Нормирование аварийной посадки и остойчивости судна

Каждое судно должно быть обеспечено Информацией по аварийной посадке и остойчивости повреждённого судна (при затоплении одного или двух смежных отсеков) независимо от того, имеется в символе класса Регистра или нет знак деления на отсеки.

Капитан, командный состав службы эксплуатации и единой технической службы должны уметь пользоваться Информацией по аварийной посадке и остойчивости, быстро оценивать аварийную ситуацию и проводить мероприятия по спрямлению судна, рекомендованные информацией.

Общие рекомендации по расчетам посадки и остойчивости ава­рийного судна. Подробное рассмотрение ряда примеров расчета посадки и остойчивости аварийного судна позволяет сделать не­сколько общих рекомендаций:

1. При затоплении отсека третьей категории, т. е. отсека, сооб­щающегося с забортной водой и имеющего свободную поверхность воды, необходимо пользоваться номограммами посадки и остой­чивости аварийного судна. При этом:

если затоплен отсек выше двойного дна, то вычисления произ­водятся непосредственно по номограммам с использованием фак­тических М, xg, zg;

если, кроме того, затоплены отсеки в двойном дне (отсеки пер­вой категории), то вначале вычисляется условная нагрузка М1, Xgi, Zg1, a дальнейший расчет ведется по тем же номограммам.

2. Если затоплен отсек (отсеки) первой категории, то незави­симо от того, заделана пробоина или нет, необходимо пользовать­ся номограммами неповрежденного судна, а воду влившую­ся в отсеки условно отнести в нагрузку судна до аварии, т. е. вы­числить М1, Xgi, Zg1

3. Если затоплен отсек второй категории (после аварии про­боина заделана, или в отсеке скопилась фильтрационная вода и отсек не сообщается с забортной водой, но имеет свободную по­верхность), то необходимо пользоваться номограммами непо­врежденного судна, а расчеты производить в два этапа:

вначале воду рассматривать как принятый «замерзший» груз; вычислить М1, Xgi, Zg1 и построить диаграмму статической остой­чивости;

затем «разморозить» воду и учесть поправки на влияние свободной поверхности.

4. Если затопление несимметричное, расчеты необходимо произ­водить в два этапа:

вначале строится диаграмма статической остойчивости в пред­положении, что центр тяжести несимметрично затопленных отсе­ков находится в диаметральной плоскости;

затем вычисляются кренящие моменты от несимметрично влив­шейся воды, и перестраивается диаграмма статической остойчи­вости.

5. Возможны также любые комбинации затоплений. Необходи­мо только помнить:

если среди затопленных отсеков есть отсеки третьей категории, то все вычисления производятся по номограммам аварийного судна;

если среди затопленных отсеков находятся только отсеки первой и второй категорий, то все вычисления производятся по номо­граммам неповрежденного судна.

Дополнение из курсовика

1.1 Общие положения. Определение аварийной посадки и остойчивости судна после затопления одного или нескольких водонепроницаемых отсеков называется расчетом непотопляемости. При затоплении одиночных отсеков метод расчета непотопляемости зависит от категории отсека.
Затопленные отсеки подразделяются на три основных группы:
Отсек первой категории полностью затопленный не сообщающийся с забортной водой. Эти отсеки не имеют свободной поверхности.
Отсек второй категории затоплен частично и сообщающийся с забортной водой. В них имеются свободные поверхности, отрицательно влияющие на остойчивость судна.
Отсек третьей категории затоплен частично, сообщающийся с забортной водой и открытый сверху.
В этих отсеках объем поступающей воды в процессе затопления непрерывно увеличивается до установления ватерлинии равновесия. В них также имеются свободные поверхности.
Наиболее опасным с точки зрения аварийной посадки и остойчивости судна после аварии является отсек третьей категории.

1.2. Применяются два способа расчета непотопляемости.
1.2.1 Способ приема груза (способ переменного водоизмещения). В этом случае масса воды, поступившей в отсек, рассматривается как принятый груз. При этом изменяются: водоизмещение, координаты центра тяжести и центра величины, поперечная и продольная метацентрические высоты, средняя осадка, углы крена и дифферента. Он применяется при затоплении отсеков первой и второй категории.
1.2.2 Способ исключения (способ постоянного водоизмещения). В этом случае объем воды, поступившей в отсек, исключается из объема корпуса судна, так как объем корпуса между начальной и аварийной ватерлиниями равен исключенному объему, исходя из условия равновесия судна. Таким образом, объем погруженного корпуса судна остается неизменным, а водоизмещение постоянным. При этом изменяется форма погруженного корпуса, координаты центра величины и центра тяжести (если нагрузка судна в процессе аварии не изменилась и все грузы закреплены). Этот способ используется при затоплении отсеков третьей категории.
Оба способа расчета непотопляемости независимо от категории затопленных отсеков дают одинаковые характеристики, характеризующие положение судна после затопления отсека: среднюю осадку, угла крена и дифферента, коэффициенты остойчивости: (?+P)h1=?h2; (?+P)H1=?H2
Что же касается других величин, например метацентрических высот, то их значения, найденные двумя различными способами, различны. Метацентрические высоты h1 и H1, определенные способом переменного водоизмещения, меньше метацентрических высот h2 и H2, найденных способом постоянного водоизмещения. Параметры посадки аварийного судна, рассчитанные двумя методами, будут одинаковыми, так как одинаковы коэффициенты остойчивости. Следует отметить, что метод переменного водоизмещения не используется для расчета непотопляемости при затоплении отсеков третьей категории, так как в этом случае он более трудоемкий по сравнению с методом постоянного водоизмещения.
При определенном объеме воды, влившейся в отсек V необходимо учесть, что он будет меньше теоретического объема затопленного отсека Vт, так как часть отсека занята набором, оборудованием, грузом и т. п. Поэтому следует учесть коэффициент проницаемости, под которым понимается отношение фактического объема воды в затопленном отсеке при полном его затоплении к теоретическому объему отсека:
В соответствии с Правилами классификации и постройки морских судов коэффициенты проницаемости для различных помещений следующие:
- 0.85 для машинных отделений, помещений, занятых механизмами, электростанциями, технологическим оборудованием;
- 0.60 для помещений, занятых грузами или запасами, а также предназначенных для перевозки жидких грузов или запасов;
- 0.95 для помещений обычно не занятых существенным количеством грузов или запасов; для помещений, занятых порожней колесной техникой, порожними контейнерами или другими грузами, имеющими высокую проницаемость.
- 0.98 для пустых цистерн и цистерн, предназначенных только для балластировки забортной водой;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: