Теория развивающего обучения как основа новой педагогической технологии

Сложность с постановкой и обоснованием актуальности про­блемы развивающего обучения для системы подготовки рабочих и служащих заключается в том, что именно здесь оно мало использу­ется. Лишь немногие педагоги знают о развивающем обучении. Так, по результатам наших наблюдений уроков в ПТУ, в конце 80-х годов немногим более 7% (из 100 посещенных) имели в себе признаки раз­вивающего обучения. Уроки в основном велись репродуктивно.

Между тем теория развивающего обучения соответствует прин­ципу природосообразности воспитания учащихся, развивает этот принцип, позволяет создать такую педагогическую технологию, которая как раз способствует развитию личности воспитанника и самого воспитателя. Главная причина невнимания ПТУ к этой тео­рии кроется в сложнейшем противоречии между тем, что требует общество и чего "хочет" от каждого выпускника профтехучилища конкретное производство. В рыночном обществе провозглашается ценность высококультурного и разносторонне развитого работни­ка, а предприятию все еще нужен узкий специалист, по сути, при­даток техники и технологии. Производство все еще заинтересовано в адаптации будущих рабочих к стандартным условиям их труда, нередко к морально устаревшим технике и технологии, к экологи­чески опасным факторам.

И все-таки эту проблему для профтехучилищ надо считать актуальной, т. к., во-первых, сегодня, как.никогда, нужна "спаси­тельная" теория, способная вывести из тупика училища, загнанные туда школой путем селекции "трудных", маргинальных людей. Бес­культурье, комплексы неполноценности, слабый интеллект можно преодолеть только развитием личности;

во-вторых, училища вынуждены думать о выпуске конкурен­тоспособного работника;

в-третьих, сегодня высока потребность в перестройке деятель­ности самих инженерно-педагогических работников. Училищам нужна такая педагогическая технология, которая обеспечивала бы развитие не только учеников, но и самих педагогов;

в-четвертых, училищу нужны такие теории воспитания и обу­чения, такие педагогические технологии, которые не противоречили бы другим тенденциям его развития, вписывались бы в них. Этому опять же соответствуют теория и технология развивающего обуче­ния, способствующие в полной мере демократизации воспитатель­ных отношений, широко использующие коллективные формы обуче­ния и воспитания наравне с групповыми и индивидуальными.

Развивающее обучение, о чем говорит его название, направ­лено на создание воспитательных отношений развивающего харак­тера.

Таблица 26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: