1
Глава IX. Методический опыт проведения тренинга
«Декларация прав и свобод учителя»
Основные цели: повышение уровня корпоративного профессионального сознания участников; развитие умения организации творческой групповой работы, ориентированной на получение «группового продукта».
Ориентировочное время: около двух часов.
Материалы и подготовка: бумага, ручки, доска, мел (фломастер).
Процедура проводится по методике «мозгового штурма».
На первом этапе каждому участнику предлагается самостоятельно составить список из десяти пунктов, которые могли бы, по его мнению, составить основу «Декларации прав и свобод российского учителя». На это можно отвести 20 минут. На втором этапе участники делятся на две рабочие подгруппы. В каждой подгруппе назначается «ответственный секретарь». На этом этапе обоим подгруппам необходимо разработать свой промежуточный вариант «Декларации».
Используется следующая процедура. Сначала один из членов подгруппы зачитывает свои пункты. Каждый пункт оценивается всеми участниками по 10-балльной шкале с точки зрения его важности и соответствия представлениям о сущности документа. Секретарь также ставит свой балл, но у него есть еще дополнительная функция — вести суммарный подсчет и записывать результат по каждому пункту. Сам автор также оценивает каждый свой пункт. Выставленные баллы никем не комментируются, точки зрения не защищаются, и вообще содержание пунктов никак не обсуждается. Если в подгруппе шесть человек, то пункт может максимально набрать 60 баллов.
Затем свои пункты зачитывает следующий участник и так далее. При этом, если пункты двух или нескольких участников совпадают по смыслу, то выбирается лучшая формулировка или формулировка составляется из несколь-
32В Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия
ких частей и оценивается только она. Далее составляется промежуточный вариант «Декларации», состоящий из 10 пунктов, получивших высший рейтинг в подгруппе.
На третьем этапе проводится обмен промежуточными документами между подгруппами. Промежуточные проекты представляются «ответственными секретарями», которые переходят для этого в другую подгруппу. Они могут давать необходимые пояснения только по запросу участников оценивающей подгруппы. Повторяется процедура определения рейтинга пунктов, аналогичная предыдущей. Пункты, по смыслу совпадающие с «собственными» пунктами подгруппы, должны оцениваться тем же баллом. Естественно, секретари в оценивании на этот раз не участвуют. Таким образом, каждый пункт (в общей группе из 12 человек) может получить максимум еще 50 баллов, а всего — ПО баллов.
На четвертом этапе выявляется общий рейтинг каждого из отобранных пунктов. Все пункты по очереди отмечаются на доске вместе с общим баллом. Из аналогичных по смыслу оставляется более удачный по формулировке. Десять пунктов, получивших наивысший общий рейтинг, считаются вошедшими в «Декларацию». Конечно, с общего согласия итоговый документ может быть расширен на несколько «важных» пунктов, особенно если они лишь чуть-чуть отстали в рейтинге. Участники записывают итоговый документ и помещают в рабочие папки.
Примечания. Итоговый документ можно соответствующим образом оформить и раздать копию каждому участнику.
Я стараюсь настраивать участников так, что между подгруппами не должно возникать духа конкуренции, которая обычно начинает зарождаться в момент взаимного оценивания промежуточных вариантов. Поддерживается доброжелательность и конструктивность, направленные на повышение качества итогового документа.
Глава IX. Методический опыт проведения тренинга Щ/
Поскольку данная работа позволяет участникам в значительной степени самим регулировать индивидуальный ритм напряжения, перерыва можно и не делать, если группа на этом не настаивает.
«Мыслеобраз дня 3»
Завершение рабочего дня по общему сценарию. Соответственно используется бланк «Мыслеобраз 3».
Примечание. Обсуждение итогов дня может быть более обстоятельным, так как участники уже стремятся осмыслять не только итоги данного дня, но и промежуточные итоги тренинга. Можно предложить участникам поделиться с группой сведениями о том, кому они рассказывали о тренинге, с кем делились впечатлениями и как слушатели на это реагировали.
Встреча четвертая — «Наши Ученики»
Основная цель:
ориентация участников на личностно ориентированную, субъект-субъектную стратегию взаимодействия с учениками.
