Сложность с постановкой и обоснованием актуальности проблемы развивающего обучения для системы подготовки рабочих и служащих заключается в том, что именно здесь оно мало используется. Лишь немногие педагоги знают о развивающем обучении. Так, по результатам наших наблюдений уроков в ПТУ, в конце 80-х годов немногим более 7% (из 100 посещенных) имели в себе признаки развивающего обучения. Уроки в основном велись репродуктивно.
Между тем теория развивающего обучения соответствует принципу природосообразности воспитания учащихся, развивает этот принцип, позволяет создать такую педагогическую технологию, которая как раз способствует развитию личности воспитанника и самого воспитателя. Главная причина невнимания ПТУ к этой теории кроется в сложнейшем противоречии между тем, что требует общество и чего "хочет" от каждого выпускника профтехучилища конкретное производство. В рыночном обществе провозглашается ценность высококультурного и разносторонне развитого работника, а предприятию все еще нужен узкий специалист, по сути, придаток техники и технологии. Производство все еще заинтересовано в адаптации будущих рабочих к стандартным условиям их труда, нередко к морально устаревшим технике и технологии, к экологически опасным факторам.
|
|
И все-таки эту проблему для профтехучилищ надо считать актуальной, т. к., во-первых, сегодня, как.никогда, нужна "спасительная" теория, способная вывести из тупика училища, загнанные туда школой путем селекции "трудных", маргинальных людей. Бескультурье, комплексы неполноценности, слабый интеллект можно преодолеть только развитием личности;
во-вторых, училища вынуждены думать о выпуске конкурентоспособного работника;
в-третьих, сегодня высока потребность в перестройке деятельности самих инженерно-педагогических работников. Училищам нужна такая педагогическая технология, которая обеспечивала бы развитие не только учеников, но и самих педагогов;
в-четвертых, училищу нужны такие теории воспитания и обучения, такие педагогические технологии, которые не противоречили бы другим тенденциям его развития, вписывались бы в них. Этому опять же соответствуют теория и технология развивающего обучения, способствующие в полной мере демократизации воспитательных отношений, широко использующие коллективные формы обучения и воспитания наравне с групповыми и индивидуальными.
Развивающее обучение, о чем говорит его название, направлено на создание воспитательных отношений развивающего характера.
Таблица 26