11.1. Правовые основы и формы
внешнеэкономической деятельности
Развитие рыночных отношений в России требует от руководителей предприятий умения управлять не только производством, но и сбытом своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим к традиционным видам деятельности предприятий производственной, социальной, финансовой, технической, научной, маркетинговой, добавляется внешнеэкономическая деятельность.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов.
К видам внешнеэкономической деятельности относятся: внешняя торговля товарами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью; международная производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно определяют вид внешнеэкономической деятельности, выбор формы зависит от их реальных возможностей.
|
|
Все сферы деятельности регулируются сложной системой законодательных актов, которые обеспечивают правовое управление процессами ВЭД. Система государственного регулирования включает: законодательно-правовую базу; организационную структуру регулирования; государственное планирование ВЭД; квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок; сертификацию импортных товаров; регистрацию экспортных контрактов; обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров; таможенное регулирование; валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.
В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование ВЭД осуществляется на основе следующих принципов: единство внешнеэкономической и национальной (внутренней) экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности РФ и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.
К органам, регулирующим ВЭД в Российской Федерации, относятся:
Президент РФ – осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой;
Государственная Дума и Совет Федерации – разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД;
Правительство РФ – проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ, участвует в организации и проведении международных переговоров, в формировании экспортного и импортного режимов, регулирует размеры ставок таможенных тарифов, принимает конкретные меры по защите интересов отечественного рынка от иностранной конкуренции.
|
|
Кроме того, вопросами ВЭД занимаются Центральный Банк РФ, Государственный таможенный комитет, Торгово-промышленная палата РФ и ряд других государственных органов.
Начало формирования правового механизма регулирования ВЭД было положено Указом Президента РСФСР “О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР” от 15 ноября 1991 г. В соответствии с принятым указом была отменена действующая почти 3 года обязательная регистрация предприятий и организаций как участников ВЭД;
отменены ограничения на бартерные операции;
банкам, уполномоченным на ведение валютных операций, было разрешено открывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам;
отменены ограничения на покупку наличной валюты;
Центральному Банку было предложено принять меры к развитию валютного рынка, расширению сети обменных пунктов;
Правительству РСФСР было предложено существенно сократить перечень лицензируемых и квотируемых товаров;
установлено, что курс рубля к иностранным валютам будет определяться на основе спроса и предложения на межбанковском валютном рынке.
Глубокие преобразования во внешнеэкономической сфере России, направленные на переход к открытой экономике, были неразрывной составной частью радикальной экономической реформы, осуществляемой в России.
Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере.
За годы реформ были заложены основы правовой инфраструктуры ВЭД, приняты важнейшие законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.
Важнейшей сферой внешнеэкономической деятельности являются валютные операции. В связи с этим 9 октября 1992 г. был принят Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”.
В 1993–1994 гг. имела место частичная либерализация экспортного режима: список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования (таможенные тарифы и налоги) дополнялись обязательной сертификацией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.
21 мая 1993 г. был введен в действие Закон РФ “О таможенном тарифе”. Закон определил место таможенного тарифа в системе государственных методов регулирования ВЭД и послужил основой для последующих изменений в сфере формирования нормативной базы. С 21 июня 1993 г. начал действовать Таможенный Кодекс РФ. Одним из главных его достоинств является то, что он соответствует международным стандартам.
В течение второй половины 1994 г. и в начале 1995 г., по существу, был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:
продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными “извне”, т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств;
товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.
Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования ВЭД произошли в 1995 г., когда вступил в действие Закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. Его законодательная база определила: принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; разграничение сферы компетенции Федерации и ее субъектов; методы государственного регулирования внешнеэкономических связей.
|
|
В 1996 г. были полностью отменены экспортные пошлины и введена единая система обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров.
В 1998 г. был принят закон “О лизинге”, который определил формы и порядок осуществления операций по международному лизингу. С 1998 г. активизируется переговорный процесс по присоединению России к Всемирной торговой организации, реализуется соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В этом же году Россия присоединяется к Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сообществу.
1 января 1999 г. вновь введены экспортные таможенные пошлины на широкий круг товаров. Новый закон “Об иностранных инвестициях” способствовал привлечению в экономику РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта и создал условия соответствующие нормам международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.
Эволюция, которую претерпел механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в последние годы, сводится в основном к следующему:
– ликвидация высокомонополизированной системы внешней торговли, при которой экспортно-импортные операции были сосредоточены в руках достаточно ограниченного круга специализированных внешнеторговых объединений;
– весьма значительное расширение числа субъектов, участвующих во внешней торговле, в том числе и в качестве посредников;
– упразднение жесткого централизованного воздействия на объем, структуру и географическое направление внешнеторгового оборота;
– сглаживание и использование действующих, а не формально существующих, как это было раньше, экономических регуляторов экспорта и импорта – ставок таможенного тарифа и курса рубля, а также организация внутреннего валютного рынка, что предоставляет хозяйствующим субъектам свободный доступ к валютным ресурсам;
|
|
– уменьшение роли государства в финансировании внешнеторговых операций.
Формы внешнеэкономической деятельности
Средством реализации различных видов внешнеэкономической деятельности являются коммерческие операции.
Внешнеэкономическая коммерческая операция – это комплекс действий по подготовке, заключению и выполнению международной сделки (договора).
Договор признается международным, если заключен между сторонами, находящимися на территории разных государств. Международные коммерческие операции подразделяются на основные, осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками операций, и вспомогательные, связанные с продвижением товара покупателю (табл. 11.1).