Основные задачи:
• актуализация проявления учителями эмпатии по от
ношению к ученикам;
• актуализация идентификационных проявлений учите
лей по отношению к ученикам;
• актуализация процесса субъектификации учителями
своих учеников;
• актуализация педагогической рефлексии участников;
• развитие осознавания важности проблемы межлично
стного взаимодействия учителей и учеников и установки на
партнерский тип педагогического взаимодействия.
Как обычно, день начинается с обмена участниками информацией о своем настроении и состоянии.
328 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия
«Благородные имена»
Основные цели: актуализация процессов эмпатии, идентификации, субъектафикации учеников, развитие мыслеоб-разного восприятия личности каждого ученика, развитие партнерской позиции во взаимодействии с учениками.
Ориентировочное время: до полутора часов.
Материалы и подготовка: ручки, карандаши, ластики, бумага. Очень хорошо накануне попросить участников принести на занятия фотографии нескольких своих учеников или групповую фотографию класса.
Процедура. Участники работают самостоятельно. Каждый участник вначале выбирает пять своих учеников. Пусть это будут совершенно различные дети: девочки и мальчики, младшие и старшие, подвижные и спокойные, «благополучные» и не очень и т.д. Каждому ученику отводится отдельный лист.
Участник выбирает первого ребенка. Кладет перед собой фотографию и настраивается на него. Затем записывает несколько своих мыслей об этом ребенке.
После этого нужно придумать соответствующее прилагательное (или существительное, которое можно добавить к имени через дефис), выражающее позитивную сущность этого ребенка, вызывающее к нему уважение и симпатию. Это прилагательное должно хорошо сочетаться с именем. В итоге должно получиться «благородное прозвище», как у выдающихся личностей: Ярослав Мудрый, Петр Великий, Марья-искусница и т.п.
Наконец, имя вместе с «благородным» прозвищем нужно постараться написать такими буквами (размер, шрифт, цвет, расположение и т.п.), которые соответствовали бы «духу» этого ребенка, наподобие того, как это делается в рекламных надписях. В частности для банка выбирается «солидная», «устойчивая», «основательная» надпись, а для авиакомпании — «стремительная», «легкая», «воздушная» и т.п.
Глава IX. Методический опыт проведения тренинга ЦЦ
Подобная процедура повторяется для каждого из выбранных учеников.
В завершение участники собираются в кругу и делятся результатами работы.
Примечания. Особенно важно выполнить это упражнение по отношению к «проблемным», «трудным» ученикам. При этом их «недостатки» превращаются в те или иные достоинства. Например, озорник может стать «предприимчивым», пассивный ребенок — «созерцающим», конформист — «пластичным» и т.д.
«Несправедливая обида»
Основные цели: развитие педагогической рефлексии, повышение сенситивности к процессу педагогического взаимодействия.
Ориентировочное время: около 40 минут.
Процедура. Участники в кругу рассказывают группе один или несколько случаев из практики, когда они были несправедливы по отношению к кому-либо из своих учеников. Когда выскажутся все участники, в группе анализируются выявившиеся причины таких ситуаций, обсуждаются пути их предупреждения.
Примечание. Группа может задавать уточняющие вопросы, но не может комментировать, интерпретировать, оценивать действия рассказчика. Ведущий должен тщательно следить за выполнением данной нормы.
«Письмо психологической поддержки»
Основные цели: актуализация необходимости педагогической работы, направленной на психологическую поддержку учеников; освоение технологии такой работы.
Ориентировочное время: более одного часа.
Материалы и подготовка: ручки, бумага.
Процедура. Участникам предлагается выбрать ученика (не из тех, кто уже был выбран для предыдущего упражне-
Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия
ния) и написать ему письмо на одну-две страницы. Такое письмо может быть приурочено к началу учебного года, к предстоящим экзаменам, ко дню рождения или вообще ни к чему не приурочено.
Это письмо должно актуализировать творческий потенциал ребенка, стимулировать его активность, укреплять самооценку и т.д.
Участники зачитывают свои письма в кругу. Группой вырабатываются рекомендации к написанию такого рода писем, определяется алгоритм их написания и т.п.
Примечание. Разработанный группой алгоритм и методические рекомендации по написанию ученикам писем психологической поддержки фиксируются, копируются и раздаются участникам.