Литературная теория русского сентиментализма

Проблема чувствительности, понимаемой как эмоциональная реакция человека на внешний мир, - одна из центральных в просветительской философии. На чувствительности, как утверждали просветители, основывается солидарность людей, именно она может стать мостиком от эгоистических побуждений к альтруистическим, поскольку дает возможность понять страдания других людей и проникнуться к ним сочувствием.

Рационалистический взгляд на процесс воспитания уступал место новым воззрениям, нашедшим благоприятную форму в литературе сентиментализма с его культом чувства и вниманием к "внутреннему человеку". Нравственное образование ("образование сердца") стало рассматриваться как главная первоочередная задача, более существенная, чем самое обучение - просвещение разума. Но, перемещая акценты, русские писатели сентиментализма не порвали с предшествующей традицией. Сохраняла свое значение забота о воспитании достойных членов общества, людей, способных ценить и развивать свою национальную культуру. Сохранилось и уважительное отношение к знаниям, убежденность - вопреки Руссо - в том, что "науки вообще благодетельны для Морали".

При всех спорах и разногласиях сентименталистов объединяли в целом сходные представления о "нравственном кодексе" "чувствительного человека". При этом для большинства из них герои "низкого состояния" представляли собой более или менее удачную модель для демонстрации самых важных с их точки зрения качеств, среди которых выделяются прежде всего способность к благотворению, умение любить, бескорыстие, чувство чести и собственного достоинства, способность к самопожертвованию. В то же время новая иерархия ценностей вовсе не отменяла существовавших сословных разграничений. Напротив, к перечисленным добродетелям добавлялась еще одна: довольство своим состоянием.

В трактовке категории вкуса русские сентименталисты отходят от рационалистических воззрений, связывавших понятие вкуса с проблемой правил и ориентацией на общепринятые образцы, но в то же время развивают просветительские идеи воспитания вкуса. Особое значение приобрела для сентименталистов задача совершенствования не только индивидуального вкуса, но и "вкуса народного", определяющего прошлое, настоящее и будущее национальной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: