В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Когда деятельность захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. То что нам интересно, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.
Когда же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.
|
|
Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Послепроизвольный вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. В отличии от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В тоже время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс.
Свойства внимания:
- устойчивость;
- переключаемость;
- отвлекаемость;
- объем;
- концентрация;
- распределение.
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.
Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Важной и определяющей особенностью объема внимания является, то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
|
|
Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутренняя под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций.
В развитии внимания можно выделить два основных этапа:
Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.