Грех Содома и ходатайство о спасении

Близится время суда над строной, что вся была орошаемая, как сад Божий, о ней так было сказано в 13й главе Книги Бытия.

Землю, что была как Рай Божий, превратили в Содом и три мужа, посетившие Авраама, обратились к Содому.

16 ст 18 гл «Восставши же оттуда мужи воззрели на лицо Содома и Гоморры. Авраам же шёл с ними, сопровождая их». Когда говорится, что воззрели на лицо Содома и Гоморры, здесь виден отчётливо нравственный смысл: Бог и ангелы воззрели на землю грешников и по контексту, направились к Содому и Гоморе и, как явствует из дальнейшего, два ангела направились к Содому, третий – Сам Господь, говорит с Авраамом. «Господь же сказал: сокрою ли я от Авраама, раба Моего, что Я сотворю.». Вот эти последние слова «что я творю», эти слова не означают суд над Содомом, ибо до суда спасение. Такова последовательность божественного деяния. Сначала закон (обрезание), затем – спасение из Содома, и лишь затем суд над Содомом. Как с небес надвигается на Содом и Гомору, и к нему уже направились 2 ангела, однако Господь напоминает Аврааму о завете, что Он творит с человеком. Господь напоминает Своё первое обещание Аврааму сотворить его в народ великий, и что благословатся в нём все племена земли. Бог напоминает, но не повторяет сказанное. В этом смысле очень полезно сопоставлять параллельные тексты в жизни Авраама. Мы найдём, что при новом их воспроизведении, нечто появляется новое. Это новое будет самым существенным – божественная педагогика новая будет по сравнению со старым.

18 ст «Авраам же бытием будет в народ великий и многий и благословятся в нём все народы Земли». Бытием будет – так в еврейском и греческом текстах. То есть, перед нами оборот внутреннего содержания. Авраам теперь сам по себе таков, что не может не быть. То есть, непременно будет народом великим.

Когда человек живёт с Богом, он благодать усваивает, благодать становится его естеством, входит в его естество. Тогда сам человек становится источником благодати воды живой, о которой сказал Христос: «Кто испиет от воды, которую Я дам ему, невозжаждит вовек, но вода, которую Я дам ему, будет в нём источником воды, текущей в Жизнь Вечную» (4 гл Еванг. от Иоанна).

Верующий человек становится источником веры. О таком человеке, как Авраам, говорит Христос, что у него из чрева потекут реки воды живой. Почему из чрева? Потому что Авраам целиком воспринял благословение Божье. Авраам воспринял благодать, как бы в Своё естество, ну точнее, в Своё нутро. Он её воспринял так, как человек усваивает пищу, или женщина семя. И чрево становится источником. От пищи происходит крепость, из семени – жизнь, а от веры – вера. Испивший воды становится источником воды. Благодать воспринятая, из нутра уже человеческого становится источником благодати. Новый и ветхий завет, смотрите! Язык символический един в Священном Писании.

Это новое состояние в жизни человека, который сейчас испытывает Авраам. Новое состояние. Тогда возникает настоящая свобода – не грешить. И её мы увидим в жизни Авраама. Настоящая свобода человека это не грешить.

А в ближайшем эпизоде мы увидим, как Авраам свободен, насколько он свободен по его необыкновенному дерзновению в разговоре с Господом. Именно человек, воспринявший благодать в своё естество, может быть подобно Аврааму ходатоем о спасении. Или даже, по молитве его, спасение даётся другим людям.

Ещё раз обратим внимание, что Господь говорит с Авраамом, он обращается к нему в 3м лице. Авраам теперь «он». Потому что у Авраама теперь новое бытие.

19 ст говорит Господь «ибо Я познал его». Будем осторожны. Вот это Библейское знание, ведение, оно очень особенное, чтобы его понять. Библейское знание, это когда знающий и знаемый составляют одно. И друг в друга проникает. И Господь говорит: «Я познал его», «Я ведаю его». А что Господь не ведает? Бог всевидящий. Что Бог не видит? Есть такое? Есть. Бог не видит то, что не хочет видеть.

