аудита. В то же время внешний аудит проводит подтверждение и проверку достоверности бухгалтерской отчётности предприятия.

Финансовый контроль осуществляется путём получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчётности: по важнейшим экономическим показателям деятельности, по стандартным формам, идентичным для всех служб, отделов и подразделений организации. Число позиций и сроки представления отчётности могут быть различны. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки и их отношение к продажам (без НДС, акцизов и других налогов, заложенных в цене), эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платёжеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей позволяет осуществлять:

· мониторинг результатов хозяйственной деятельности и их сравнение с планом;

· максимизацию прибыльности;

Т а б л и ц а 3

Основные направления налогового планирования

Этап цикла управления Направление налогового планирования
Прогнозирование Расчёты и оценка налоговых последствий расширения масштабов бизнеса и изменения его характера. Расчёты и оценка налоговых последствий реализации инвестиционных планов и программ. Построение налоговой модели предприятия. Оценка тенденций развития налогового законодательства и их влияния на налоговые платежи предприятия
Планирование Выбор схемы налогообложения. Разработка налоговой политики. Разработка налогового плана по всей совокупности объектов налогообложения. Разработка графика налоговых платежей
Организация и координация Уточнение схемы налогообложения в связи с внесением изменений в действующее налоговое законодательство. Внесение корректировок в налоговую политику предприятия. Разработка оперативных налоговых планов (поквартально) и корректировка годовых и оперативных планов в связи с изменением динамики объектов обложения и/или налоговой политики предприятия. Разработка оперативных графиков налоговых выплат. Организация и координация деятельности всех служб предприятия и принятие решений, существенно влияющих на формирование объектов налогообложения.
Учет и регистрация данных Разработка модели налогового учёта предприятия. Формирование информационной модели налогового учёта и документооборота, связанного с движением и изменением объектов налогового учёта. Разработка процедур формирования налоговой отчётности предприятия. Разработка форм и методики заполнения налоговых регистров
Контроль Планирование мероприятий контроля налоговой отчётности предприятия. Проверка планируемых и фактических налоговых выплат. Контроль соблюдения графика налоговых выплат. Контроль исполнения обязанностей специалистами налоговой службы и иных служб, связанных с реализацией задач налоговой деятельности. Контроль своевременности представления информации, необходимой для реализации налоговой службой предприятия поставленных перед нею задач
Анализ Выполнение аналитических расчётов и выявление факторов, влияющих на показатели налоговой отчётности предприятия. Выявление причин расхождений между плановыми и фактическими объёмами налоговых выплат. Анализ причин несоблюдения графиков налоговых выплат. Анализ причин невыполнения задач налоговой службы. Анализ причин отклонений от установленного графика представления информации и документов
Регулирование Устранение причин расхождений или ошибок в данных налоговой отчётности. Устранение причин отклонений от планов, корректировка плановых расчётов. Устранение причин отклонений от установленного графика выплат, ликвидация недоимок по налогам и причин неплатежей. Работа с персоналом налоговой службы предприятия для обеспечения эффективности налоговой деятельности

· оценку платёжеспособности;

· наблюдение за ликвидностью.

Причинами недостаточного финансового контроля главным образом являются:

· отсутствие ясных целей бизнеса;

· недостаток основной информации, необходимой для успешного управления бизнесом;

· неправильная оценка потребностей бизнеса в наличности и иных ресурсах для данного вида деятельности;

· склонность считать, что плохие результаты происходят от неблагоприятных экономических условий, тяжёлого налогового бремени или даже невезения.

Таким образом, рассматривая налоговую деятельность вообще и налоговое планирование в частности как функцию управления, можно представить основные направления налогового планирования на каждом этапе управленческого цикла.

Планирование как этап непрерывного цикла управления

Рассмотрим вопросы финансового и налогового планирования как его составной части более подробно.

Для бизнеса очень важно определить цели. Главной целью предприятия, как правило, является расширение масштаба бизнеса и извлечение прибыли. Некоторые крупные предприятия и организации устанавливают цели, выражая их через коэффициенты, например, через сумму прибыли на одного работника, доход на собственные средства, прибыль по отношению к выручке от продаж и т.д. Можно также представить главную цель деятельности предприятия.

        Прогноз        
           
                   
Определение целей       Организация и координация     Планирование
       
           
Регулирование         Сбор и регистрация данных
       
               
        Контроль и Анализ        
               

Рис. 5. Непрерывность процесса планирования

Таким образом, вся совокупность деятельности на этапе постановки стратегических и текущих целей предприятия должна быть непосредственно выражена в налоговых последствиях их реализации.

Реализация стратегических целей налогового планирования выглядит следующим образом:

Рис. 6. Реализация стратегических целей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: