Организованность | Трудолюбие | Коллективизм | Любознательность | Эстетическое развитие |
1-да | 2-не | 3 -Нет | 4-да | 5-да |
6-да-ложь | 7-да | 8-нет | 9-нет | 10-да |
11-нет | 12-да-ложь | 13-да | 14-нет | 15-да |
16-да | 17-да | 18-да-ложь | 19-нет | 20-нет |
21-да | 22-нет | 23-нет | 24-нет-ложь | 25-да |
26-нет | 27-да | 28-да | 29-да | 30-нет-ложь |
31-да | 32-да | 33-нет | 34-да | 35-да |
36-нет-ложь | 37-нет | 38-да | 39-нет | 40-нет |
41-да | 42-да-ложь | 43-нет | 44-да | 45-да |
46-нет | 47-да | 48-да-ложь | 49-да | 50-да |
51-да | 52-да | 53-да | 54-да-ложь | 55-нет |
56-нет | 57-не | 58-нет | 59-нет | 60-да-ложь |
61-нет | 62-нет | 63-нет | 64-нет | 65-да |
66-нет-ложь | 67-да | 68-нет | 69-нет | 70-нет |
71-нет | 72-да-ложь | 73-да | 74-да | 75-да |
76-да | 77-нет | 78-да-ложь | 79-да | 80-да |
81-да | 82-да | 83-нет | 84-да-ложь | 85-да |
86-нет | 87-нет | 88-нет | 89-нет | 90-нет-ложь |
91-да | 92-нет | 93-да | 94-нет | 95-да |
96-да | 97-нет | 98-нет | 99-нет | 100-нет |
101-нет | 102-да | 103-нет | 104-нет | 105-нет |
106-нет | 107-нет | 108-да | 109-да | 110-нет |
111-да | 112-нет | 113-да | 114-да | 115-да |
1. Проставляются плюсы при совпадении ответов со шкалой лжи.
II. Суммируется количество плюсов по шкале лжи: если сумма плюсов равна 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как ответы считаются необъективными.
|
|
III. Проставляются баллы за совладение по шкалам свойств личности.
IV. Суммируется количество баллов по каждой шкале.
V. Строится профиль по пяти личностным свойствам.
Условием успешного применения опросника являются доверительные отношения экспериментатора с испытуемыми, наличие у последних готовности к самовоспитанию. Исключается разглашение анкетных данных.
ТЕСТ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ.
Цель. Диагностика эгоцентризма у подростков и старших школьников.
Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Нужно сразу записать первое пришедшее вам в голову окончание незаконченного предложения, стараться работать быстро.
I. В такой ситуации...
2. Легче всего...
3. Несмотря на то, что...
4.Чем дольше…
5. По сравнению с...
6. Каждый...
7. Жаль, что...
8. В результате...
9. Если...
10. Несколько лет тому назад...
11. Самое важное то, что...
12. На самом деле...
13. Только...
14. Настояния проблема в том, что...
15. Неправда, что...
16. Придет такой день, когда...
17. Самое большое...
I8. Никогда...
19. В то, что...
20. Вряд ли возможно, что...
21. Главное в том, что...
22. Иногда...
23. Лет так через десять...
24. В прошлом...
25. Дело я том, что…
26. В настоящее врем»....
27. Самое лучшее...
21. Принимая ко внимание...
29. Если бы не...
30. Всегда...
31. Возможность...
32. В случае. ..
33. Обычно...
34. Если бы даже...
35. До сих пор.....
36. Условие для...
37. Более всего...
38. Насчет...
|
|
39. С недавнего времени...
40. Только с тех пор...
Анализ результатов. Цель обработки результатов — получение индекса эгоцентризма по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты есть смысл, если испытуемые полностыо справились с заданием. Поэтому в процессе проведения тестирования школьников нужно стремиться к тому, чтобы все предложения были закончены. Koгда есть более 10 незаконченных предложений, тест который бланк обработке и анализу не подлежит.
Индекс эгоцентрихзма определяют путем выявления информации о самом субьекте. Эта информация выражается местоимением первого лица единственного числа, всеми притяжательными и собственными местоимениями, образованными от него, т.е. местоимениями «я», «мне», «мой», «меня», «мною» и т.п. Информацию о субъекте несут также предложения, законченные не до конца, но содержащие указанные местоимения и предложения, в которых самих местоимений нет, но зато они подразумеваются, если имеется глагол первого лица единственного числа.
Индексом эгоцентризма служит количество обозначенных предложений.
Уровни эгоцентрической направленности подростков и старших школьников.
Нижний | Средний | Высокий | ||
4 класс | Мальчики | 0-9 | 10-15 | 26-40 |
Девочки | 0-8 | 9-24 | 25-40 | |
5 класс | 0-11 | 12-27 | 28-40 | |
0-10 | 11-26 | 27-40 | ||
6 класс | 0-13 | 14-28 | 29-40 | |
0-14 | 15-26 | 27-40 | ||
7 класс | 0-12 | 13-27 | 28-40 | |
0-13 | 14-25 | 26-40 | ||
8 класс | Юноши | 0-8 | 9-22 | 23-40 |
Девушки | 0-9 | 10-23 | 24-40 | |
9 класс | 0-7 | 7-20 | 21-40 | |
0-8 | 9-23 | 24-40 | ||
10 класс | 0-7 | 8-20 | 21-40 | |
0-7 | 8-21 | 22-40 |
Примечание: Эгоцентрическая направленность в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах. Личность с такой направленностью испытывает затруднения в изменении собственной позиции по отношению к некоторому познгавательному объекту, в непонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, в неумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своей собственной точки зрения. Вероятно, формирование и закрепление эгоцентрической направленности личности происходит в подростковом возрасте.
В ходе тестирования следует придерживаться следующих условий: а) категорически запрещается что-либо объяснить испытуемому помимо инструкции или давать оценки и высказывать свое отношение в его суждениям; 6) экспериментатор не должен разглашать истинные цели исследования.
ДЕТСКИЙ ОПРОСНИК ПО ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ
(Холл и Халберштат)
Инструкция испытуемому: Оцените по пятибальной шкале, насколько данный пункт описывает Вас самого.
1. Мои замыслы и их исполнение всегда оригинальны и самобытны.
2. Я не слишком много помогаю другим людям.
3. Я сильно сопереживаю другим людям.
4. Я почти всегда добра по отношению к другим людям.
5. Я стараюсь делать все, что могу для людей, которые мне небезразличны.
6. Я- мягкий человек.
7. Я очень люблю искусство и музыку.
8. Я очень люблю маленьких детей.
1. 9.Мне бывает трудно принять решение.
2. Вo многих отношениях я лучше, чем большинство моих ровесников.
3. Я предпочитаю делать все сам. а не обратиться за помощью к взрослым или другим детям.
4. В сложных ситуациях я почти всегда стараюсь действовать.
5. Я легко сдаюсь.
6. Среди моих друзей я часто бываю лидером.
7. Я почти всегда отстаиваю то, во что я верю.
8. Я легко меняю свое мнение пол влиянием чужих людей.
9.
Первые восемь вопросов представляют собой женскую шкалу.
По всем кроме пункта 2 высокие оценки коррелируют с женственностью.
В пункте 2 низкая оценка считается показателем женственности.
Вторая группа из восьми вопросов — мужская шкала. Показателем мужественности считается низкая оценка по пунктам I, 5, 8 и высоким оценка по остальным пунктам этой части опросника.
|
|
Оценки по шкалам мужских и женских качеств не коррелируют между собой. Это означает, что если оценки по женской шкале высока, то оценки по мужской шкале не обязательно будут низкими. У детей могут быть высокие или низкие показатели по обеим шкалам или высокие по одной и низкие по другой. Андрогенным называется ребенок, имеющий высокие показатели как по шкале мужских, так и по школе женских качеств. Вклад свойств личности в психологическое здоровье определяется их адаптивной ценностью в культурной группе и конкретными социальными условиями.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ (М. Рокич)
Адаптированный вариант методики М. Рокича. Служит для исследования системы ценностей личности.
Испытуемому предлагается проранжировать карточки из плотной бумаги, размером 150 х 50 мм с наименованием ценностей и обозначением па оборотной стороне "Т" или "И". Ранжируются последовательно терминальные, затем инструментальные ценности. По окончании работы с карточками «Т» респондента просят сделать на специальном бланке с делениями от 50 до 100 отметку, насколько он уверен в том, что при повторном опыте был бы тот же порядок. Затем проводится ранжирование карточек «И» и опять делается отметка уверенности.
Список «Терминальных ценностей»: активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); здоровье (физическое и психическое здоровье); интересная работа; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); любовь (духовная и физическая близость с любым человеком); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей; общая хорошая обстановке в стране, в. нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); познание (возможность расширения, своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); равенство (братство, равные возможности для всех); самостоятельность как независимость в суждениях и оценках; свобода как независимость в поступках и действиях; счастлива» семейная жизнь; творчество (возможность творческой деятельности); уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); удовольствия (жизнь, полна» удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).
|
|
Список "Инструментальных ценностей": аккуратность (чистоплотность. умение содержать в порядке свои вещи и порядок в делах); воспитанность (хорошие манеры, вежливость); высокие запросы (высокие притязания); жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга., умение держать слово); рационализм (умении здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); смелость а отстаивании своего мнения, своих взглядов; твердая воля (умение настоять на своем, не отступить перед трудностями); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать им ошибки в заблуждении); широта взглядов (умение понять чужую точку зрении, уважать иные обычаи, вкусы, привычки); честность (правдивость, искренность); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); чуткость (заботливость).
Карточки с наименованиями ценностей предлагаются общим набором в беспорядке, сначала 18 карточек Т-ценностсй, зятем 18 карточек И-ценностей.
Доминирующая направленность ценностных ориентации четко фиксируется как определенная жизненная позиция по критериям уровня вовлеченности с одной стороны в сферу труда, а с другой — в семейно - бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оцепить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает и качественно эталона.