Социология - одна из самых молодых и содержательных наук, но успела приобрести вид логически стройной системы достоверного знания. Опрашивая немногих (выборочная совокупность), социолог выводит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индивидуальные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Опрашивая людей (респондентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, мотивах и образе жизни. Создавая социально - типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т. е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, социологию интересует не внутренний мир индивида, как, например, психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.
Цель социологии - в новом свете, под новым углом зрения, увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом складывается социологическое видение окружающей действительности, вырабатываются навыки научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета национализма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления.
|
|
Социологию невозможно представлять в виде абстрактного знания, оторванного от реальной жизни: она черпает свои проблемы из жизни, дает основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и иx взаимоотношениях, отвечает на такие вопросы: что такое общество, почему люди объединяются в группы, что собой представляют социальные институты, как и почему происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволяют легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения с минимальным риском, планировать свои действия.
Студентам рекомендуется после изучения той или иной темы теоретического курса применять полученные знания в дискуссиях, спорах, при написании рефератов, контрольных работ, при изучении других дисциплин. Каждая тема пособия снабжена списком основной и дополнительной литературы с учетом имеющейся в читальных залах учебно-методического кабинета кафедры социологии, библиотеки СПбГИЭУ, Национальной Библиотеки России.
Студент, освоивший дисциплину «Социология», должен:
1. понимать социологию как науку;
2. знать основные этапы развития мировой социологической науки, иметь представления о важнейших школах и учениях выдающихся социологов;
|
|
3. познакомиться с классическими первоисточниками по предмету «Социология», охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции;
4. иметь общее представление об основных отраслях социологического знания.
5. умение применять социологические знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и бизнеса и т.д., т.е. быть «субъектом социологии».
Преподаватель должен идти по пути межотраслевого взаимодействия, использование идей и наработок в смежных областях социологической науки, т.к. социология знания «ушла» в философию, где у нее образовалась прекрасная ниша из трудов Э. Гуссерля, М. Шелера, А. Шюца, а социология образования выбрала эмпирическую траекторию развития.