Авраам получил от Бога новое имя Авраам, и вступает во второй завет с Богом. Это завет обрезания, он есть образ грядущего закона. Спрашивается, почему обрезание?
Обрезание это знамение, знак. Каково значение этого знака?
Если мы поймём значение знака, то поймём и почему такой знак был выбран.
Обрезание это сокральное действие завета. Следовательно смысл обрезания нужно искать в рамках понятия «завет». Для этого, сравним завет обрезания (второй в жизни Авраама) и первый завет с Авраамом (завет рассечённых жертв). Без труда увидим что: первый завет был таинство, Богообщение через жертвоприношение. Второй завет был отмечен знаком. Он имел знамение, но не был «таинство». Обрезание не таинство и не жертва.
В первый завет вовлечён весь веловек до исступления. Если бы Авраам не исступил, он бы не выдержал Богоявление, когда Сам Господь прошёл между рассечёнными телами жертв.
Второй завет – обрезание – прямо не затрагивает всего человека. С душой человека он говорит косвенно, через знамение на плоти. Знамение на плоти. Ветхий завет обязывает иметь знамение на плоти.
|
|
Знамение чего? Выражение «знамение завета» (евр. «от берит»). Встречается в св. Писании дважды, в двух эпизодах. Один связан с Ноем, другой – с Авраамом. Знамение завета было дано праотцу Ною. Вспоминаем, что это было. Знамение с Ноем, знамение Завета это была радуга в небе. Знамение завета было дано праотцу Аврааму, это было обрезание крайней плоти.
Сопоставим эти два знака. Один – на небе, другой на плоти. Оба говорят о Мессии. Радуга в небе это воплотившийся свет, поэтому радуга – знак воплощения Бога. Обрезание – знак того, что от тех, кто обрезан родится во плоти Бог.
Далее, завет с Ноем, назван «завет вечный», ибо он дан на все века. Завет с Авраамом назван «завет вечный», ибо он дан до конца этого века.
Далее. Радуга дана всем народам и всем людям без различия пола.
Обрезание дано одному народу и, как знак полагается на плоть мужского пола.
Пойдём дальше по пути сравнения позднейшего с предыдущим. От завета обрезания и завета Ноя пойдём дальше вглубь начальным событиям священной истории. Успеваете следить? То есть, мы движемся всё глубже и глубже к начальным и более древнейшим пластам священного Писания. Спросим, почему знамение завета обрезания полагалось только на плоть мужчин? И почему оно полагалось только на ту часть плоти, которая является крайней в отношении перехода семени из плоти отца в плоть матери?
Семя на языке св. Писания есть прямое несимволическое обозначения потомства. Семя есть потомок или потомство, которое идёт от рода в род, от поколения в поколение. Завет обрезания говорит, что родство передаётся по отцу. Это совсем не тривиальная мысль.