Об этом в Книге Иова очень выразительно написано. Нечто не хочет Господь видеть. Нечестивых Он не спасает, ибо они нехотят видеть Господа. (Иов 35, 36 гл там содержатся эти слова).

Какая радость, помните, была у Нафанаила из Евангелия и Агари из Книги Бытия, что их Бог увидел. Вся жизнь переменилась. Библейское знание это причастность к другому и взаимное проникновение. Ведает тот, кто с ведомым составляет одно. Авраам пророс в Бога, и Господь говорит: «теперь Я тебя ведаю».

Мы просим Бога: «призри на нас, услыши нас». Мы просим: призри, услышь, но мы не дерзаем просить: «обоняй нас». А Ноя Бог обонял, тот дух, который шёл от Ноя и от его жертв. Самый дух этого человека Бог в себя втянул. Мы не проси «узнай нас, сведай нас», а Авраама Бог уведел, узнал. И ап. Павла Бог познал, как Павел говорит о себе: «теперь я знаю от части, тогда же, в будущем веке, познаю подобно тому, как и я познан» (1 посл. к Коринфянам). Когда Павел говорит: «Я Богом познан», это значит, что он вошёл в меру Авраамову.

Бог же, обращаясь к Аврааму, говорит не «ты», но в третьем лице «он». И о Себе Бог сейчас начнёт говорить в 3м лице, Господь. Потому что Бог и Авраам отныне – новая общность. Они вместе. Он – Господь и он – Авраам. И они вместе, и Авраам может посмотреть на них. На себя с Богом по новому. Авраама посетила Троица, Авраам принял Троицу, он по-новому начал быть, он имеет новый взгляд на себя, новое самосознание. Вот, что даёт вера.

Ещё раз 19 ст Господь говорит: «ибо Я познал его ради того, что он заповедает сынам своим и дому своему после себя, и они сохранят пути Господни, чтобы творить правду и суд. Да наведёт Господь на Авраама всё, что Он изглаголал к нему».

И после этих слов великих, воля Божья поворачивается на суд. «Сказал же Господь: вопль Содомский и Гоморский умножился и грехи их велики весьма». В еврейском даже более конкретно: «грех их, он тяжел весьма». Господь слышит вопль греха. Когда ещё грех вопил от Земли до Неба, вспоминайте, братья и сестры, это важно, мы говорили об этом. Когда грех вопил до неба? Конечно, «голос крови брата твоего вопиет ко Мне от Земли». То был грех Каина. Каин получил проклятие. Затем, строители Вавилонской башни замыслили строить её до Неба или от Неба. Посягнули и были рассеяны. Теперь, вопль к Богу идёт от Содома. Человеки в Содоме и прежде были лукавы и грешны пред Богом весьма, теперь вопль греха умножился и достиг Господ. Содом, это важная мысль, третий случай, когда Писание даёт нам понять дух Каина. Каин, Вавилон, Содом – три главные разновидности крайнего греха.

Грех Содомский нужно поместить в разряд греха Каинского, иначе он непонятен и непонятна будет кара, которая его постигла. Сам Каин ступил на путь проклятия от жертвоприношения. Он правильно не разделил жертву. Каин захотел поделиться с Богом по принципу: тебе лучшее, а мне – моё. Каин принёс жертву так, что захотел с Богом разделиться, чтобы было правильно, по праву, раздельно – каждому своё. Каин – противник того завета, когда человек отдаёт Богу всё. Вот Каин это не терпит, когда человек отдаёт Богу всё, и Бог отдаёт человеку Себя. Каин – не просто богоборец; Каин – противник Нового Завета. Он пошёл и против Бога и против человека. Каин пошёл от лица Божия и потерял сыновство от Адама. Каин – не сын Божий и не сын Адама.

Что объединяет Кани, Вавилон и Содом? Отрицание свое человеческой природы в той или другой форме. Это то общее, что объединяет Каина, Вавилон и Содом. Вот, Вавилонские каменьщики, ступили на путь Каина, когда начали строить всемирную цивилизацию. Как всяких глобалистов, так и этих строителей всемирной цивилизации, стало ограничивать их собственная природа. Башня до Неба или башня от Неба для них была не цель а путь. А замыслили они переделать человеческую природу, преодолеть человека. Каин пошёл против человека; Вавилонские строители захотели преодолеть человека. Они сказали: сотворим себе имя. Вавилон отверг сыновство от Адама, но в отличие от Каина, строители Вавилона не ведали, что борятся с Богом, и Бог сошёл, чтобы видеть город и башню, рассеял строителей по лицу Земли.

Третье в этом ряду греха – Содом. О Содоме и Гоморре мы знаем, что земля их была как Рай Божий. Содомляне могли и не быть богоборцами. Скорее всего не были, каким был Каин. И творческих замыслов у них не наблюдалось, как у строителей Вавилона. Содомит – не Каин, Содом – не Вавилон, Содом это всенародный узаконенный разврат. Жители Содома просто потеряли человека в сытой развратной жизни. Когда пророк Иизекиль обличает современников, он даёт им имя женщины Содомы, вот, сестра Самарии Иерусалима, он назвал её Содома. И он называет её грех, авон (помните у Каина авон был). И он называет грех авон Содомы. Это, послушаем, что такое грех Содомы: «гордыня, пресыщенность, праздность, немилосердие». С этой точки зрения мы можем посмотреть на общество, в котором живём. Если действительные ценности этого общества строятся на гордыне, пресыщенности, праздности, немилосердии, а разврат легализован, то это Содом. Ещё раз: гордыня, пресыщенность, праздность, немилосердие и узаконенный разврат – Содом.

Отрицание своей человеческой природы – общее у Каина, Вавилона и Содома, но происходило поразному. Каин пошёл против человека. Строители Вавилона захотели преодолеть человека. Жители Содома потеряли человечность. Потомство Каина не осталось после Потопа. Дух Каина возрождается в Вавилоне – первый раз, в Содоме – вторично. В первый раз он возник по предположению у потомков Иофета. Второй раз дух Каина возродился в Содоме среди хамитских.

Итак, воля Божья поворачивается на суд. Для суда нужны свидетели и свидетельства: Не Богу нужны, а для суда. То, что Бог дал людям как суд, тому Он Сам следует. То есть, Бог подчиняется тому, что Сам даёт. Бог уважает суд, который Он Сам дал людям. И сейчас Господь учинит следствие о Содоме. А для следствия нужны свидетели. Господь говорит о Содоме в присутствии Авраама: «Сошедши да увижу так ли по воплю их, идущему ко Мне совершают. Нет ли, да узнаю». Прежде, ко строителям Вавилона, как сказано, сошёл Господь, чтобы увидеть город и башню. Это означало, что Господь посмотрел на них, даже не на людей, а на их поступки. Господь посмотрел по своему человечеству, сошёл, посмотрел по-человечеству, то есть, милостиво насколько возможно. Содомляне потеряли облик человеческий, а Господь говорит: «сошедши да увижу». Господь нисходит, чтобы посмотреть на них как человек. Это будет взгляд милостивый. Но.. какое самое серьёзное испытание? Какое свидетельство окончательное? Испытание милостью – самое серьезное. Это свидетельство окончательное. Вообще, испытывать человека милостью это может кончиться плохо, это наживёшь себе врага. Испытание милостью – суровейшее испытание, но для Содома настало это время. Сейчас Содом будет испытан. Как будет происходить это божественное снисхождение.

Тот, Кто говорит сейчас с Авраамом, один из трёх мужей Ветхозаветной Троицы, Он в будущем воплотится в человечестве как Христос. Спаситель. Он, в будущем Сам и сойдёт и увидит и познает на Себе вполне как человек, что делается в человечестве. А что значит Библейское знание? Христос именно познает, то есть даст проникнуть в Себя бичу, тёрну, гвоздям, копью, смерти. Это будет познание. Что делается в человеке, Бог познает на Себе, даст проникнуть в Себя орудиям казни и самой смерти. Это будет в Новом Завете.

Сейчас в Содом войдут два ангела из Троицы, они войдут в облике человеческом и познают на себе, таковы ли дела содомлян, каков вопль от Содома до Неба. Да, таковы. Жители Содома увидят в юношах красоту небесную и захотят их познать. Насильственно и всенародно. Так Господь в лице двух ангелов сошёл и узнал, что мера злодеяний содомлян совершилась. Они вот так посягают на небесную красоту.

В судебном расследовании о Содоме, и это потом станет обязательным по закону, будут два свидетеля или три. Во второзаконии написано: при двух свидетелях или при трёх свидетелях да умрёт, подлежащий смерти. Да не умрёт при одном свидетеле. В деле о Содоме два свидетеля вместе с Господом – три свидетеля.

22 ст: «И обратившись от туда мужи пошли в Содом. Авраам же пребыл, стоящим пред Господом.». Авраам не пошёл. О понял, Кто перед ним. Авраам с Богом не хочет разлучатсья, не отпускает Его от себя. Он с Богом разговаривает. Аврааму Господь дал понять о том, что он теперь иной человек, вошёл в новую стадию жизни, он человек, которого Бог познал. Авраам обрёл новую свободу, человек теперь с Богом новая общность, они общаются в диалоге. Златоуст конечно это отметил: смотри, как Бог беседует с праведником, точно как человек с подобным Себе человеком. Действительно удивительная вещь. О чём будет Авраам говорить с Тем, Кто станет Спасителем мира? О чём Авраам будет говорить с Тем, Кто спасителем мира будет? О спасении. Авраам выступает заступником и ходатоем за жителей Содома, среди которых был и Лот, племянник его с семейством. Авраам говорит необыкновенно дерзко, и одновременно он помнит, с Кем говорит.

Авраам в обращении к Господу, два ангела идут на следствие в Содом, а Авраам остался, и Он вполне самостоятельно высказывает великую религиозную идею, которую до конца утвердит Новый Завет.

23 ст «И приблизившись Авраам сказал: неужели смятёшь праведного с нечестивым и будет праведный как нечестивый?». Вот, смятёшь, это буквальный перевод с еврейского, можно перевести «погубишь». Вообще-то «смятешь» - буквальный-то смысл. Почему смятёшь лучше чем погубишь? Потому, что Господь никого не губит. Здесь и далее в еврейском тексте этого диалога нет термина «губить», который обозначал бы действие Божье. И в описании Потопа его не было. Это важно, потому что именно применительно к массовому истреблению человечества в Потопе и населения Содома необходимо понимать, что не Господь действующая причина погибели. Если даже в этих катастрофических событиях (Потоп и Содом) Господь никого в собственном смысле слова не губит, то разве Он погубит праведного с нечестивым? Как горячо Авраам обращается к Господу. Разве Он погубит праведного с нечестивым?

И дальше 24 ст Авраам говорит: «если будет пятьдесят праведников в городе, смятёшь ли их, не простишь ли всего места ради пятидесяти правдных, если будут в нём?» (То есть, в городе).

И по еврейскому тексту видно, что Авраам как бы говорит Господу: уже ль до такого окаянства дошли содомляне, если в городе будет 50 праведных, не понесёшь ли (это буквальный перевод) сего места ради них? То есть, так ли велик грех Содома, что Твоему милосердию нельзя простить сей окрестной страны. Он ещё и за землю и за окрестность заступается.

25 ст поразительный: «Никак ты не сотворишь по глаголу сему». Никак это в переводе с греческого. Этот перевод не передаёт всей дерзости речей Авраама. Еврейского «халила» имеет значение восклицание, предостерегающее – чур. То есть, Авраам говорит Богу: «халила ле ха», буквально «чур тебя». «Чур тебя! Не сотворишь по глаголу сему, чтобы убить праведного с нечестивым и будет праведный как нечестивый. Никак судящий всю Землю не сотворишь ли суда». Смотрите, что делает Авраам, он требует суда. Не убивай без суда. А у кого он требует? У Того, Кого сам же и исповедует. Судящий всю Землю. То есть, он требудет дерзко, но со страхом Божьим. Только религиозное сознание может вмещать такие кричащие противоречия. Говорить одновременно с величайшим дерзновением и безупречным страхом Божьим. Так могли говорить с Богом не многие праведники: Авраам, Иов, Иаков, Моисей. Авраам обратился к Господу. Что скажет Господь?

26 ст «Сказал же Господь: если обрету в Содоме 50 праведных внутри города, прощу всё место ради них». Ради праведных в самом городе, Господь помилует всю страну. Он мысль Авраама понял. И отвечав Авраам сказал: «ныне я начал говорить ко Господу, я же земля и пепел.» И сейчас последует второй дерзостный приступ и Авраам его предворяет такими словами: «Я земля и пепел». В этих словах он исповедует Бога творца. Начало моей жизни – тело из земли, говорит Авраам. А конец жизни моей пепел. Жизнь от Бога.

«Ныне я начал говорить ко Господу, я же земля и пепел. Если уменьшится пятьдесят праведных на пять. Истлишь ли ради пяти весь город.». Придашь ли тлению ради пяти весь город.

Авраам торгуется. В заступничестве пред Богом Авраам точно как на торгах говорит хитро не о 45 праведниках, а о недостаче пятерых. От пятидесяти получается.. из-за пятерых недостающих погибать ли всем?

«И сказал Господь: не придям тлению, если обрету там сорок пять». 45, смотрите, Господь не позволяет Собою хитрить, и говорить не о пяти недостающих, но о 45 наличных. И Авраам впредь хитрость оставляет, говорит прямо.

«И продолжал ещё Авраам говорить к Нему и сказал: если же обрящутся там сорок? И сказал Господь: не сделаю ради сорока.». Вот что мы здесь видим. Авраам меняет тактику. Златоуст это сразу отмечает, говорит: он увидил, что Бог преклоняется к милосердию и уже не понемногу, не по пяти стал уменьшать, а по десяти.

«И сказал Авраам. Что, Господи, если возглаголю. А если обрящутся там тридцать? (уменьшает на 10) И сказал Господь: не сделаю, если обрету там тридцать».

«И сказал Авраам: По скольку могу говорить ко Господу» То есть, Ты мне даёшь, и я могу. «По скольку могу говорить ко Господу. А если обрящатся там двадцать? И сказал Господь: не предам истлению ради двадцати». Господь согласился, но Авраам чувствует: у него осталось последнее слово.

«Что, Господи, если возглаголю ещё единожды: А если обрящутся там десять? И сказал Господь: не предам истлению ради десяти».

Авраам правильно опасался. Господь согласился, но в последний раз.

33 ст «Отошёл же Господь, как завершил говорить к Аврааму. И Авраам возвратился в место своё».

Как Авраам предчувствовал, Господь завершил говорить о помиловании, почему? Потому, что милость Божья живая. А всё живое имеет границы. Есть границы, дальше которых не распространяется и милость Божья, потому что это будет уже не милость, а попустительство и путь к гибели. Не было десяти праведных в Содоме. Было только четыре: Лот с женой и две дочери. И в допотопном мире не было десяти. В 8 душах, говорит ап. Пётр, сохранил Бог семейство Ноя. Не было десяти.

Содом ожидает следствие и суд.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: