Место методов в педагогическом процессе

Для наглядного представления о методе приведем пример. Учащийся высказал пожелание узнать больше, чем дал преподава­тель на уроке по данной теме. Преподаватель одобрил это желание, порекомендовал прочитать нужную книгу, посоветовал, с чего на­чать чтение, предостерег от возможных ошибок. Одобрение, реко­мендация, совет, предостережения — это действия педагога, направ­ленные на учащегося. Сам учащийся читает книгу, конспектирует ее, пересказывает друзьям, задает вопросы себе и педагогу, сравни­вает, сопоставляет вновь прочитанное со своим опытом и т. д. Он тоже действует, познавая содержание. Выделенные действия и есть методы воспитания, предназначенные для работы с содержанием.

Методы воспитания — те практические действия педагога и учаще­гося, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содер­жания воспитания как общественного опыта.

Отличить методы воспитания от других практических действий педагогов и учащихся можно, владея их признаками.

Во-первых, к методам относятся только те действия, которые взаимосвязывают педагога и учащегося, т. е. бинарные, двойственные по своей сути.

Во-вторых, те действия, с помощью которых преобразуется содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения.

В-третьих, те действия, с помощью которых регулируется и стимулируется развитие учащихся и педагогов.

Наличие у учащихся своей зоны самовоспитания, самообразования, само­обучения предполагает присутствие у учащегося и своих методов и приемов осуществления этих процессов. В педагогике они называются методами и приемами учения. Но, по сути, это явление значительно глубже. Действительно, учащиеся владеют методами, с помощью которых познают тот ма­териал, который предлагает программа, педагог. Но они используют мето­ды и для самостоятельного, инициативного приобретения знаний, умений независимо от обучения в училище. И здесь учащийся может сам создавать свои методы, интуитивно подбирая их, комбинируя известные. Кстати, уча­щиеся большие изобретатели в этом вопросе. Вспомним хотя бы пятаки под пяткой, успокаивающий счет до десяти, заучивание стихов на ночь и др. Педагогу стоит присмотреться к их методам самовоспитания, самообразо­вания, самообучения.

Каждый метод делится на методические приемы. Метод беседы, напри­мер, делится на такие приемы, как вопросы и ответы, показ и убеждение, вступительное слово и заключение.

Методов воспитания чрезвычайно много. По скромным подсчетам, основ­ных общепринятых методов не менее пятисот. Использовать отдельные ме­тоды, не сознавать при этом всей системы трудно, а подчас и невозможно. Об этом говорит бедный выбор методов, применяемых на практике. Системати­ка методов также нужна для лучшего запоминания.

До сих пор наиболее распространенным классификатором методов явля­ется тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (таблица 13). Это самая про­стая и доступная классификация, широко применяемая на практике.

Таблица 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: